Село Купань или Хупань, как оно называется во всех старинных актах, находится в 12 верстах от уездного города и в 135 от губернского.
Село Хупань с деревнями в 1518 г. приложено было в Троице-Сергиев монастырь… В 1764 г. с упразднением монастырских вотчин село Хупань стало казенным.
Церковь в нем существует издревле: в сотной выписи 1563 г. сказано, что здесь церковь во имя Иоанна Богослова, а в писцовых книгах 1593 г. сказано: «церковь Иван Богослов, а в церкви деисус и двери царские, образы местные, ризы и книги, клепало железное — строение приходских людей». По писцовым книгам 1628 – 29 гг. в селе Хупани значится деревянная церковь того же наименования, но уже построенная на монастырские средства. Церковь того же наименования значится и в переписных книгах 1678 г. Деревянная церковь в честь Иоанна Богослова была в Купани и в конце прошлого столетия.
До 1782 г. при ней была другая деревянная церковь во имя св. и вмц. Варвары, как это видно из сохранившейся храмозданной грамоты епископа Переславского Феофилакта. Предполагалось вместо этой обветшавшей уже церкви построить новую, но постройка почему-то не состоялась.
Вместо деревянной церкви в 1814 г. усердием прихожан устроен каменный двухэтажный храм, существующий в настоящее время. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже — в честь св. апост. Иоанна Богослова, в нижнем — в честь св. вмц. Варвары. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особо чтима прихожанами икона св. вмц. Варвары; по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня. Церковные документы хранятся в целостности: копии с метрических книг с 1795 г., исповедные росписи с 1825 г.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от земли пахотной и сенокосной 100 руб.; от служб и треб 370 руб.; от хлебного сбора 40 руб., а всего 410 руб. в год. Дом у священника церковный.
Земли при церкви: усадебной 1652 кв. саж., сенокосной 7 десятин 1174 саж., пахотной 33 десятины 563 саж, неудобной 563 саж.; план на эту землю и межевая книга имеются. Приход состоит из села и дер. Хмельников, в коих по клировым ведомостям числится 351 душа муж. пола и 384 жен., все православные. В селе Купани имеется церковно-приходская школа.
Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.