Свято-Николаевская. Дер. церковь уже существовала в 1623-1624 гг. В 1805 г. была разобрана. Взамен её в 1796 г. заложена кам. 26.02.1806 г. освящён гл. придел. Сооружена по приказу графа А. С. Строганова на средства прихожан. Закрыта 28.01.1930 г. Первое время в ней размещался клуб, с 1943 г. — краевед. музей. В 1990 г. здание передано церковной общине.
Е. Н. Шумилов. Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник.
Свято-Никольская церковь является главным учреждением Русской Православной Церкви на территории округа, она долгое время была центром не только религиозной, но и всей духовной жизни нашего края. Здание церкви — первое каменное здание в Кудымкаре и одно из первых на территории округа, объявленное памятником истории и культуры. Такое наследие достойно внимания исследователей края.
История создания церкви.
К каким бы вопросам истории Урала и особенно Прикамья ХVI-ХХ века не обращались исследователи, они, как правило, начинают испытывать потребность в знании полной истории знаменитого русского рода предпринимателей и меценатов искусства Строгановых. 9 апреля 1529 года Строгановым была дана грамота на соляные промыслы в Сольвычегодске. Во второй половине XVI века они распространяют свои владения и в Перми Великой. Первая жалованная грамота на великопермские земли была дана от Ивана Грозного Григорию Строганову. Можно сказать, что этой грамотой было положено основание владений Строгановых в Перми Великой. Переписи Перми Великой XVI-XVII веков отмечают в Соликамском уезде, погосте Кудымкор деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (в это время весь бассейн реки Иньвы составлял один церковный приход, к которому принадлежали, например, деревни Кува, Майкор и Купрос): А так как это селение принадлежало графу Григорию Строганову, считается, что и церковь построена по инициативе и непосредственному участию этого человека, финансировавшего строительство деревянной церкви. Кривощёков И.Я. отмечает, что «между 1579 и 1623 годами построена в селе Кудымкор деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая» (13,с.87) Церковь уже в XVII в. владела немалыми богатствами. По утверждению Шишонко В.Н. церкви принадлежали «образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на красках, большая пядница, а у него прикладу две гривны басмены, серебряны, золочены, образ Николы Чудотворца, меньшая пядница обложена серебром прикладу венец сканной; образ Воскресения Христова, на золоте, у него прикладу гривна басмена, двери царские и деисусь на красках; Пречистыя запрестольня, середня пядница; евангелие напрестольное, письменное; евангелисты серебряные, октай на 8 гласов письменной, минея общая, апостол письменной, псалтырь письменная; часовник и на колокольнице три колокола; в погосте двор попа, дъячка, пономаря и просвирницы Ульяны; пашни пахотные, церковные земли, две чети с осьминою». (16,с.247).
Древность церковного прихода подтверждается нахождением в церкви древнего колокола с латинской надписью «Gloria Soli Deo» (Единому Богу Слава) и дата «1646 год», а также требника Петра могилы печати 1647 года.Об этом, в частности, говорит Малахов М.В.(14,с.44)
В 1749 году по второму разделу между братьями Строгановыми Кудымкор с окрестными селениями достался Александру Сергеевичу Строганову Он владел Кудымкаром с 1756 по 1811 год и именно в Кудымкаре на месте старой деревянной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая построил новый каменный Свято-Никольский храм.
Существуют небольшие разногласия относительно дат строительства Кудымкарской Свято-Никольской церкви. Конин Г.К. называет датами строительства 1792-1795 гг. (11, с.97) Кривощёков И.Я. считал, что здание построено в 1796 г. (12,с.37), очевидно, имея в виду дату окончания строительства.
Кудымкарский Свято-Никольский храм состоял из алтарной, летней и зимней частей. Со стороны входа к нему была пристроена колокольня, которая зрительно возвышала весь церковный ансамбль над остальными деревянными постройками. Построенные здания (больницы, училища, квартиры) образовали прямые улицы и правильные кварталы. В центре большой площади разместилась каменная Свято-Никольская церковь, напротив церкви поднялись двухэтажные каменные дома — конторы Строгановского правления.
Белизна стен подчёркивала строгость форм здания. Фасады почти без декора. Под самым куполом в первом ярусе колокольни динамично расположены четыре круглых отверстия, вписанных в ромб.
