Кулиги. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова в Кулигах — один из лучших церковных комплексов Нерехтского района. Стоит на высоком холме, на окраине существовавшего здесь ранее села, приблизительно в 1,5 км от соседнего большого жилого села Армёнки. Местность эта называлась «в Кулигах», т.е. в кочковатом месте. До 1654 г. здесь стояло сельцо с барской усадьбой в нём. Часть сельца с пустошью Копаки принадлежала стряпчему В.И.Родионову. Другая часть с соседними деревнями принадлежала С.Н.Годунову (близкому родственнику Царя Б.Годунова), но при пришедшей к власти партии Романовых, вотчины у Годуновых были отобраны. В 1637 г. село Кулиги с деревнями были отданы Троице-Сергиеву монастырю. В.И.Родионов по-прежнему владел своей частью в этом селе, и в 1654 г. его сын А.В.Родионов, построил здесь деревянную Преображенскую церковь, а свою часть имения в селе продал дьяку Бредихину. В нач. 18 столетия часть села Кулиги принадлежала братьям Ивану и Степану Яковлевичам Ржевским.
Существующая каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери сооружена около 1794 года. Окружающая церковную территорию ограда с западными и северными воротами, а также две башни, поставленные между ними в линии северо-западных прясел, относятся, по-видимому, к сер. 19 века. Западный притвор церкви пристроен в 1906 г. Сама же Покровская церковь сочетает в себе допетровские черты, ярко отразившиеся в её объёмной композиции, с декоративными формами в стиле барокко и раннего классицизма.Композиция церкви складывается из пятиглавого храма с более узкой апсидой, равной ему по ширине трапезной, с запада включающей в свой объём основание колокольни, и прямоугольного в плане западного притвора. Двусветный четверик храма несёт пять восьмигранных барабанов (центральный световой несколько крупнее глухих боковых) с луковичными чешуйчатыми главами. Равные по высоте апсида и трапезная имеют сильно скругленные углы. Средняя часть апсиды выделена ризалитом. Возвышающийся над трапезной восьмигранный столп колокольни увенчан шатром.
В основном объёме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почётного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует надпись на южной стене храма). В лотках свода, разделённых орнаментальными полосами, написана Троица Новозаветная (восточный лоток), «Преображение» и «Вознесение» (на боковых лотках), и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объёме храма на западной стене развёрнута большая композиция «Покров Богородицы», раскрывающая посвящение храма, а по сторонам арочного прохода в трапезную-«Притча о милосердном самаритянине» и «Явление Христа Марии Магдалине». В простенках на уровне первого и второго света представлены образа избранных святых. На боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции: на северной стене-«Христос и самаритянка», на южной-«Христом среди учителей». Живопись в трапезной исполнена в 1908 г. на средства потомственного почётного гражданина Ивана Афанасьевича Кулакова. В шелыге свода в круглых медальонах помещены изображения ангелов и херувимов, ниже сцены Богородичного цикла. На восточной стене над входом в холодный храм написаны Христос с предстоящими Богоматерью и Николаем Чудотворцем, а ниже, по сторонам арки на алтарных стенах приделов, — «Моление о чаше» и «Тайная вечеря». Над западным входом — композиция «Воскрешение Лазаря», по сторонам входа — апостолы Пётр и Павел. Живопись исполнена в академической манере, в орнаментальном обрамлении клейм использован мотив плетёнки и бегущей волны. Росписи в алтаре выполнены в недавнее время и художественной ценности не представляют. Главный иконостас храма нач. 19 в., исполненный в стиле зрелого классицизма, перевезён во Владимирский собор г.Нерехты.
По материалам: «Памятники архитектуры Костромской области», 11 выпуск, стр.230-233; Д.Ф.Белоруков, стр.247.

Покровская церковь с. Кулиг каменная, с каменной колокольней и оградой, построена в 1794 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви. Престолов три: в честь Покрова Божией Матери, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. Николая. Капитал церкви в билетах вечного вклада 150 руб.
Причт: священник и псаломщик. Средства причта: казенное жалование священнику 88 руб. 20 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп.; доход от богослужений и треб – священника до 225 руб., псаломщика до 75 руб. Причт имеет свои дома, квартирных не получает. Земли в пользовании причта луговой 17 десятин, пахотной 15 десятин 1006 кв. сажень. Планы и межевые книги есть.
Прихожан муж. пола 548, жен. пола 573, приход сельскохозяйственный, частью фабричный. Приходских селений 6, дальнее в 2 верстах. Школа одна – церковно-приходская.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Церковь Покрова сочетает допетровские черты, ярко отразившиеся в объемной композиции, с декоративными формами в стиле барокко и раннего классицизма. Строго симметричная относительно продольной оси композиция складывается из пятиглавого храма с более узкой апсидой, равной ему по ширине трапезной, с запада включающей в свой объем основание колокольни, и прямоугольного в плане западного притвора. Двусветный четверик храма несет пять восьмигранных барабанов (центральный световой несколько крупнее глухих боковых) с луковичными чешуйчатыми главами. Равные по высоте апсида и трапезная имеют сильно скругленные углы. Средняя часть апсиды выделена ризалитом. Возвышающийся над трапезной восьмигранный столп колокольни увенчан шатром.
