Кушалино. Церковь Сошествия Святого Духа.

В Тверском епархиальном статистическом сборнике И.Н. Добровольского (1901 г.) называется — церковь Сошествия Святого Духа, постройки 1842 г. (архитектор Львов И.Ф.), в ней 3 престола: главный — левый — Сошествия Святого Духа, приделы — правый — Святого Пророка Илии, левый — Святого Николая. Были еще церковные здания: деревянный дом для училища, сторожка и сарай. Церковь владела землей усадебной — 1 дес. 847 сажен, полевой — 106 дес. 857 сажен и в пустошах Подкидышево — 51 дес.1800 сажен. Имелась пасека в 30 ульев.
В 30-е гг. служба в церкви прекратилась, здание использовалось под различные учреждения и складские помещения. Внутреннее убранство утрачено. Здание требует реставрации.
По материалам книги Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия «Тверская деревня». — Тверь: Издательство «Альба», 2001

Духовская церковь была построена в 1839-1847 годы на средства прихожан по проекту тверского архитектора Львова И.Ф. в стиле позднего классицизма. Она почти полностью перекрывает обзор древней Смоленской церкви. Духовская церковь по своему архитектурному решению довольно проста: массивный широкий четверик венчается большим световым барабаном с куполом; окна которого разделяются пилястрами. С восточной и северной сторон фасад украшен порталом из четырех колонн; с остальных сторон – плоскими пилястрами. На сводах церкви до настоящего времени сохранились остатки росписей. Духовская церковь, равно как и Смоленская, была закрыта в советское время, ее использовали как склад. В настоящее время она находится в заброшенном состоянии, не используется.

Святодуховская церковь – православный храм, выстроенный в середине XIX столетия в архитектурном стиле ампир. Закрытый в 1930-х г.г. храм, являющийся памятником архитектуры областного значения, до сих пор не действует.
Село Кушалино издревле славилось православными храмами, один из которых – трёхпрестольный каменный Святодуховский храм – появился в селе в 1842 г. на месте прежней деревянной церкви Пророка Илии. Возведение храма было связано с большим пожаром, случившемся в Кушалино в 1838 г. когда вместе с крестьянскими домами полностью сгорел и Ильинский храм. Спустя год после пожара по прошению кушалинских священников и с благословения архиепископа Тверского Григория (Постникова) в сентябре 1839 г. на месте Ильинского храма была заложена новая каменная церковь.
Для жителей села, потерявших в огне большую часть своего скарба и лишившихся крыш над головами, строительство нового храма оказалось непосильным делом, поэтому они обратились за помощью к церковному старосте. Неутомимый труженик с усердием взялся за богоугодное дело – постоянно ездил как в Тверь, так и в близлежащие помещичьи усадьбы с просьбами о пожертвованиях на возведение Храма Божия, благодаря чему удалось собрать необходимую сумму денег и начать строительные работы. Его горячие призывы о помощи к жителям окрестных сёл и деревень также не остались без ответа – кто помог изготовлением кирпича, кто доставкой леса, кто подвозом к месту строительства необходимых материалов.
Так, всем миром к 1842 г. в Кушалино рядом с древней церковью Смоленской иконы Божьей Матери был выстроен новый живописный трёхпрестольный каменный храм, проект которого составил известный губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. Здание церкви, основной четверик которого с трёх сторон оформлен четырёхколонными портиками тосканского ордера и увенчан световой, декорированной пилястрами ротондой, стало ярким образцом стиля ампир и украшением села. Внутреннее оформление храма по пышности и красоте не уступало его фасадам. Вызолоченный резной иконостас, иконы и настенная живопись очень тонко были выполнены тверскими живописцами, а церковная утварь и облачения священников приобретены на пожертвования состоятельных прихожан.
В октябре 1847 г. архиепископом Тверским Григорием (Постниковым) вместе с протоиереем кафедрального собора Твери Иоанном Ловягиным был совершён чин освящения главного престола в честь Сошествия Святого Духа, а в октябре 1850 г. архиепископом Тверским Гавриилом (Розановым), сменившим на митрополичьей кафедре преосвященного Григория, был освящён боковой придел во имя Илии Пророка. Лишь о годе освящения придела во имя святителя Николая Чудотворца никаких сведений не сохранилось, поскольку к 1850 г. не был готов его иконостас, а позднее, видимо, уже никто не удосужился задокументировать это событие.
К началу XX столетия в Святодуховском храме служили священник, дьякон и псаломщик, а его прихожанами, равно как и Смоленской церкви, были жители Кушалино и окрестных деревень. В начале 1930-х гг. Святодуховскую церковь закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а здание долгие годы использовали для хозяйственных нужд. В 1932–1933 г.г., благодаря проведённым реставратором С. С. Чижовым исследованиям архитектурного ансамбля двух церквей, они были классифицированы им как памятники истории и археологии, что в дальнейшем спасло здания от полного разрушения. А уже в послевоенные годы этот статус был подтверждён документально – на оба храма были заведены паспорта, в настоящее время хранящиеся в Тверской областной администрации.
С возрождением церковной жизни в начале 1990-х г.г. храмовый ансамбль Святодуховской и Смоленской церквей передали в ведение Бежецкой епархии, но если для реставрации церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы были выделены хоть какие-то деньги, то для Святодуховского храма их до сих пор не нашлось. В настоящее время церковь Сошествия Святого Духа не действует, но выросшие вокруг храмовой ротонды строительные леса позволяют надеяться, что когда-нибудь Святодуховский храм откроет свои двери для прихожан.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-soshestviya-svyatogo-dyha-kyshalino

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?