Крупные окна больших размеров также расположены на каждой из восьми граней барабанов покрытого куполов, там находилась храмовая часть и на третьем ярусе восьмигранника колокольни через одну грань. Это создаёт ритмическую перекличку всему церковному зданию. Композиция восьмигранника с равномерным ритмом арочных окон также с декоративными решётками и геометрическим орнаментом и делением на этажи чётко организована. Алтарная часть перекрыта полукуполом. Главные линии куполов и полукуполов, завершающих верх здания создают приостановку движения вверх, немного заземляют зрительно всю постройку, но от этого она не теряет, а наоборот, более органично вписывается в окружающую среду. В очертании куполов и полукуполов заметно влияние архитектурных форм барокко. Карниз перехода из храмовой части в купольную часть декорирован геометрической кладкой кирпичей. И само впечатление от композиции всего церковного здания полно простоты и ясности. В церкви было три престола:
-холодный храм во имя сорока мучеников;
-тёплый храм с южной стороны, во имя святителя и чудотворца Николая;
-храм с северной стороны — во имя святой великомученицы Параскевы. (17,с.6)
Первый храм освящен 11 августа 1819 года, а второй и третий — 25 февраля 1804 года. (7,л.9)
До настоящего времени неизвестно, кто был на самом деле архитектором Свято-Никольской церкви. По одним сведениям, архитектурный проект церкви был предоставлен Андреем Никифоровичем Воронихиным, впоследствии строителем Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта версия основывается на том, что Андрей Никифорович вышел из семьи крепостных, дворовых графа Александра Сергеевича Строганова. В период 1793-1795 он работал архитектором на нескольких усадьбах, загородных домах Строгановых. Кривощёков И.Я. писал: «В Кудымкаре имеется каменная православная церковь, построенная по проекту известного строителя Казанского собора Воронихина».(12,с.37). Однако никаких архивных данных о причастности Воронихина к строительству Свято-Никольской церкви пока не найдено. А все современные исследователи либо указывают на Воронихина, как на предполагаемого автора проекта церкви, либо ссылаются на Кривощёкова И.Я. Данная проблема нуждается в дальнейшем изучении, предполагающем поиск неопровержимых доказательств авторства Воронихина, включая искусствоведческую экспертизу, основанную на сравнении «почерка» проекта Свято-Никольской церкви с другими зданиями, проекты которых точно принадлежат Воронихину.
Деятельность церкви до революцииНа протяжении XIX — начала XX в.в. Свято-Никольская церковь выполняла не только привычные в современном понимании функции (прежде всего совершение церковных обрядов), но и вела большую просветительскую и благотворительную деятельность.
К началу 70-х годов XIX в. земли при церкви было 2331 квадратных сажени, пахотной — 53 с половиной десятин, сенокосной — 12 с половиной десятин. Всего полевой и луговой земли 66 десятин. Первая нарезка земли в количестве 33 десятин произведена при генеральном межевании землеустроителем Пантюхиным в 1792-1793 гг., вторые 33 десятины -землеустроителем Алалыкиным в 1866 году.
В 1875 году управлением графа Строганова было установлено, что луговая земля 12 с половиной десятин должна быть предоставлена в непосредственное пользование духовенства. Полевой же землёй 53 с половиной десятин за арендную плату пользуются крестьяне.
Арендные деньги с крестьян собирались церковным старостой, вписывались по приговору крестьян в особую данную волостным правлением книгу, расходовались на поддержание часовен в селе Кудымкоре и кладбища. Земли в собственность церкви отводились и в дальнейшем.
По штату в 1873 году при церкви были настоятель, помощник настоятеля, два псаломщика. Штатные работники церкви жили в домах, построенных прихожанами на церковной земле. Священниками были весьма известные и авторитетные в крае люди. Один из них Шестаков Яков Васильевич. Он родился в 1858 году в селе Камасин Пермского уезда в семье священника. До назначения в 1891 года настоятелем работал законоучителем Кудымкарского 2-х классного мужского училища, наблюдателем церковно-приходских школ одновременно 7 приходов. Будучи заведующим Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школ грамоты в течение 4 лет платил из своего жалованья учителю и за квартиру.
В 1892 году под руководством Шестакова Якова Васильевича при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства, за что он получил благодарность от Пермской духовной консистории.
