Крыпецкое. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Собор Иоанна Богослова.

Иоанно-Богословский собор в советское время сильно был порушен и во время Великой Отечественной войны потерял свою кровлю. В конце 1950-х гг. встал вопрос о полном уничтожении собора и трапезной храма Успения Божией Матери. Усилиями Е.Н. Морозкиной и ее знакомых удалось сохранить памятник. Государство в 1960 году храмы Крыпецкого монастыря взяты были под охрану и выделены средства для реставрации. Частичная реставрация и консервация была проведена проведена под руководством Б.Н. Скобельцина в 1962-63 гг. Произведенные работы и исследования легли в основу последующей реставрации собора в 1990-х гг.

Cоборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящён в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете, первоначально, кроме главного престола, имел один придел – во имя Саввы Сербского. В начале XIX века, при митрополите Евгении Болховитинове в нижнем храме появился престол, который был освящен во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В начале XX века собор был реконструирован. В подклете собора находятся захоронения прп. Саввы Крыпецкого и св. Корнилия (Поляков 1841-1903 гг.).
В 1922 году из обители и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х гг. в подклете храма располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 года над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом. В сентябре 1958 года председатель Торошинского сельского совета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли деревянный храм (расплата за святотатство пришла быстро – Денисов вскоре умер от рака, трое комсомольцев, помогавших Денисову, трагически погибли в том же 1958 году). В конце 1950-х гг. храму, как и монастырю, угрожало полное уничтожение (было решено его взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов это решение было отменено. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства.
Ныне собор восстановлен. Главный престол храма освящен во имя апостола Иоанна Богослова, придел верхнего храма — во имя святителя Саввы Сербского. В нижнем храме освящены приделы во имя преподобного Саввы Крыпецкого и во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В нижнем храме под спудом покоятся мощи Крыпецких святых — Саввы под спудом, Корнилия в раке.
Источники информации: http://drevo-info.ru/articles/19724.html; http://www.liveinternet.ru/users/radostilove/post109536118

«После постройки каменного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в нижнем подклете, на месте погребения преподобного Саввы существовала часовня, в которой служились молебны. Уже в конце 16 века мощи преподобного были положены под спуд по причине частых набегов литовцев на Псковскую землю.
В конце 18 века вместо часовни была устроена теплая церковь с честь основателя обители. Жертвенник этой церкви был сделан над самым местом погребения святого Саввы. Под жертвенником находилась ниша, и с гроба преподобного паломникам раздавался песок для врачевания болезней.
В середине 19 века рядом с гробницей преподобного был устроен особый помост, а над ним поставлена серебряная чеканной изящной работы рака святого Саввы с частицей его мощей. В церкви преподобного Саввы сохранялись схима и вериги преподобного.
После закрытия монастыря, в процессе изъятия церковных ценностей в 1922 году, была утрачена рака преподобного. В 1995 году, когда Крыпецкий монастырь вновь стал действующим, к 500-летию со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого в отреставрированной церкви его имени было проведено торжественное праздничное богослужение. Над гробницей преподобного была устроена новая деревянная резная рака».
Из жития преподобного Саввы, Крыпецкого Чудотворца. Издание Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря, 2005.

