Куинджи Архип Иванович «Ночь на Днепре»

Куинджи Архип Иванович
«Ночь на Днепре», после 1880-го
Уменьшенный вариант-повторение знаменитой картины «Лунная ночь на Днепре»
Картон, масло 19,5 × 24 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Архип Куинджи называл себя религиозным человеком и «говорил о разлитом во всем мире первоисточнике всего сущего». Даже в период господства позитивизма художник пытался раскрыть в произведениях таинственный характер вселенной и передать взволнованное состояние, которое испытывает человек, находясь ночью или поздним вечером наедине с природой. С этой целью он использовал мотивы с лунным светом, звездным сиянием и солнечными закатами. Умение Куинджи придать природе сокровенный смысл наиболее полно реализовалось в «Лунной ночи на Днепре» (1880, Государственный Русский Музей). Мистический свет изображенной на полотне луны превращал реальную природу в пространство грезы и волшебства и производил на зрителей завораживающие, гипнотизирующие действие. Картину приобрел великий князь Константин Константинович и всегда держал ее в своих апартаментах. Два других варианта-повторения находились при жизни художника в его мастерской и лишь спустя десятилетия попали в музейные собрания. Одна – в Третьяковскую галерею, другая – в Симферопольский художественный музей.

Об их существовании, также как о массе этюдов и эскизов на эту тему, стало известно лишь после смерти художника. Поскольку после грандиозного успеха картины, показанной на персональной выставке в 1882 году, Куинджи неожиданно для всех официально прекратил свою художественную деятельность.

Композиция небольшого произведения «Ночь на Днепре», выполненного на картоне, повторяет законченную картину, с той лишь разницей, что колорит решен в ином цветовом регистре. По-прежнему имитируя ночную тьму, художник вместо глубоких кобальтовых тонов в изображении неба и земли использует более светлые голубовато-синие краски. Результатом изменения цветовой тональности одной и той же композиции стало ослабление ощущения таинственного состояния, разлитого в природе, в сравнении с известным полотном.

Аркадий Рылов — один из учеников мастера писал: «Прежде чем написать картину с лунным или солнечным эффектом, Куинджи делал много различных экспериментов, опытов сочетания красок, световых отношений и технических приемов. На маленьких кусочках промасленной бумаги, реже холста, горела зеленоватым блеском луна. Топазом, жемчугом или рубиновым светом сияло солнце».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?