Куремяэ. Успенский Пюхтицкий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Центральный престол собора освящен в честь Успения Божией Матери, северный — в честь Святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Дмитрия Солунского Мироточивого, южный — в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского.

Проект архитектурного комплекса Пюхтицкой обители был разработан в 1892 году академиком архитектуры М.Т. Преображенским. Новый Успенский собор монастыря построен на месте прежней Успенской соборной церкви, которая в 1892 году была перестроена из стоявшего на этом месте недостроенного лютеранского храма. Церковь была сложена из бутового камня, с тремя главками на высокой двускатной крыше. Облик церкви архитектор М. Т. Преображенский мастерски перестроил в русском стиле, но помещения храма были сырыми и тесными для развивающейся обители. В храме был один престол.
Строительство нового величественного собора предсказал св. Иоанн Кронштадский. Сестры собирали подаяние на обитель, в Москве послушница Анна Абрамова нашла благодетеля. Московский генерал-майор Иоанн Филиппович Терещенко пожертвовал обители 90 тысяч рублей на «строительство настоящего соборного православного храма». В Строительный комитет по постройке храма были представлены четыре проекта. Лучшим из них был признан проект петербургского архитектора А. А. Полещука. Проект был утвержден Рижской Духовной Консисторией 28 декабря 1907 года. Уроженец острова Саремаа и эстонец по матери, молодой архитектор А. А. Полещук был помощником академика архитектуры М. Т. Преображенского и руководил строительными работами в обители.
Каменная Успенская церковь была разобрана весной 1908 года, ее камень использовали для фундаментов нового собора. 15 июня 1908 года состоялась его закладка, и 15 августа 1910 года Владыка Агафангел, архиепископ Рижский и Митавский, совершил великое освящение храма и главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы. Южный придел в честь прп. Иоанна Лествичника (небесного покровителя И. Ф. Терещенко) и прп. Серафима Саровского был освящен 26 сентября 1910 года.
Четырехстолпный, пятиглавый, трехпрестольный собор решен в крестово-купольных конструкциях. Интерьер украшают три иконостаса и киоты с иконами, выполненные в едином стиле (эклектика 19 века). Роспись стен выполнена позже, во второй половине 20 века.

Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами. 
Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.
Архитектурный комплекс Пюхтицкого монастыря отличает гармоничное единство с мировоззрением, жизнью и бытом насельниц. Время и беды пощадили ансамбль: многие здания дошли до современников в своем первозданном виде.
Душа монастыря, его духовное сердце – пятиглавый собор во имя Успения Божией Матери, построенный по проекту Александра Полещука в 1910 году. Величественный и монументальный, увенчанный золочеными крестами, он господствует над равнинной округой, органично сливаясь со сдержанной красотой северной природы. В архитектурном облике Успенского собора, в гармоничном сочетании медных куполов, светлых подкупольных барабанов и высоких стен, сложенных из облицовочного, прекрасной фактуры кирпича цвета песчаника с орнаментальным узором и арочным обрамлением из красного кренгольмского кирпича, прослеживается влияние московско-ярославской школы. «Яко един камень» смотрится храм во всем многообразии цветов.
Трехпрестольный, рассчитанный на 1200 человек, он вместителен и просторен. Средний, главный престол посвящен Успению Божией Матери; правый, южный придел – Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу, «печальнику земли русской», и Преподобному Иоанну Лествичнику, наставнику монашества; левый, северный – почитаемому Святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и Святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.
https://www.puhtitsa.ee/index.php/monastyr/istoriya-obiteli

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?