Населённый пункт основан в 1678 году. Село Кумены основано по храмозданной грамоте вятского епископа Ионы от 9 августа 1678 года. Основателем села был Тимофей Фомич Юферев — сын хлыновского попа Фомы Юферева. В грамоте Ионы сказано: «Били челом нашея епархии Вятчанин Тимошка Фомин сын Юферев, а в челобитной его написано: поселился де он в Хлыновском уезде в Кырмыжской волости близь Кумены реки с иными того же уезду крестьяны на новорасчистных землях, церкви де от них далеко, по 15 и по 20 верст удалены и чтоб нам пожаловати благословить и велети им на церковь лес ронити и в том лесу построити церковь, во имя Нерукотворного Спасева Образа, теплую на новом месте близь Кумены речки».В 1678 году в Куменах было всего четыре дома, в одном из них жил Тимошка Юферев. Силами этих четырех семей и была срублена большая деревянная Спасская церковь.
Село Кумены стало вотчиной Трифонова монастыря. Приход интенсивно растет, и к 1700 году Спасская церковь становится тесной. В 1741 году началось строительство каменной церкви, а в октябре 1745 года каменная Спасская церковь с приделом Введения Пресвятой Богородицы была освящена. В 1745 году в приходе села Кумены было 295 дворов. В 1747 году была построена небольшая каменная колокольня. По записи 1764 года, в Спасской церкви делают новую каменную колокольню, в придельной теплой церкви — новый иконостас, в Слободском заказана отливка колокола весом в 100 пудов, и вместо старой ветхой ограды подрядились сложить новую, каменную, крестьяне Сергей Сагадаков и Михайло Крутихин.
В 1792 году из-за тесноты придельная Введенская церковь была разобрана и начато строительство теплой церкви на два престола. В 1795 году каменная кладка теплой церкви была закончена. Левый придел в честь святых Афанасия и Кирилла, а правый в честь Введения Пресвятой Богородицы.
В 1802 году в приходе Спасской церкви был 591 двор. В 1877 году теплая церковь была вновь расширена и в этом виде сохранилась до сих пор.
В годы атеизма церковь закрыли, древние иконы разворовали, колокольню снесли, ограду уничтожили, захоронения своих предков ликвидировали.
Село Кумены входит в список сел Вятского Васнецовского кольца.
Информация с сайта Куменского района http://kumeny.my1.ru/
Село Кумена (Кумены). Спасская церковь каменная, построена в 1736 г., расстоянием от г. Вятки в 60 верстах. Часовня при деревне Четверухинской деревянная.
Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме диакона, который имеет свой дом. Земли: усадебной 14 десятин, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины 100 сажень. Братский денежный доход: священника 700 руб., диакона 465 руб., псаломщика 235 руб. Руги собирается на весь причт до 165 пуд. ржи и 300 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3495 муж. пола, 3710 жен. пола, приход состоит из 52 селений, расстоянием до 9 верст.
Село расположено на правом возвышенном берегу реки Кумены; под горой находится водяная мельница с большим прудом. В приходе четыре земские школы: в селе мужская и женская, в деревне Юговской смешанная и в дер. Морянской смешанная. Главное занятие прихожан земледелие, но в свободное время некоторые из крестьян уходят в разные города и села на заработки.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».
Около 1675 года на землях близ речки Кумёны поселились четыре крестьянские семьи Вятского уезда. Это были попавшие в опалу к настоятелю Успенского Трифонова монастыря сын хлыновского попа Фомы Попова Юферев Тимофей вместе со своими крестьянами. Они попросили поселить их на новорасчистных землях у воды. Такая возможность им была милостиво предоставлена. Своё селение новые поселенцы назвали Кумёнами. Через три года, когда переселенцы уже капитально обосновались на новом месте: срубили дома, расчистили от лесов земли для ведения домашнего хозяйства, посевов хлебов и овощей, они решили построить деревянную церковь. Тимофей Юферев с односельчанами обратились с челобитной к Вятскому архиепископу о строительстве храма.
9 августа 1678 года Храмозданной Грамотой Вятского архиепископа Ионы было дано разрешение на строительство деревянной церкви в Кумёнах, которая затем была освящена во имя Нерукотворного Спасова образа. Первая деревянная церковь в Кумёнах была срублена на фундаменте из пней силами Тимофея Юферева и его односельчан.
С постройкой церкви село Кумёны стало вотчиной Трифонова монастыря. Приход интенсивно рос, через 25 лет Спасская церковь стала тесной для прихожан. В 1703 году священник церкви Аверкий и староста церковный Василий сын Коковихин с приходскими людьми подали челобитную Вятскому епископу Дионисию о строительстве нового деревянного здания Спасской церкви, которая строилась 2,5 года.
