Кулаево. Церковь Животворящего Креста.

Трехпрестольная каменная церковь Воздвижения Креста Господня с. Кулаево была построена в 1735 году попечением помещика И.Ф. Людкина (по другим данным – в 1762 году). Приделы были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. При церкви также действовали две часовни, приходская школа и библиотека. В 1937 году храм был закрыт, в здании располагались сельская школа, мастерские и конюшня, а с 1978 года здание пустовало и было частично разрушено. В 1988 году верующими села было начато восстановление церкви, и в 1990 году в ней возобновились богослужения. Окончательно здание церкви было передано верующим в 2001 году. В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП

Архитектурное описание. Трехпрестольная симметричного построения церковь типа восьмерик на четверике с шатровой колокольней. Убранство характерно для русской архитектуры XVIII в.
Из каталога-справочника «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры». г. Казань, Издательство «Эйдос» — 1993 г.

В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 г. значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 г. По данным клировой ведомости за 1909 г. значится, что церковь была построена в 1762 г. помещиком бригадиром(воинское звание, соотв.генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 г., а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 г. Смоленский — 28 июля 1767 г., а о последнем — неизвестно. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны — во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Открылась церковь к празднику Спаса. С тех пор село именуется Спасское-Кулаево.
Спасская церковь — памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни — с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре — небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние — с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции — в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.
В 1825 г. помещиком села был Иван Яковлевич Неслов. Спасское-Кулаево было одним из самых крупных сел Казанского уезда. До уничтожения крепостного права село состояло из нескольких слобод. Крестьяне, жившие рядом с храмом, придерживались раскола (староверы). Церковь находилась на горе посередине села. С отменой крепостного права большая часть крестьян (до 200 семей) переселилась в Казань. С их уходом церковь осталась в конце села. В 1867 г. помещичью усадьбу и землю, находящуюся при ней, купил потомственный почетный гражданин казанский купец 1 гильдии Измаил Искакович Апаков. Он приобрел землю вместе с мельницей и питейным домом от прежней владелицы Варвары Николаевны Пыхачёвой, которой имение досталось от матери коллежской советницы Анны Ивановны и брата Александра Николаевича Стрелковых в 1844 г. До прибытия Апакова население было русскоязычное, с его приездом на территории села снова стали расселяться татары в дачах (лесных караулках). В 1882 г. был ряд пожаров, истребивших большую часть села (172 двора). Погорельцы при школе селились в Колкомерку Лаишевского уезда.
В соответствии с указом его императорского величества, данному 20 ноября 1845 г. о распространении нормальных штатов на Казанскую епархию, церковь была причислена к четвертому классу, при ней находился священник, дьякон, дьячок, пономарь и просфира. Причту принадлежали церковные дома, устроенные на церковной усадьбе. Состав причта в течении 19-20 веков менялся. По сведениям клировой ведомости о Спасской церкви за 1815 г., по штату было положено иметь одного священника, одного дьякона, одного дьячка, одного пономаря. В 1877 г. при содействии приходского священника А. Бокова была открыта земская школа. Часовен было две: первая — небольшая каменная часовня была сооружена одновременно со Спасской церковью и находилась при ограде у Святых ворот; внутри была уставлена иконами, на двери висел ящик для доброхотных пожертвований. Другая каменная часовня была устроена в 90-е годы 19 в. одним из крестьян деревни Больших Дюртилей (сведений о дате освящения часовни не обнаружено). Приходские деревни — Ивановское, Никольское, Большие Дюртили, Малые Дюртили. Усадьба почетного гражданина Апакова состояла из девяти домов, водяной мельницы, пасеки.
В приходе Спасской церкви действовали учебные заведения: земская школа в селе Кулаево, открытая в 1891 г. При самой Спасской церкви существовала библиотека, ежегодно пополнявшаяся выписываемыми за счет церкви журналами и книгами. В Спасской церкви имелись археологические древности — кресло, сделанное из беспробного серебра и именовавшееся «креслом Петра Великого», и изображение сидящего в оковах Спасителя в терновом венце, вырезанное из дерева (сейчас находится в селе Кабаны).
В 1888 г. все имение купил богатый помещик Осип Яковлевич Молотков. В 1890 г. Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 м от берега реки Меша. Приезжал Молотков в Кулаево редко, дела вел управляющий Александр Гаврилович Криневский. Умер помещик в 1915 г. в Сорочьих горах. Отпевали в Спасской церкви. После него помещиком стал его сын Яков Осипович, который нередко приезжал на машине в село (это было в диковину) и ребятишкам бегущим за машиной бросал конфеты и медяки. Узнав, что власть перешла к Советам, управляющий и прислуга бежали, захватив то, что смоги увезти.
Состояние храма на 1909 г. было прочным, с такой же колокольней. Вокруг церкви существовала каменная ограда с железной решеткой. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны — во имя Смоленской Божией Матери; в теплом приделе с левой стороны — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В главной церкви иконостас был пятиярусный, в боковых храмах-двухъярусный. Икон, особенно чтимых не имелось, за исключением копий с икон Божией Матери Скоропослушница и святого великомученика Пантелеймона с Афона.
В послеоктябрьский период церковь открывали 5 раз. В последний раз закрыли в 1939 г. В этом же году сбросили 8 колоколов, одни из них 125 пудовый. На колоколах были выбиты фамилии мастеров, вес, в каком году отлили и для какой церкви. С 1940-1958 гг. в здании церкви были классы. Все фрески и росписи были уничтожены. C 1998 г. богослужения возобновлены, сначала в доме священника, где был смонтирован небольшой иконостас, затем, после посильного ремонта придела Смоленской иконы Богородицы, в храме.
С сайта — http://kulaevo1835.cerkov.ru/main-page/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?