Кунесть. Церковь Петра и Павла.

Село Кунестье находится в 230 верстах от Петербурга и в 15 верстах от Гдова, при речке Кунке, на берегах которой когда – то водились куницы. Прежняя церковь св. Николая чудотв. сгорела в 1764 г. со всеми документами. Вместо нее, в том же году, помещиком Ергольским и крестьянами устроена другая деревянная церковь Петра и Павла. На кресте, хранящемся в алтаре, есть надпись, в которой указывается, что освящен жертвенник в храме св. первоверх. апост. Петра и Павла в лето 1769 г. января 2 дня… Антиминс храма освящен епископом Григорием 1824 г. сент. 28 и подписан митрополитом Серафимом.
Метрические книги имеются с 1810 г. Приход состоит из 35 деревень, церковного капитала 1900 руб.; прихожане занимаются зимой рыбной ловлей на Чудском озере. Грамотных очень мало, школа существовала прежде на квартире священника, ныне есть частные школы у крестьян. Прихожане в церковь ходят исправно, в праздники бывает их до 200 и более. Из праздников особенно уважают 6 декабря и 29 июня. В приходе одна часовня в сельце Заяловце — во имя св. вмц. Анисии. Попечительство существует с 1872 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Новая каменная Петропавловская (Тихвинская) церковь в с. Кунестье строилась на деньги местных крестьян-домохозяев при участии сборщика, разрешенного епархиальным начальством, и по указу Духовной консистории 1895 г. Постройка была завершена к 1909 г., однако «за неимением денег к освящению» в 1910 г. еще не была освящена. Трехчастный красно-кирпичный приземистый храм, основной объем которого окружен боковыми ризалитами, завершенными трехчастными кокошниками, и крупной полукруглой в плане апсидой. Храм венчается массивным восьмериком, каждая грань которого завершена трехчастными полуциркульными кокошниками, над широким притвором с крыльцом – шатровая колокольня. Похожую композицию имеет Введенская церковь в д. Новые Дубяги (1897 г., нарвский архит. И.И. Гендт). Декоративные элементы – килевидные и полуциркульные наличники, выделены белым цветом.
Прот. Александр Берташ

В 1870-х годах художественные круги Российской империи охватил интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII веков. По всей стране началось строительство бежевых, белых, ярко-красных церквей с высокими покатыми крышами и множеством небольших окон. Новое течение получило броское название «неорусский стиль». Самым известным представителем этого стиля, по праву, считается Собор Воскресения Христова на Крови, расположенный в центре Санкт-Петербурга. Однако далеко не все памятники зодчества сохранились до наших дней в таком же прекрасном состоянии.
Непростая судьба постигла церковь Петра и Павла в деревне Кунесть. Построенная вначале 1900-х г.г. по проекту неизвестного архитектора, она стойко перенесла революцию, коллективизацию, немецкую оккупацию и ежедневные капризы стихии. По неподтверждённым данным, церковь возведена на пожертвования святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиреем Михаилом Образцовым. Сам Михаил Степанович работал в Кунести с 1911 по 1934 год, его сменил священник Петр Четыркин, расстрелянный вместе со своим помощником, Михаилом Царёвым, 9 апреля 1938 года. С тех пор, на протяжении семидесяти лет, службы в церкви не проводились.
Приступив к восстановлению храма в начале 2000-х г.г., Санкт-Петербургский Региональный Общественный Фонд «Братский корпус Святителя Николая Чудотворца» столкнулся с множеством проблем и загадок. В справке, извлечённой из официального архива Псковского Епархиального Управления, указано, что храм является трёхпрестольным, названным в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Но в остальных исторических документах он упоминается как храм Петра и Павла, по имени главного престола. Инициатор реконструкции, отец Константин, считает, что правильно церковь называть Петропавловской, а не Тихвинской.
Ещё одним таинственным фактом, связанным с храмом, поделились местные жители. Они сообщили, что в детстве любили играть в катакомбах, вырытых под зданием. Восстановив чертежи столетней давности, сотрудники «Братского корпуса Святителя Николая Чудотворца» обнаружили, что в одном из пределов храма нет алтаря, вместо него на схемах изображена лестница, ведущая куда-то вниз. Возможно, под храмом остался подвал. Для каких нужд он был построен? Почему оказался засыпанным?
Вряд ли будет найден ответ на вопрос, связанный с внутренним убранством церкви. По словам настоятеля Гдовского собора отца Михаила Женочкина, в 1954 году она была в идеальном состоянии. Потом некий председатель местного колхоза, организовав общее собрание, попросил народ подписать бумагу на открытие храма. Население Кунести подписалось. Но инициатива оказалась обманом — документ, наоборот, был посвящён закрытию церкви. После этого вся утварь и иконы были вывезены во Псков. Однако деревенские старожилы утверждают, что во время Великой Отечественной Войны немцы держали в церкви лошадей. Трудно представить, чтобы оккупационные войска старались сохранить интерьер храма. Скорее всего, утварь была похищена во время войны либо ещё в конце 1930-х гг.
Сегодня в храме продолжаются реставрационные работы, последние пять лет длится «осушка», затем начнётся роспись стен, и будут возвращены иконы. Также в будущем рядом с церковью планируется строительство общеобразовательной школы-интерната и всех необходимых для её существования объектов. Возможно, в ходе работ откроются и другие интересные факты. Церковь Петра и Павла в деревне Кунесть не спешит делиться секретами.
Александр Николаенко, «Вечный зов» — российская православная газета

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?