Курганы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Стоит на кладбище, расположенном на высоком холме, восточный склон которого полого спускается к селу. На месте существующей церкви в кон. 18 в. находился деревянный храм Покрова, сгоревший в 1795 г. По прошению местных помещиков капитана Николая Гавриловича Корсакова и Елизаветы Андреевны Аракчеевой и по ходатайству сына последней — знаменитого Алексея Андреевича Аракчеева (как предполагают, родившегося в Курганах), тогда подполковника, в соседнем селе Большое Поречье была куплена старая деревянная церковь Воскресения, которая после перевозки в 1796 г. была освящена во имя Покрова с прибавлением придела Всех Скорбящих Радости.
В 1811 г. этот храм был перенесен на кладбище и переосвящен во имя Благовещения, а на прежнем месте на средства Е.А. Аракчеевой присодействии ее сына (к тому времени графа и генерала) в 1812-1816 гг. выстроили каменную церковь Покрова.
Согласно описи 1816 г., храм имел пять деревянных, обшитых железом глав. Компактная продольно-осевая композиция включала двусветный четверик, к нему с востока и запада примыкали равновеликие прямоугольные алтарь и трапезная, скорее похожая на притвор. Южный и северный фасады четверика были обработаны неглубокой, но крупной нишей, в которую были вписаны все проемы и две колонны по сторонам входа: композиция напоминала портик в антах. В нач. 1830-х гг. с запада пристроена каменная двухъярусная колокольня с высоким шпилем. Ее нижний прямоугольный ярус занимала паперть с лестницей в более узкий ярус-четверик, прорезанный арочными проемами звона. Возможно, в тоже время первоначальное завершение храма заменили крупным деревянным ярусом (восьмигранной или цилиндрической формы), его высокую гуськовую кровлю венчал небольшой барабан с шаровидной главкой.
К осени 1886 г. по проекту архит. В.И. Кузьмина, утвержденному 26 марта 1884 г., возвели обширную двухпридельную трапезную, которая включила в свой объем первоначальную трапезную и нижний ярус колокольни, а также заслонила западные части фасадов четверика храма. Проект был характерен для эклектичной архитектуры своего времени с преобладанием форм русского стиля. Фасады трапезной с пятью прямоугольными окнами под треугольными сандриками завершались щипцовыми фронтонами, украшенными под карнизом аркатурным пояском. Над кровлей трапезной возвышалось пятиглавие. Проект очевидно был осуществлен в упрощенных формах — без фронтонов и глав. Несколько позднее по тому же проекту вместо прежнего второго яруса колокольни был сооружен восьмигранный ярус звона с шатром в духе архитектуры 17 в.
По проекту 1895 г., выполненному епархиальным архитектором В.И. Назариным, во 2-й пол. 1890-х гг. верхний ярус храма заменили существующим восьмериком, южную И северную стены четверика частично переложили, разобрав колонны и заложив окна второго света, а внутри храма возвели угловые пилоны.
В нач. 1910-х гг. на средства прихожан вместо прежних трапезной и колокольни построили существующую трапезную с приделами Богоявления и Всех Скорбящих Радости, а также новую колокольню. В настоящее время почти полностью утрачено убранство интерьеров, в колокольне не сохранились плоские перекрытия и деревянная лестница. Здание кирпичное, оштукатуренное с гранитным цоколем. Церковь сохраняет первоначальную основу храма в стиле позднего классицизма, но в ее существующем виде господствуют формы эклектики, в которых однако преобладает ориентация на классицизм.
По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. — 2006. http://hram-tver.ru/bejezkrn/kurganybej.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?