Приход известен со второй половины XVI века.
На церковном кладбище есть место, очертанием своим довольно правильно указывающее на существование бывшего здесь некогда малого деревянного храма; а в архиве церковном есть челобитная 1704 года на имя Государя Петра I-го, поданная крестьянами деревни Софоновской Алексеем Софоновым и Еремеем Прокопьевым на крестьян разных вотчин деревни Большого Двора, в которой вместо просителей подписано у священника (попа) Иосифа Вознесенской Куриловской церкви.
Приход сей получил название Куриловского потому что, как говорит местное народное предание, в старину на этом месте, где ныне село Курилово, устроены были местными жителями (промышленниками) кричные заводы (иначе в древности домницы), в которых производилась выделка кричного железа, употребляемого впоследствии на гвозди.
Приход вначале состоял под управлением Ростовской епархии Пошехонского уезда, потом под ведением Мологского протоиерея Феодора, который, как благочинный, входил по сему приходу в дела церковные и первый положил в 1796 году основание каменной церкви. Вскоре за тем он перешел в управление Новгородской епархии Череповского уезда.
В 1739 году вместо древней церкви XVI века была построена деревянная церковь в честь Успения Богородицы с тремя приделами, уничтоженными в 1860 годы.
Церковь в честь Вознесенья Господня в селе Курилово была построена в 1796 году по инициативе благочинного церквей Мологского уезда Ярославско-Ростовской епархии протоиерея Феодора. Кубический объем здания завершался пятиглавием типа «восьмерик на восьмерике». Вознесенская Куриловская церковь была построена с престолами: Вознесения Господня – главный, Иоанна Златоуста, Казанской иконы Божией Матери. Также действовала часовня. Возле часовни располагалось кладбище.
Успенская церковь разобрана на дрова в 1942 году, а каменная Вознесенская закрыта в 1935 году и превращена в машинно-тракторную станцию.
Согласно документам «Исповедные ведомости. Череповецкий уезд. 1799г.» в Вознесенской Куриловской церкови служили:
1. Священник Яков Иванов 45 лет (дети: Акилина 16, Татьяна 4, Иван 11, Параскева 10, Татьяна 9)
2. Диакон Иван Трофимов 26 лет (жена Федора Никифорова 25, сын Андрей 4, тесть заштатный дьякон Никифор Григорьев 57, жена Анна Иванова 56, дочь Агафья 22)
3. Дьячок Василий Иванов 46 лет, (жена Авдотья 39, дети: Федосья 14, Иван 7, Матрона 2)
4. Пономарь Алексей Григорьев, 47 лет (жена Федора Иванова 46, сестра девица Марья Григорьева 45 лет)
Согласно документам «Исповедные ведомости церквей Череповецкого уезда за 1811 год. в Вознесенской Куриловской церкови служили:
1. Священник: Яков Иванов, 57 лет, вдов
2. Диакон: Иоанн Трофимов, 39 лет
3. Пономарь: Иван Васильев, 18 лет
1795-1811 – священник Яков Иванов, 1751г.р., 1827 — заштатный.
1827 — священник Василий Фёдоров, 1791 г.р.
Из памятных книжек Новгородской губернии 1864, 1865 и 1867 годов известно, что священником Вознесенской Куриловской церкви был Василий Лаврентьевич Николаевский (Никольский).
1887-1895 — священник Екатерининский Клавдий Николаевич, из Петухской церкви, направлен в Леушинский монастырь.
1899 – священник Нумеров Николай
03.1900-14.03.1900 – вакансия
Из памятных книжек Новгородской губернии 1905-1907,1910, 1916 годов известно, что священником Вознесенской Куриловской церкви был Раменский Петр Иванович. В 1900 был перемещен из Ямышевской церкви.
До 1795 служил дьякон Никифор Григорьев, 1754 г.р., тесть дьякона Ивана Трофимова, 1795-1799 — заштатный, до 1811 года выбыл в Кирилло-Белозерский монастырь в монашество.
1795-1811, 1827– диакон Иван Трофимов, 1774 г.р., в 1809 году оставлен на дьяческой вакансии
1795-1803 – дьячок Василий Иванов (1755-1803)
1827 — дьячок Андрей Иванов, ~1792 г.р., сын дьякона Ивана Трофимова
1795-1804 – пономарь Алексей Григорьев (1753-1804)
1811,1827 – пономарь Иван Васильев, 1793 г.р., сын дьячка Василия Иванова
1899 – церковный староста Богомазов Степан, череповецкий купец 2-й гильдии
Местоположение прихода ровное, со всех сторон окаймленное на небольшое расстояние мелким сосновым лесом. Незначительная речка Кисовка издавна дала название сему приходу «Кисовские Кулиги». Свойство воды этой речки болотистое, а потому и рыба пахнет мхом. Жители для употребления берут воду из колодезей, которая очень чиста и вкусна.
Земли церковной 33 дес., пахотной 19 дес., неудобной 10 дес., сенокосной 1 дес. 75 саж., остальная же под церквами, кладбищем и постройками. Почва песчаная.
Приход от г. Череповца в 4-5 верст. К нему примыкают три прихода: Гришкинский, Дмитриевский и Уломский. На содержание причта получается жалованья 150 р., почти столько же получается и доходу от прихожан за отправление христианских треб.
Посевы хлебов изредка здесь бывают удовлетворительны. Ржи, овса, пшеницы яровой и ячменя хотя рассевается и в значительном размере, но урожай бывает всегда почти посредственный. Рожь родится в самое благоприятное лето сама 6, овес сам 3, а ячмень сам 10, Горох и греча здесь никогда не сеются; место их на полях занимает репа, которая у здешних жителей в большом почете. Лен и конопля сеют в весьма малом количестве. Причт и прихожане не только не продают хлеба на сторону, но даже покупают для собственного продовольствия.
Жители, особенно зимой, занимаются ковкой гвоздей всех сортов. Гвозди расходятся чрез С. Петербург и Москву по всей империи. Гвоздей раскавывается в приходе с большой помощью посторонних кузнецов до 700/т. пуд. Сбытом или производством накованных гвоздей в обеих столицах и прочих городах занимаются местные жители купцы.
Зданий в приходе: 2 церкви каменная и деревянная и 22 деревянных дома. Есть библиотека в двух купеческих домах Носыриных. Школа для мальчиков находится в доме местного священника.
Самое ближайшее селение к церкви село Курилово, потом деревни: Большой Двор, Карпов Двор, Софоновская и Антоновская. Вообще весь приход находится на 1 версте.
Использованные материалы
1. Куриловский приход.
https://belolikovi.narod.ru/sv_ch_u_4.htm
2. Приход Куриловский Вознесенский.
https://www.kisovo.ru/modules/history/item.php?itemid=99
3. Церкви в селе Курилово.
https://www.kisovo.ru/modules/history/item.php?itemid=4