Крыжицкий Константин Яковлевич
«Фиорд», 1897
Холст, масло 48 x 57,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Крыжицкий был заметной фигурой в художественной жизни России второй половины XIX века. В своем творчестве он развивал традиции русского реалистического пейзажа, был замечательным педагогом и общественным деятелем, занимал пост председателя Общества художников имени Архипа Куинджи.
В собрании Третьяковской галереи находятся четыре картины Крыжицкого. Одна из них, «Гроза собирается» (1885), была подарена Академией художеств в 1896 году. Полотна «Скит в лунную ночь» (1898) и «Ранняя весна» (1905) поступили в 1962 году из подмосковного санатория, который разместился в бывшем имении графов Шереметевых, где часто гостил художник. Павел Третьяков не раз посещал мастерскую Крыжицкого, но не приобрел ни одной его картины. Сын живописца объяснял это тем, что известный коллекционер «любил “поторговаться” с художниками, которые, считая за честь видеть свои произведения в собрании Третьякова, охотно шли на уступки. “Упрямый хохол” Крыжицкий, как шутя называли его товарищи, никогда не входил ни в какие торги. Не захотел он делать “скидок” и Третьякову».
Картина «Фиорд» из коллекции Казимиры Басевич стала важным дополнением к собранию произведений Крыжицкого в Третьяковской галерее. Она относится к серии работ, которые художник создал по впечатлениям от путешествий разных лет в Норвегию и Финляндию. Крыжицкого пленила северная природа с ее величественными горными массивами и зеркальной гладью голубых фьордов. Особенное внимание художник уделял изображению облаков разных видов, оттенков и фактур. Небо с плывущими облаками часто фигурирует в полотнах и этюдах Крыжицкого. Нередко оно занимает бо́льшую часть композиции. Так и в картине «Фиорд» напитавшиеся влагой свинцовые тучи соседствуют с легкими белоснежными облаками и просветами лазурного неба.