В 1727 году земский староста Харитон Коршунов переписал все починки и деревни своей вотчины. Среди них были 4 села: Спасское — Кумёны, Владимирское — Верхкумёнское, Покровское — Вожгалы и Богоявленское — Малая Кумёна, или Рябиново. В Кумёнах начался подворный сбор денег на покупку материалов и на строительство каменной церкви, которая была построена и 1736 году. Приход Спасской церкви состоял из 52 селений, расположенных на расстоянии от 1 до 9 вёрст от села Кумёны. В 1745 году в приходе села Кумёны было 295 дворов.
Население прихода росло, и вскоре построенная каменная церковь оказалась тесной для прихожан, поэтому через пять лет было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Кумёны, которое началось в 1741 году. В октябре 1745 года новое здание Спасской каменной церкви с приделом Введения Пресвятой Богородицы было построено и освящено. В дальнейшем здание церкви перестраивалось в 1747,1764,1792 годах, последний раз — в 1877 году.
В 1747 году была построена небольшая каменная колокольня. По записи 1764 года, в Спасской церкви делают новую каменную колокольню, в придельной тёплой церкви — новый иконостас. В Слободском была заказана отливка колокола весом в 100 пудов. Вместо старой ветхой ограды церкви подрядились сложить новую каменную ограду крестьяне Сергей Сагадаков и Михайло Крутихин.
В 1792 году из-за тесноты придел Введения Пресвятой Богородицы был разобран и начато строительство тёплой церкви на два придела. В 1795 году каменная кладка тёплой церкви была закончена. Левый придел был освящён в честь святых Афанасия и Кирилла, а правый — в честь Введения Пресвятой Богородицы. В 1802 году в приходе Спасской церкви был уже 591 двор. В 1877 году тёплая церковь была расширена и в этом виде сохранилась до 1936 года, когда её закрыли.
Церковный приход села Кумёны стал более оживлённым и известным и округе. Позднее недалеко от Спасской церкви по Казанскому тракту на горе у спуска в д. Богородская было построено каменное здание волостного правления.
В 1837 году в Кумёнах было открыто первое земское училище, а в 1838 году построена церковно-приходская школа. В 1865 году в Кумёнах было 10 дворов и 48 жителей. К концу 1880-х годов — 38 дворов и 217 жителей, из них 63 грамотных и 12 учащихся. В то время на всё село было 38 книг. 29 сентября 1891 года в Кумёнах состоялось открытие библиотеки. В 1914 году и Кумёнах проживали до 2000 жителей и было 20 торговых и 3 промышленных предприятия с общим оборотом 8 тыс. рублей.
До 1764 года село Кумёны было центром Кумёнской вотчины Хлыновского Успенского Трифонова монастыря, а затем стало центром Кумёнской волости. По существовавшему тогда административному делению Кумёнская волость (территория Кумёнского прихода) относилась к Вятскому уезду Вятской губернии. При волостных центрах были организованы волостные земские управы. В Кумёнах находился земский начальник на три волости: Кумёнскую, Нагорскую и Якимовагинскую. В распоряжении у него был становой пристав со штатом урядников. Руководство волостью осуществляло правление во Главе со старшиной и писарем. В селе также имелись почта, квартиры фельдшеров — медицинского и ветеринарного, а также квартиры земского начальника и станового пристава. 274
По переписи 1910-1912 годов, благочинным священником села Кумёны был Иоанн Георгиевич Попов, а в церковный округ входили сёла Березник, Бурмакино, Верх-Кумёны, Верхобыстрица, Верх-Кырмыж, Нижнеивкино, Раменье, Рябиново, Рябово. В документах тех лет писалось: «Село Кумёны от города Вятки в 60 верстах. Оно расположено на правом возвышенном берегу реки Кумёна, на возвышении толщи пёстрых песчаников татарского яруса. Под горой находится водяная мельница с большим прудом».
http://kumeny.my1.ru/news/istorija_sela_kumjony/2011-12-24-59
О церкви села Кумены, 1903 г.: Холодная церковь построена в 1736 г., теплая в 1796 г., в 1877 г. к ней для расширения храма с западной стороны сделана пристройка.
Зданием каменная с таковой же колокольней, построена в 1831 г. Крепка. Престолов в ней три: в холодном — во имя Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа; в теплом правом приделе – во имя Введения в храм Божией Матери, а в левом во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Утварью и ризницей достаточна.
Причтов в ней в настоящее время: 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика. 3 священника и 3 псаломщика занимают казенные дома, а диакон живет в доме тещи вдовы Анны Романовой умершего сей церкви диакона жены. На содержание священноцерковнослужителей жалования и постоянного оклада не положено, а все содержатся добровольным от прихожан сбором руги, петровского и осеннего.
Земли при сей церкви усадебной с лужками до 10 д., пахотной как значится в записи генерального межевания 30 дес., сенокосной 3 дес. и 100 кв. саж.
