Курышино. Церковь Сретения Господня.

Церковь приходская, однопрестольная, летняя в два света, во имя Сретения Господня, построена в 1705 г. В связи с нею зимняя однопрестольная, придельная, в один свет, строена одновременно с летнею, во имя св. и чуд. Николая. Каменная церковь построена в селе Курышине иждивением прихожан, вместо деревянной, существовавшей около 25 лет, построенной гг. Лопухиными. Лопухиными была устроена в селе деревянная церковь вместо упраздненной церкви Благовещенского погоста, существовавшего между деревнями Цылином и Сухменем. В церкви есть местно чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и часть св. мощей. В церковной ограде каменная часовня, небольшая, устроенная в 1882 г.
Земли причта Курышинской церкви: 37 десятин 2334 кв. саж., а земля упраздненной церкви Благовещенского погоста: пахотная, сенокосная и под лесом – приписана к Ильинско-Поречскому приходу. Дома для жительства священника и псаломщика церковные, деревянные. Церковного капитала 850 руб. Церковь и дома как церковные, так и в связи с ними крестьянские, на незначительном возвышении. С 1871 г. при церкви церковно-приходское попечительство, а с 1879 г. земское училище. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Капитала причта в процентных бумагах 7182 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

В южной части Угличского района расположено старинное село Курышино. Оно находится в нескольких километрах от дороги в Заозерье и Нагорье, по соседству с сёлами Ильинским и Троицким. Затерявшийся в лесах населённый пункт сохраняет застройку из когда-то значительных богатых домов и давно заброшенные руины церкви. Сколько ещё таких забытых сёл разбросано на просторах российской глубинки! На погибающие руины уже мало кто обращает внимание – тем удивительнее прямая связь местности с великими именами отечественной истории и пока ещё зримые памятники.
В древности данная территория входила в состав Верхоусецкого стана Ростовского уезда, граничившего с Угличским, Кашинским и Переславским. В Писцовых книгах 1629-1631 годов сообщается: «За Ларионом Дмитреевым сыном Лопухиным в вотчине за царя Васильево московское осадное сиденье… из ево ж поместья, что ему дано Степановское поместье Басёнкова сына Верещагина – Село Курышино на пруде. А в селе церковь Николы Чюдотворца, древян, клетцкии. А церковь и в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольне колокола, и всякое церковное строенье вотчинниково… В селе двор вотчинников да двор люцкой…» В состав вотчины также входили деревня Третьяковская на ручье, пустоши: Хмельники и Билбякино на пруде.
На основе этих сведений устанавливается, что поместье прежде принадлежало служилому человеку Степану Басёнкову Верещагину – сыну дипломата второй половины XVI века, дьяка Дворцового приказа Никиты Никитина Басёнка Верещагина. Затем за участие в обороне Москвы при царе Василии Шуйском имение в качестве вотчины передано Иллариону Дмитриевичу Лопухину (1589-1676). Это был выдающийся государственный деятель своего времени, состоявший на службе более шестидесяти лет. При царях Михаиле Феодоровича и Алексее Михайловиче проявил себя как военачальник и видный дипломат – возглавлял московское стрелецкое войско, в 1630 и 1633 годах направлен послом в Венгрию и Османскую империю, в 1651 году вёл переговоры с гетманом Богданом Хмельницким, участвовал в присоединении малороссийских земель. В чинах думного дьяка и думного дворянина служил в приказах Посольском, Казанского дворца и Новгородской четверти.
Государи высоко ценили И.Д. Лопухина и в награду за службу наделили множеством земельных владений. При этом село Курышино являлось одним из первых пожалований. Учитывая, что там находился вотчинниковый двор, хозяин мог периодически посещать владения. Лопухиным в селе была построена деревянная церковь клетского типа. Существует утверждение, что храм прежде находился на Благовещенском погосте между деревнями Цылино и Сухмень, но так ли это? Курышино уже на рубеже XVI-XVII веков имело статус села. Около Цылина действительно располагалась Благовещенская пустошь, принадлежавшая церковнослужителям. Возможно, это был соседний упразднённый храм, приход которого в XVII веке присоединён к Курышину.
Село стало родовым владением Лопухиных, передавалось по наследству. При них в 1775 году проведено генеральное межевание. В XIX веке, перед отменой крепостного права, Курышино принадлежало помещице М.В. Львовой.
Очевидно, в селе на протяжении длительного времени существовала деревянная церковь. В 1796 году в соответствии с грамотой архиепископа Арсения прихожане начали строить каменный храм. Вероятно, в 1805 году был освящён придел во имя Святителя Николая Чудотворца – в трапезной по правой стороне. В 1808 году завершено убранство летнего храма во имя Сретения Господня. 28 апреля причт и приходские люди подали прошение архиепископу Ярославскому и Ростовскому Антонию, где, в частности, говорилось: «…которая церковь строением уже и кончена, и как иконостасами украшена, так и утварию, до церкви принадлежащею, снабжена довольно. Чему прилагая при сём опись, Всеподданнейше просим оную церковь благоволить повелеть освятить на новом атласном антиминсе».