В селе Кудымкор Шестаков Яков Васильевич был заведующим Кудымкарской воскресной школой грамоты и народной читальней.
За свою деятельность при Кудымкарсой Свято-Никольской церкви Шестаков Яков Васильевич получил благодарность «за полезную деятельность по народному образованию».
По указу Пермской духовной консистории от 3 февраля 1893 года №827 при Кудымкарской Свято-Никольской церкви было организовано попечительство. Попечительство было создано «для удовлетворения нужд церкви, для помощи беднякам Иньвенского края, для устройства столовых и помощи по народному просвещению» (5,л.51). Для сбора денег печатались подписные листы и рассылались в разные края России с просьбой возвращать эти листы в конце года с деньгами или без них (4,л.44). Для руководства деятельностью попечительства избирался общим собранием совет, состоявший из председателя, кассира и секретаря. Их выбирали на три года. Первым председателем был Иван Яковлевич Кривощёков. Денежные суммы и материальные пожертвования проверялись ревизионной комиссией (6,л.47). Попечительство заботилось о миссионерском приюте для девочек и богодельном общежитии. Но важнейшим направлением деятельности попечительства была помощь народному образованию, которое находилось в печальном положении: «помещения их тесные, расширить их нужны солидные средства. Парты ветхи, да и их мало. В учебниках большой недостаток. Книг для народного и внеклассного чтения почти нет. Много книг без переплёта — истрепались. Пособий недостаточно. У некоторых детей нет обуви, у других — одежды, а у третьих, особенно сирот, нечем бывает питаться, и они, по необходимости, оставляют школу» (5,л.33). Однако у попечительства также не было больших средств из-за низкого уровня жизни людей. В одном из докладов, руководители сетовали, что они имеют «мизерные средства, но что могут дать бедные люди» (5,л.29). Тем не менее, попечительство делало, что могло. В частности, оказывалась помощь окончившим Кудымкарские мужское и женское училища для продолжения образования. Активная благотворительная и просветительская деятельность церкви была грубо прервана революционными событиями в России.
Советский период истории церквиВ 1917 году, в истории церкви начался самый сложный период. Большевики, провозгласив отделение церкви от государства, на деле осуществляли тотальный контроль над деятельностью церкви. Преследовались представители духовенства, закрылось большинство религиозных учреждений. В советский период кардинально изменилась и деятельность Свято-Никольской церкви. Её лишили всей собственности, оставив в управлении только культовое имущество. Однако и оно время от времени изымалось в пользу государства.
Так, согласно акту от 24 марта 1923 года «из означенной церкви изъяты для пермского древлехранилища две резные статуи небольшого размера, изображающие евангелистов Иоанна Богослова и Матфея, которые имеют историческое и художественное значение. Изъятие произведено в присутствии председателя Кудымкарского совета т. Тяпухина и председателя церковного совета священника Маляхнинского» (7,л.153).
В 1926 году подписан договор церкви с Кудымкарским Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов о передаче в бессрочное бесплатное пользование Кудымкарского храма с богослужебными предметами. Представители церкви брали на себя обязательства «беречь переданное народное достояние и пользоваться им исключительно по назначению». Особо была оговорена недопустимость антисоветских действий. Пункт №3 договора гласил: «мы обязуемся не допускать:
А) политических собраний враждебных Советской власти направления;
Б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или её представителей;
В) произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти или против её отдельных представителей;
Г) совершение набожных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, в виду чего, мы обязуемся подчиниться всем распоряжениям местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов относительно распорядка пользования колокольни.» (7,л. 153)
На церковь была возложена обязанность оплаты всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нём предметов (ремонта, отопления, страхования и т.д.). За утрату или порчу имущества церковь несла полную материальную ответственность. Предусматривались меры полного контроля властей над условиями содержания имущества, для чего церковь обязали беспрепятственно допускать уполномоченных советом лиц к периодической проверке и осмотру имущества. За нарушение условий договора представители церкви подвергались «уголовной ответственности по всей строгости революционных законов» (7,л.97). Даже в этих условиях церковь активно занималась дозволенной деятельностью. При церкви было создано религиозное общество, «с целью объединения граждан православного исповедания в районе прихода» (1,л.19). Для достижения этой цели религиозное общество: «устраивало молитвенные собрания; управляло имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти; заключало сделки правового характера, связанное с управлением культовым имуществом; участвовало в съездах религиозных обществ; избирало служителей культа для совершения религиозных обрядов.» (1,л.24). Членом общества мог быть каждый православный гражданин. Все вопросы решались на общем собрании. Общество могло собирать добровольные пожертвования и устанавливать членские взносы, однако обязательные членские взносы были запрещены. Органы государственной власти могли вмешиваться в дела общества. Устав общества должен был утверждаться «надлежащими органами государственной власти. Они же могли закрыть общество. Среди причин закрытия общества был и «арест части членов общества» (1,л.30).