Здания принадлежащие к сей церкви суть: два каменных здания близ церкви по ту и другую стороны ея; первое — на южной стороне на 6 саж., а второе на северной на 14 саж., первое в поперечнике на 5 ½ саж., а второе на 3 саж., то и другое покрыты железной крышею. В южной устроено помещение для священника, при нем устроен амбар, скотный двор, каретник, баня и погреб. В линию с сим корпусом 5 растворов каменных лавок — в поперечнике на 3 саж., а в длину на 8 саж., с них получается доходу от 50 руб. до 125 руб. в год. А в северном корпусе помещаются училища мужское и женское. Кроме сего: еще 7 церковных домов: Каменный двухэтажный дом в длину на 5 саж., а в ширину на 4 саж., крытый железом, внутри оштукатурен, при нем: каменное крыльцо, крытое железом, скотный двор, конюшня, амбар, погреб, баня и каретник. Второй дом полукаменный в длину на 5 саж., а в ширину на 4 саж., внутри оштукатурен, а снаружи обит и покрыт тесом, при нем: 2 деревянных амбара, с каретником и конюшней, скотный двор, двор с кухней, баня и сруб из бревен над колодцем, крытый тесом. Третий дом деревянный на каменном фундаменте.
Ближайшие церкви: Нолинского уезда Ошетская в 15, Вятского уезда Верхнекуменская в 12, Рябиновская в 10, Раменская в 20, Бурматская в 30, Кырмыжская в 18 и Вожгальская в 20 вер.
Опись церковного имущества с 1883 г. Копии с метрических книг с 1796 г., хранятся в целости. Исповедные росписи с 1796 г.
ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 370 лл. 557-558
На построение первого храма близ речки Кумены дана храмозданная грамота преосвященным архиепископом Вятским Ионой в 1678 г. В выписке из писцовых книг М. Воейкова и подъячего Ф. Прокофьева 1678 г. значится погост новый Куменский (церкви не показано). Этот Куменский погост показан в числе погостов, принадлежащих вотчине Вятского Трифонова монастыря (Древние акты). Храм построен во имя Нерукотворенного образа Спасителя.
В 1703 г. вновь дана храмозданная грамота на построение, вместо первой церкви, пришедшей в ветхость, новой церкви, деревянной же, по плану хлыновской Богоявленской церкви, во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Последняя церковь строилась два с половиной года и освящена 8 сентября 1705 г.
В 1738 г. была деревянная ветхая Спасская церковь. В этом году причт с прихожанами просили вятское епархиальное начальство построить, вместо ветхой деревянной церкви, вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного образа Спасителя с приделом с северной стороны во имя Введения Пресвятой Богородицы. Вследствие такового ходатайства указом Вятской духовной консистории от 25 мая 1738 г. за № 386 позволено приготовлять материалы для построения каменной церкви, а когда материалы будут готовы, то просить о заложении к основанию церкви.
Каменная церковь холодная Спасская с приделом теплым Введенским построена и освящена в 1745 г. Старую деревянную церковь указом Вятской духовной консистории от 21 декабря 1751 г. за № 1167 разрешено разобрать.
В 1792 г. придельная теплая каменная церковь разобрана и начата постройка новой двухпридельной церкви. Во вновь построенной теплой церкви правый придел в честь Введения Пресвятой Богородицы освящен 27 сентября 1799 г., а левый придел в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла освящен 21 ноября 1796 г. прежде правого по указу Вятской духовной консистории от 11 ноября 1796 г.
Эта теплая церковь в 1877 г. расширена. В 1907 г. бывший холодный храм соединен с теплой церковью. Престолов в церкви как ранее было до расширения теплой церкви, так и ныне три: в бывшей холодной — во имя Нерукотворенного образа Спасителя, в другой церкви – правый в честь Введения Пресвятой Богородицы, левый в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла.
Село в XVIII столетии принадлежало к монастырской вотчине (Грамоты и акты Вятского Трифонова монастыря, с. 409).
В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 21/1752, 4/1756, 77/1758, 128/1761, 1/1764, 374/1767, 164, 284/1779, 328/1782, 177/1783, 270/1789 (освящение церкви), 75/1790, 10, 252/1792, 166, 372 (освящение придела)/1796, 629/1802, 863/1808 (освящение церкви), 893/1821 (освящение холодной церкви), 801/1828 (построение каменной колокольни), 322/1829 (построение каменной колокольни), 254/1833, 669/1834, 206/1837, 1108/1839, 1562/1840, 1920/1844, 684/1847, 521/1853, 96, 755/1858, 119, 174, 530/1871, 214/1872, 88, 133, 303/1874. Метрические книги с 1735 г. Примечание: Дела архива Вятской духовной консистории: 3/1738, 22/1751. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. за № 171 . Протокол Вятской духовной консистории за 1745 г. № 69. Приложение: Храмозданные грамоты 1678, 1703 г.г.