Успенский собор в Куртя-де-Арджеш находится в монастырском комплексе одноимённого города в предгорьях Карпат. В ХIV веке это была столица Валахии. В начале ХVI века валашский господарь Нягое Басараб приказал построить в городе храм, который бы сделал Валахию новым центром православия. Для строительства он пригласил лучших зодчих. Они то и возвели собор, который прославил монастырь на все века.
Строительство этого выдающегося памятника византийской архитектуры овеяно легендами. Одна из которых гласит, что работе мастеров мешали мистические неприятности: всё, что каменщики строили в течение дня, за ночь рассыпалось. Так продолжалось четыре дня, пока один из мастеров, Маноле не услышал во сне пророчество: чтобы построить монастырь, нужно замуровать в его стене жену или сестру кого-то из мастеров, ту, что первая принесёт утром еду. Первой оказалась Ана, беременная жена зодчего Маноле. Легенда основана на древнем поверье, что создатель должен принести жертву своему великому творению.
Собор и в самом деле получился уникальным и до сих пор признаётся одним из самых красивых православных храмов мира. Другая легенда созвучна с российской — о мастерах, строивших собор Василия Великого в Москве. Она рассказывает, что «чёрный князь» не пожелал, чтобы мастера создали что-либо равное или красивее этому храму. Правитель приехал в новый монастырь, которому не было равных на земле, и спросил мастеров, смогут ли они построить для него ещё лучше собор. Строители, находившиеся тогда на крыше и заканчивая постройку, сказали, что могут построить для него ещё более прекрасный монастырь. Тогда он приказал своим стражникам обрубить строительные леса, оставив тем самым зодчих на крыше храма. Мастер Маноле от безысходности спрыгнул с крыши и упал замертво, а на месте падения появился источник, из которого тонкой струйкой течёт и поныне вода, солёная от его слёз. Остальные семь мастеров попытались спуститься, сделав из досок крылья, но все разбились насмерть.
В ХIХ веке этот шедевр зодчества привлёк внимание Кароля I. По его приказу храм отреставрировали (1875-1885) и сделали усыпальницей румынских королей. В монастыре ныне покоятся сам Кароль I, его жена Елизавета, король Фердинанд и даже перезахороненый в 2003 году Кароль II, свергнутый в 1940 году и умерший в изгнании. Крестово-купольный храм сложен из серого известняка и поставлен на высокий, двухметровый подклет. Собор трёхглавый, более крупный по размерам четвёртый купол (высота башни 31 м) венчает объёмный придел с восточной стороны. Малые барабаны украшены винтообразной резьбой, придающей композиции динамизм. Нетрадиционно решён аркатурный пояс, а сами стены испещрены лёгкими, замысловатыми узорами, в которых угадывается турецкое влияние. Наружные стены церкви украшены 150 орнаментальными мотивами, расположенные в различных вариантах. Внутри собор был расписан Добромиром, известным живописцем, полы покрыты турецкой мозаичной плиткой. Среди икон имеется редкое изображение беременной Девы Марии.
С западной стороны от собора высится небольшая часовня. В соседнем храме Филофеи Румынской хранятся мощи мученицы Святой Девы Филофеи Румынской. Вокруг храма разбит красивейший парк, в котором есть солёный источник, названный по легенде «Колодец Маноле», а также установлен памятник основателю — валашскому господарю Нягое Бассарабу. Считается, что Успенский собор является одним из ценнейших в Румынии памятников архитектуры и включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Церковь изображена на банкноте достоинством 1 лей.
Из путеводителя Румыния. Издательство «Полиглот», 2008 г.