#ВернутьсяВРоссию #Публикация
Культурные последствия Крещения Руси
«Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год», — утверждал известный русский ученый Дмитрий Лихачев в своей статье «Крещение Руси и государство Русь», посвященной 1000-летию этого знаменательного события.
С ним солидарен историк культуры Сергей Аверинцев. В опубликованной в журнале «Символ» статье, также написанной к 1000-летию Крещения Руси, он писал: «Каким бы ни было богатство автохтонных традиций восточнославянского язычества, подчеркиваемое такими исследователями, как академик Б.А.Рыбаков, только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения. Она соприкоснулась с теми библейскими и эллинистическими истоками, которые являются общими для европейской семьи культур (и до известной степени роднят ее с культурами исламского круга). Она осознала себя самое и свое место в ряду, выходящем далеко за пределы житейской эмпирии; она стала культурой в полном значении этого слова».
Крещение Руси дало очень мощный толчок в развитии отечественной культуры. Ведь семена упали на благодатную почву — не случайно наши предки при выборе веры оказали доверие красоте как свидетельству об истине. Посланцы князя Владимира должны были своими глазами посмотреть на зримую реальность каждой «веры», предстающую в обряде. Побывав в Константинополе, они рассказали князю: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Поначалу Древняя Русь просто копировала лучшие образцы византийской культуры, но постепенно в стране возник свой собственный неповторимый стиль. Особого восхищения заслуживает храмовая архитектура и иконопись. «Русско-византийский диалог культур начался Крещением Руси. Это был порыв к другому миру, культурные сокровища которого выглядели и были светом, исходящим из сверкающего центра…. Для русского народа… выбор христианства означал в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Внешняя культурная экспансия Византии сыграла роль катализатора, вывела из дремотного состояния, наполнила новыми, высокими смыслами, обогатила и переиначила древнерусскую культуру. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и этнические корни, и был создан удивительный по красоте и глубине культурный феномен, не имеющий аналогий в мировой истории», — констатировал в своем докладе на ХII межрегиональных образовательных Пименовских чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
В первой половине ХI века родилась русская литература. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла Церковь. Первые оригинальные сочинения, написанные на Руси, относятся к концу XI – началу XII веков — «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати»…Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись. Кстати, ни одна европейская традиция не обладала таким количеством летописей, как русская. Летописанием преимущественно занимались монахи.
После Крещения Руси святой князь Владимир занялся развитием в стране образования. Летопись повествует, что он, «…нача поимати у нарочитые чади (у людей привилегированного сословия) дети и даяти нача на учение книжное». То есть, «учение книжное» стало предметом государственной заботы. Причем первые училища были не только учебными, но и воспитательными учреждениями.
Первые русские князья-христиане с большим усердием обустраивали свои города, строили в них каменные храмы. Да, начало каменного строительства на Руси тоже связано с принятием христианства: византийские мастера по указанию князя Владимира построили Десятинную церковь Богородицы в Киеве. Греки передали русским мастерам приемы кладки стен, возведения куполов, мозаики и камнерезного дела.
Русь унаследовала от Византии представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», то есть воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». О русских иконах восторженно отзывался даже иезуит Антонио Поссевино, безуспешно пытавшийся обратить Иоанна Грозного в католицизм, — он отмечал скромность и строгость искусства иконописцев, контрастировавшие с практикой Ренессанса.
Не случайно академик Лихачев отмечал: «Ни одна из стран, граничивших с Русью в XI веке, не могла с ней сравниться по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству и по интенсивности исторической мысли, выраженной в летописании и работе над переводными хрониками».