Четверик храма, завершенный антаблементом и аттиком с фигурными филенками, на южном и северном фасадах делится в соответствии с окнами первого и второго света на два яруса. Межъярусный антаблемент, как и венчающий, выделяется многообломным карнизом с сухариками. Трехосевая композиция в каждом ярусе расчленена тосканскими пилястрами – одинарными в простенках между проемами и сдвоенными на флангах. Перед средним окном первого света выступает небольшой портик с двумя тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. Прямоугольные проемы обоих ярусов заключены в рамочные наличники с ушами и капельками, объединенные с лучковыми сандриками. Грани угловых барабанов обработаны прямоугольными филенками, центральный барабан с арочными окнами – сдвоенными пилястрами. На фасадах апсиды и трапезной сохраняется ритм окон и пилястр, аналогичный нижнему ярусу храма, а его межъярусный антаблемент продолжается как венчающий. Восьмигранный столп колокольни делится двумя антаблементами на глухой нижний восьмерик, основную часть, имеющую лишь небольшое окошко на востоке для освещения внутристенной лестницы, и ярус звона с арочными проемами. Углы основной части столпа и яруса звона выпущены между тосканскими пилястрами. Шатер прорезан тремя рядами слухов: нижние и средние проемы с лучковыми перемычками акцентированы треугольными сандриками (в нижнем ряду проемы попарно объединены сандриком), слухи верхнего ряда – круглые. Западный фасад притвора с арочным входом выделен на углах тосканскими трехчетвертными колоннами и треугольным фронтоном.Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий арочный проем связывает храм с трапезной. Ее основное бесстолпное пространство перекрыто коробовым сводом. Узкая западная часть трапезной с коробовым сводом отделена стеной, прорезанной тремя арочными проемами. На эту стену и на внешнюю западную стену трапезной опираются верхние ярусы колокольни. В притворе, в северной стене которого устроена лестница на колокольню, – коробовый свод с двумя большими распалубками.Росписи в алтаре выполнены недавнее время и художественной ценности не представляют. В основном объеме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почетного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует легенда на южной стене храма).В лотках свода, разделенных орнаментальными полосами, написаны: Троица Новозаветная в иконографии «Отечество» по образцу храма Христа Спасителя в Москве (восточный лоток), «Преображение» и «Вознесение» (на боковых лотках) и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объеме храма на западной стене развернута большая композиция «Покров Богоматери», раскрывающая посвящение храма, а по сторонами арочного прохода в трапезную, – «Притча о милосердном самаритянине» и «Явление Христа Марии Магдалине» (по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда). На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах. В простенках на уровне окон первого и второго света представлены образа избранных святых. Среди них на северной стене изображена Анна Кашинская, повторно канонизированная в 1909 г. В среднем ярусе росписи на боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции, фланкированные большими орнаментальными клеймами: на северной стене – «Христос и самаритянка», на южной – «Христос среди учителей», а ниже, между окном и западным углом – «Беседа Христа с Никодимом». Орнамент симметричный, по сторонам осевого стержня расположены лиственно-цветочные побеги, прорастающие из его основания. Росписи первого и второго ярусов разграничены орнаментальным фризом с равноконечными крестами в круглых клеймах.По верхнему краю стен проходит фриз, составленный из круглых клейм, в которых чередуются изображения избранных святых и крестов. В основании свода расположен второй фриз, заполненный изображениями херувимов. Палитра росписи холодная, серовато-красноватая, приглушенная, с неконтрастными по тону вкраплениями разбеленных синих, желтых и зеленых цветов. Повышенное внимание уделено плоскостно трактованной орнаментике, нимбы и надписи позолочены.Живопись в трапезной исполнена в 1908 г. на средства потомственного почетного гражданина Ивана Афанасьевича Кулакова. В шелыге свода в круглых медальонах помещены изображения ангелов и херувимов, ниже сцены богородичного цикла. На восточной стене над входом в холодный храм написаны Христос с предстоящими Богоматерью и Николаем Чудотворцем, а ниже, по сторонам арки на алтарных стенах приделов «Моление о чаше» (с севера) и «Тайная вечеря» (с юга). Над западным входом расположена композиция «Воскрешение Лазаря», а по сторонам входа – апостолы Петр и Павел. Живопись исполнена в академической манере, в орнаментальном обрамлении клейм использован мотив плетенки и бегущей волны. Главный иконостас храма нач. 19 в., исполненный в стиле зрелого классицизма, перевезен во Владимирский собор Бородице-Сретенского монастыря г. Нерехты.
Ограда представляет собой глухую стенку с двускатным верхом, разделенную на прясла лопатками. Над стенкой лопатки продолжены квадратными в сечении столбами с четырехскатным завершением. С внешней стороны прясла украшены тремя крупными филенками – ромбовидной посередине и круглыми по сторонам.
Две башни ограды, сер.19в. Две почти одинаковые башни – двухъярусные стройных пропорций сооружения типа восьмерик на четверике, увенчанные шпилем. Нижний ярус на углах закреплен трехчетвертными тосканскими колоннами и завершен со всех сторон треугольными фронтонами. У одной из башен с внешней стороны расположен прямоугольный вход, заглубленный в арочную нишу. Грани восьмерика расчленены арочными нишами и круглыми медальонами.
Трехпролетные арочные западные ворота увенчаны тремя луковичными главками на глухих цилиндрических барабанах. Пилоны, несущие арки, с внешней стороны обработаны полуколоннами – сдвоенными по сторонам более высокой и широкой центральной арки, одинарными на флангах. От решетчатых ворот сохранилась только верхняя полукруглая часть с волютами, веером расходящимися от круга. Решетки калиток утрачены полностью. Однопролетные арочные северные ворота увенчаны ступенчатым аттиком с тремя главками на восьмигранных основаниях – вазообразной посередине и луковичными по бокам. С внешней стороны пилоны украшены парами тосканских полуколонн, несущих антаблемент с треугольным фронтоном. Карниз фронтона дополнен мутулами, а тимпан акцентирован прямоугольным киотом. Решетчатые створки ворот утрачены.
http://svodokn.ru/object/101525436?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?