Благочинный со своей стороны засвидетельствовал: «Построена во всём сообразно положению грекороссийских церквей, иконостасами украшена и прочею утварию снабжена довольно и в оных иконостасах образов, неискусно и неисправно писанных, и запрещённых, не постановлено». В тот период в приходе находилось 84 двора, а прихожан насчитывалось 617 человек – 304 мужского пола и 313 женского.
1 мая 1808 года направлен указ Ярославской духовной консистории об освящении храма, а 14 мая благочинный Угличской округи священник села Поймашь Лев Алексеев рапортовал, что совершил чин освящения 9 мая.
В данном контексте необходимо отметить, что в различных современных публикациях стойко укоренилось утверждение, что каменная церковь в Курышине построена в 1705 году. Нетрудно догадаться откуда происходит информация – из епархиального справочника 1908 года. Но в действительности это не более чем типографская опечатка, что удостоверяет «Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии» 1861 года, где присутствует дата – «1805 год». Храм построен вовсе не на рубеже XVII-XVIII веков, а столетие спустя – в 1796-1808 годах, – что устанавливается на основе цитированных архивных документов. Не менее важное свидетельство – облик церкви, выдержанной в стиле провинциального классицизма с оглядкой на традиции и вовсе не имеющей признаков более раннего происхождения.
Фасады здания обработаны угловыми лопатками, карнизами простого профиля, прямоугольными и ромбовидными филёнками. Прямоугольные окна окаймлены рамочными наличниками. Стены храмовой части завершены небольшими треугольными фронтонами с полукруглыми люкарнами, Примечательная деталь – порталы боковых входов с пилястрами и фигурными вогнутыми аттиками.
В описи имущества 1808 года отмечено, что храм был покрыт тёсом, «глава обита чешуёю и покрыта зелёною краскою, крест железный». «Колокольня каменная, покрыта тёсом, со шпилем». В 1821 году сделаны железные кровли и добавлены ещё четыре главы. В результате храм стал пятиглавым, при этом новые главы оригинально размещены не по углам, а над фронтонами.
В 1879 году в истории села происходит важное событие – проектируется новая более значительная колокольня. 7 июня Консистория направила в Строительное отделение Губернского правления план и фасад на рассмотрение в архитектурном отношении. 15 июня проект найден удовлетворительным, перестройка колокольни разрешена, но с тем, чтобы для наблюдения был приглашён техник. В ответ 5 октября Консистория уведомила, «что наблюдение за работами по устройству колокольни при церкви села Курышина Угличского уезда со стороны священника и церковного старосты поручено: ярославскому губернскому архитектору Андрею Михайловичу Достоевскому и московскому архитектору Димитрию Николаевичу Чичагову, составителю плана на колокольню, как донесли о том священник и староста». Его подпись действительно стоит в правом нижнем углу приложенного чертежа.
Факт весьма неожиданный. Оказывается, здесь в угличской глубинке довелось оставить след одному из крупнейших отечественных зодчих второй половины XIX века! Д.Н. Чичагов (1835-1894) был представителем известной семьи архитекторов, возводивших многие значительные здания. Наиболее известная его работа – здание Московской Городской Думы (1890-1892), расположенное рядом с Красной площадью, Кремлём и Охотным рядом. Замечательный образец неорусского стиля.
Колокольня села Курышина выразительна и оригинальна. В её основе, казалось бы, обычная классицистическая композиция с поярусной расстановкой ордера, парными полуколоннами, арками и карнизами, но привлекает внимание эклектичная интерпретация – романо-византийские капители, древнерусский шатёр с кокошниками. Белокаменные детали карнизов, базы, капители и пояса колонн эффектно смотрятся на фоне краснокирпичной кладки. Безупречные пропорции трёх величественных ярусов выдают руку крупного мастера, который действительно мог бывать на месте строительства. И не надо забывать имя другого наблюдателя – А.М. Достоевского (младшего брата великого писателя), оставившего обширное наследие на Ярославской земле.
Возможно, из Курышина происходил какой-то значительный благотворитель, заботившийся о храме, способный оплатить услуги московского архитектора. В церкви ещё сохраняются фрагменты великолепных росписей, полов из цветных метлахских плиток, входной тамбур безупречной столярной работы. С востока и запада здание фланкируют изящные ворота с остатками ограды. Яркие свидетельства, что жизнь прихода била ключом. В очередной раз горько поражаешься – как такое могло произойти, что расцвет сменился разрухой и умиранием, что буйные заросли поглощают культурное наследие и выброшенные из памяти великие имена.
https://uglmus.ru/about/publics/zabitaya_istoriya_cela_kurishina_copy/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?