Крыпецкое. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Лествичника.

Строительство храма Успения Божией Матери относится к 1540-м гг. Архитектор неизвестен. В 1920-80 гг. храм сильно пострадал и разрушен. Силами братии монастыря, паломников и духовных чад архимандрита Дамаскина (Сахнюка, +2007) храм в 2003-2009 гг. реконструирован. Причем были максимально сохранены остатки древних стен. Сооружение имеет пять этажей. В первом этаже располагается братская трапезная с кухней и подсобными помещениями. Во втором — храм Успения Божией Матери с покоями владыки. В третьем ярусе башни — церковь преподобного Иоанна Лествичника. В четвертом и пятом ярусах — колокола с пультом. Высота колокольни составляет 37 метров.

Псковских архитекторов, историков и реставраторов давно занимает вопрос: какой из храмов Крыпецкой обители был построен «первее» — Успенский ли храм с трапезной палатой или же всё-таки Иоанно-Богословский собор. Логически рассуждая, следует предположить, что соборный храм монастыря должен был возводиться раньше. Так, во всяком случае, шло строительство в большинстве русских монастырей. Но, похоже, в Крыпецах дело обстояло несколько по-другому. Об этом свидетельствуют два обстоятельства. Во-первых, в грамотах, данных государем Иваном Грозным в 1554 и 1557 годах крыпецким игуменам, монастырь назван «Крыпецким монастырем Успения Пречистыя Богородицы и Иоанна Богослова» (это особо подчеркивает митрополит Евгений (Болховитинов)), что косвенно указывает на то, что в середине 16 века каменная Успенская церковь уже существовала, тогда как соборный храм Иоанна Богослова в камне еще не был выстроен. Во-вторых, своего рода архитектурную загадку представляет собой переход между Успенским и Иоанно-Богословским храмами. Если оба здания строились одновременно (такая версия тоже есть), то переход должен примыкать к каждому из них под прямым углом. Однако под прямым углом он примыкает только к Богословскому собору, а к Успенской церкви — несколько наискось, что опять же говорит, по мнению некоторых исследователей, о «вторичности» собора по отношению к трапезной церкви. Вопросов по датировке Успенского собора остается еще множество. Однако приблизительно можно сказать, что строительство его началось где-то в конце 1540-х годов. К этому времени на Псковщине уже появились новые для здешней монастырской традиции трапезные палаты с примыкающими к ним церквами (одна из ранних построек такого рода была возведена в Снетогорском монастыре). Первое упоминание о трапезном корпусе с Успенским храмом относится ко второй половине 1580-х годов: «Церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная трапеза. А на ней крест железн, плащи медены, золочены…»
Каменная колокольня была надстроена над трапезной палатой значительно позднее. В ранних описаниях монастыря мы встречаем упоминание о деревянной колокольне, стоявшей близ соборного храма: «Да подле Иоанна Богослова колокольница деревянная, а по ней двои колоколы, да третие зазвонные». «Каменная круглая» колокольня упоминается лишь в описи 1764 года (а в описи 1741 года о ней нет еще никаких сведений), следовательно, строительство её следует отнести к середине 18 века. Такая датировка находит отражение и в архитектурном решении колокольни (восьмерик на четверике), характерном именно для указанного времени, когда местные псковские традиции претерпевали изменения под натиском чужеземных зодческих веяний. В описи 1764 года говорится также о том, что на колокольне были часы — «боевые русские». Под «боевыми русскими часами» разумеются часы без циферблата, оповещавшие о времени суток боем.
Глава колокольни в ранний период её существования была обита лемехом. Совсем иною, увенчанною шпилем, предстает колокольня на сохранившихся изображениях Крыпецкого монастыря конца 19 — начала 20 веков. Таким завершением она была обязана владыке Евгению (Болховитинову). Его проект был осуществлен в 1820 году. Согласно этому проекту, арки яруса звонов были заложены, а над восьмериком колокольни был надстроен новый круглый ярус звонов. Над ним поднялся конический шпиль, покрытый железом. Реконструкция, предпринятая владыкой Евгением в Крыпецком монастыре, затронула весь трапезный корпус. Одной только надстройкой колокольни дело здесь не обошлось. Корпус был переделан под кельи и впоследствии получил название «настоятельского», а Успенская церковь обрела статус домовой.
После революции крыпецкая колокольня лишилась своих колоколов. Среди местных жителей сохранилось предание, будто один из них до сих пор лежит где-то в болоте в окрестностях Крыпецкого монастыря. Серьёзный урон нанесли Успенской церкви последующие десятилетия советского хозяйствования и военные действия 1940-х годов. Ко времени передачи монастырского комплекса Церкви колокольня не имела кровли и разрушалась, а от трапезной остался один лишь первый этаж. В настоящее время и корпус, и колокольня восстановлены. Внутри здания проведены и закончены отделочные работы.
Источник: Православные монастыри, путешествие по святым местам. № 44. Издательство «Деагостини». http://sterh1973.livejournal.com/174961.html

В Свято-Успенскую церковь можно зайти с двух сторон: 1) с запада, поднимаясь по высокой лестнице-всходу на второй этаж здания, и 2) с востока, через переход-галерею и дверь рядом с иконостасом. Заново отстроенный храм представляет собой свободное пространство, без столпов, перекрытое циркульными сводами и арками, на которых стоит подкупольный сомкнутый свод. Небольшая глава открыта в интерьер, имеет четыре узких окна, ориентированных по сторонам света. Сомкнутый свод прорезан двумя окнами – южным и северным. Молитвенный зал освещен через пять окон с северной стороны и сверху, окнами барабана и сомкнутого свода. Южный фасад храма застроен помещениями настоятельского корпуса, и окон здесь нет. В западной части зала устроены хоры, их освещает небольшое западное окно. Притвор примыкает к храму с южной стороны.
Иконостас имеет необычную конструкцию третьего яруса – в виде консоли, нависающей над первым и вторым ярусами. На консоли находятся галерея со стасидиями для братии, это часть домовой церкви – придела св. Иоанна Лествичника, который размещен под колокольней и над алтарем Успенского храма. Этот придел – древняя подлинная часть храма, сохранившаяся до наших дней.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?