В 1930 году деятельность Свято-Никольской церкви была полностью запрещена, а здание церкви конфисковано под Коми-пермяцкий окружной краеведческий музей. Это решение было принято на заседании президиума Коми-Пермяцкого окружного исполкома 7 февраля 1930 года протоколом №58п.15.(7,л.161). В течение 60 лет в здании церкви располагался музей.
Современный период деятельности церквиВ годы перестройки верующие и церковь начали активно выступать за возвращение сохранившихся зданий Русской Православной церкви. С соответствующим заявлением исполнительный орган Русской Православной церкви обратился в исполнительный комитет Кудымкарского городского совета народных депутатов.
12 июня 1990 года городской исполнительный комитет в решении №125 постановил «передать по типовому договору безвозмездно в бессрочное пользование строение по ул. Октябрьской, дом 10, находящееся на балансе Кудымкарского гороно, общине Русской православной церкви в г. Кудымкаре». С этого времени началась история возрождённой церкви.
25 августа 1990 года окружная газета «По ленинскому пути» сообщала, что «18 августа в Кудымкар прибыл и приступил к своим обязанностям отец Георгий, настоятель возрождающегося в окружном центре православного храма.(8,с.3) Отец Георгий (Пийтер Юрий Михайлович) возглавлял Свято-Никольскую церковь до 2004 года. В настоящее время настоятелем является отец Игорь (Вилесов Игорь Анатольевич).
Церковь осуществляет свою деятельность согласно Уставу, принятому на учредительном собрании Свято-Никольской церкви 25 октября 1999 года. Утверждён управляющим Пермской епархии Архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием 17 декабря 1999 года. Зарегистрирован отделом юстиции Коми-Пермяцкого автономного округа 27 декабря 1999 года.
Библиографический список
1. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Документы религиозного общества.
2. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Годовые отчёты о деятельности Кудымкарской Свято-Никольской церкви 1889-1902гг.
3. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Документы по открытию церковного приходского попечительства.
4. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Подписные листы церковного приходского попечительства.
5. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Документы церковного приходского попечительства.
6. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Регистрация расходов приходского попечительства.
7. КПОГА, Фонд №5. Опись №1. — Протоколы Свято-Никольской церкви.
8. Боталова А. «Возрождение храма».- «По ленинскому пути», 1990 №165
9. Зубов Ю.П. «Город на Иньве». Кудымкар: годы и люди. Автор-составитель Ю.П. Зубов. Пермь, «Горт», 1997.
10. «Коми-Пермяцкий национальный округ». Москва, 1948.
11. Конин Г.К. «Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого национального округа». Кудымкар, 1976.
12. Кривощёков И.Я. «Кама: путеводитель по р.Кама». Пермь, 1911.
13. Кривощёков И.Я. «Указатель к карте Соликамского уезда Пермской губернии, составленной по сведениям Соликамской земской управы». Екатеринбург, 1897.
14. Малахов М.В. — Отчёт Императорского Русского географического общества за 1880 год. М. 1881.
15. Устав Прихода Свято-Никольской церкви г. Кудымкара, Пермской епархии, Русской Православной церкви. Кудымкар, 1999.
16. Шишонко В.Н. — Пермская летопись. Второй период. 1613-1645 Пермь, 1903.
17. Шумская Л. «Списание и анализ памятников: церковное здание — ансамблевая роль». Кудымкар, 1986.
По материалам Радостева Ивана Анатольевича, г. Кудымкар на сайте Коми-Пермяцкий округ на условиях перепечатки информации, опубликованных на главной странице.