Главный монастырский храм был сооружён в типично псковском архитектурном стиле и освящён в 1557 году при игумене Феоктисте. Это крупное каменное здание на подклете. Четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый собор, первоначально имел, видимо, пощипцовое покрытие. К северо-восточному углу собора примыкает одноглавый придел, с запада и юга храм окружён закрытой галереей-гульбищем. При одной из перестроек была устроена четырёхскатная кровля, а также были заложены арки гульбища. В ХIХ столетии был устроен тёплый престол в нижнем храме и освящён во имя Пяти Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Под приделом престол Саввы Крыпецкого с мощами преподобного. Здесь же в нижнем храме ныне покоятся мощи другого подвижника — преподобного Корнилия.
В начале ХХ века Крыпецкий монастырь был одним из самых крупных и богатых обителей Псковской земли. В 1902 году в журнале «Русский паломник», одном из самых популярных изданий своего времени, появилась статья о Крыпецком монастыре за подписью некоего М. Темноборского. В этом очерке, посвящённом Крыпецам, особенно привлекает внимание описание его архитектурных достопримечательностей, хотя и дилетантское, но весьма подробное и выразительное.
Вот что говорит Темноборский об Иоанно-Богословском соборе: «Это громадное строение, имеющее в себе два этажа, поражает зрителя как своей типичностью постройки шестнадцатого века, как равно и тем замечательно хорошо сохранившимся древним видом, который бывает только у очень хорошо, основательно построенных древних зданий. Церковь Иоанна Богослова имеет вид двух четырёхугольников, из которых один, меньший, поставлен на другой. В южной стороне церкви помещается придел, по высоте средний между нижним и верхним четырёхугольниками; над ним возвышается купол на длинной и тонкой шее, украшенной характерным орнаментом наверху. Главный купол, имеющий оригинальную форму, лежит на толстом приземистом основании, шее, также наверху украшенной орнаментом характерного рисунка и имеющей в себе шесть узких окон… Алтарь, как и вообще во всех постройках псковских архитекторов, выступает тремя полукружиями, по высоте значительно меньшими, чем вся церковь. Все эти полукружия снабжены узкими и длинными окнами, находящимися довольно высоко над землёй, вследствие чего внутри церкви полумрак… Стены церкви обработаны типичными углублениями, что также является свидетельством того, что мастера были псковичи». Итак, уже в этом деловитом описании Иоанно-Богословского собора звучит для нас приблизительная дата его постройки — ХVI век.
Годом закладки собора современные исследователи предлагают считать 1554 год. Строительство заняло три года, и в 1557 году соборный храм освятили, о чём сообщает единственная дошедшая до наших дней летописная запись ХVI столетия, посвящённая Савво-Крыпецкой обители: «В лето 7065… Того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и еуагелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна». С самого начала Иоанно-Богословский собор отличался приличным убранством. Согласно свидетельству конца ХVI века, в главном, собственно Богословском, храме собора был тябловый иконостас, «писанный на золоте». Говорится также о медных паникадилах, литых, медных же, подсвечниках «немецкой работы», изрядно украшенных иконах.
В последующие века Иоанно-Богословский собор не раз подвергался ремонтам. Самым основательным из них был тот, который инициировал митрополит Евгений (Болховитинов) в первой трети ХIХ века. Правду молвить, к этому времени соборный храм Крыпецкой обители представлял собой вид крайней ветхости и запущенности. Нижний ярус его, где помещались мощи преподобного Саввы, напоминал более пещеру с печальными следами сырости на стенах (местность вокруг обители была болотистая, и это, пока владыка Евгений не позаботился о проведении мелиоративных работ, самым явственным образом отзывалось на состоянии монастырских зданий). Ремонт собора привел к его существенному видоизменению — прежде всего это касалось его интерьеров, поскольку большая часть «видимых» работ производилась внутри. Были заменены пострадавшие от сырости своды подклетов, фундаменты, части стен. Придельная Саввиновская церковь была расширена и продолжена на восток, до основных алтарных апсид. Везде заменили полы, во многих местах — рамы и двери.
Следующий ремонт соборного храма относится к 1860-1870-м годам. Тогда собор покрыли листовым железом и покрасили «зеленою краскою медянкою». «Возобновлен весь внутри» был придельный храм свт. Саввы, архиепископа Сербского, а также нижние тёплые храмы — преподобного Саввы Крыпецкого и Пяточисленных мучеников, причём последний был «соединён вместе с теплым храмом Преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца». Последний дореволюционный ремонт Богословского собора произвели в 1912 году (до этого собор подвергался ремонту ещё один раз — в 1902 году). К сожалению, при последнем ремонте не была учтена необходимость соблюдать влажностно-температурный режим в помещениях собора. Стены его выкрасили изнутри масляной краской, а полы в нижних храмах сделали бетонными. Из-за этого в летние месяцы здесь царила ужасная сырость, «так что на полу приходится часто убирать воду, а рака Преподобного Саввы, простоявши в этом храме с 1855 года по 1918 год, всего 63 года, предалась тлению».
После прихода к власти большевиков Крыпецкая обитель какое-то время ещё действовала, правда, в начале 20-х годов над монастырём стали сгущаться тучи. В 1922 году из обители были вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли). 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря; буквально несколько месяцев Иоанно-Богословский собор действовал как приходская церковь, после чего был закрыт и он. После закрытия этот монастырский храм очень быстро пришёл в запустение. В монастырских зданиях некоторое время располагался приют для беспризорников, а затем здесь обосновался местный совхоз. Вплоть до 50-х годов в нижнем храме располагались стойла для скота, а пол и стены сплошь были испачканы навозом. Хотя к концу 1950-х годов, когда руины Крыпецкого монастыря привлекли внимание реставраторов, именно он находился в наиболее сносном состоянии, сохранялась даже его барочная главка.
Память о святой обители и её подвижниках в памяти народа искоренить было невозможно. В эпоху усиления богоборческих гонений верующие своими силами рядом с могилой блаженного Корнилия в мае 1958 года поставили деревянный храм и возвели часовню. В сентябре 1958 году председатель Торошинского сельсовета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли остатки деревянных сооружений. Но поскольку паломничество не прекратилось, монастырские здания решено было взорвать, а кирпич использовать в хозяйственных целях. Спасла его известная защитница псковских памятников истории и культуры, кандидат искусствоведения Елена Морозкина. Именно она добилась в высших инстанциях, чтобы Крыпецкий монастырь не взорвали, а взяли под государственную охрану.
30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль бывшего Крыпецкого монастыря объявили памятником республиканского значения и с тех пор он стал находится под охраной государства. На территории бывшего монастыря были проведены масштабные реставрационные работы… Эти работы производились под руководством советского архитектора Бориса Степановича Скобельцына реставраторами Псковской архитектурно-реставрационной мастерской. Увы, в 1983 году произошёл пожар, сведший на нет все усилия реставраторов, а довершили дело «кладоискатели», с упорством, достойным лучшего применения, долбившие ломами стены древнего собора.
Когда монастырь вернули Церкви, Иоанно-Богословский собор выглядел ничем не лучше, чем соседствующая с ним церковь Успения Пресвятой Богородицы. Лишь в 1990 году Крыпецкий монастырь, с его поросшими травой развалинами храмов и колокольни передали Псковской епархии. В течении двадцати лет возрождаемая обитель непрерывно реставрировалась и «обновлялась». Генеральный план, по которому работы должны были вестись в монастыре, на тот период отсутствовали. Восстановительные работы проводились без согласия с органом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). То, что сейчас мы можем видеть здесь, в Крыпецком монастыре — это храмы и здания, восстановленные по «оригинальному», собственноручному, можно так сказать, плану строительства главного монастырского архитектора Александра Сергеевича Кузнецова и бывшего наместника монастыря — архимандрита Дамаскина (Сахнюка).
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2009 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?