Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь возник вблизи эрзянских деревень Старая и Новая Куриловка Саранского уезда Пензенской губернии, ныне Ромодановского района Республики Мордовия. Так значилось в «Списке населенных мест Пензенской губернии» за 1869 год. В чересполосицу с крестьянами в деревне Новая Куриловка значились земли двух помещичьих семей – Савиновых и Тепловых, последним принадлежали имения в нескольких уездах, усадебные участки в Саранске, дом в Пензе. Один из Тепловых, Африкан Васильевич, штаб-ротмистр в отставке, отличался набожностью, часто совершал паломничества в Саровскую пустынь, где встречался с преподобным Серафимом, благословившим помещика на основание женской общины. В имении появились первые черницы. В 1860 году епископ Пензенский Варлаам дал благословение на строительство помещений для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины. В 1890 году Святой Синод узаконил общину в ранге монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери, чудовторный список которой имелся в обители. Первая настоятельница монахиня Ангелина за 15 лет правления построила несколько корпусов, гостиный двор, вырыла два пруда, наладила хозяйство, увеличила земельный надел, рассадила фруктовый сад. Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х годах Тихвинский храм, расширило хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895 году, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897 году, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками. От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти преподобного Серафима. В 1835 году храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 годах храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, строился с 1890 года на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь святителя Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей преподобного Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону, вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996 году. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 году штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 человека, а перед 1910 годом в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 чел. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ века имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными. В 1918 году у монахинь сразу же было изъято 418 дес. земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество. В 1924 году в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 году последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все службные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство. В 1995 году появились первые насельницы – две монахини и послушница. В 1997 году было уже более 20 инокинь, в т. ч. две схимницы. Из села Сабанова была перевезена деревянная церковь, воссозданная вновь и 2 ноября 1997 года освященная епископом Саранским и Мордовским Варсонофием в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сегодня Куриловский монастырь динамично развивается, успешно реставрирует сохранившиеся здания. Близ обители, за околицей с. Курилово имеется чтимый источник с часовней.