Монастырь основан на острове в болотистой местности Саввой Крыпецким (1485 г.) В 1487 году монастырь получил грамоту от Псковского веча на землю. От древнего ансамбля сохранился Соборный храм Иоанна Богослова (XVI), с приделами Саввы Крыпецкого и Саввы Сербского, где покоятся остатки основателя. Трапезный корпус совмещен со столпным храмом Успения Божией Матери и Иоанна Листвичника (в XVII и XIX вв. надстроен двумя ярусами звона). В обители монашествовали А.Л. Ордин-Нащокин, дипломат, политический деятель XVII в. преподобный Нил Столбенский.
Крыпецкий Иоанно — Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в в 23 километрах от Пскова. Основатель обители — Савва пришёл в Псков с Св. Афонской горы или из Сербии и сперва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой.
Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.
В 1487 году был официально основан мужской монастырь «на вече». Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным.
Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что — либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.
Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крипецкого монастыря. В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крипецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни.
Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь «Борис Годунов» написан им на Псковщине.
В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал «во иночестве» Афанасий Лаврентьевич Ордин — Нащокин — крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. При нём уничтожили звонницу и над трапезной церковью надстроили столп колокольни по московскому образцу.
В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел «от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу».
В нач. 19 века в монастыре живал митрополит Евгений Болховитинов — просвещённый человек, друг Державина. Евгений Болховитинов много писал, собирал историю Псковских монастырей, написал «Историю княжества Псковского». С 1816 по 1822 год Е. Болховитинов возглавлял Псковскую епархию и жил в Снетогорском монастыре. Он ценил особую красоту Крыпецкого монастыря. Для него трапезную палату превратили в настоятельские покои, сняв с неё своды и расширив окна. Колокольню ещё раз перестроили, но теперь на санкт-петербургский манер.
Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор — в 1923 году. В 1990 году монастырь передан государством церкви.
В к. 19 — н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903г.). Имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием — пророчеством о своём погребении «головой на север». Слова Корнилия — «и будет это на бедствие Росси» — вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток. Монах Корнилий — уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости, ясновиденья. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество — неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику. Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь — себе получишь!». Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. А в 1900 г. за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий сказал: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина.»
В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.
«Похоронят меня, — говорил, — вся Россия заплачет.» И действительно, через год началась русско — японская война. Стала «плакать Россия». Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. «Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончаться бедствия России. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества.
В 1917 — 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни. Серебряковцы разорили его, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.
И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 — 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.
Совсем недавно, в 1997 году останки Корнилия были перезахоронены. Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.
Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, 3 класса, в 10 верстах от железнодорожной станции Торошино, в 25 верстах от Пскова. Основан в XV веке преподобным Саввою (см. 28 августа), мощи которого и почивают здесь. В 1911 году монастырь был обращен в общежительный, с сохранением ежегодного казенного содержания (712 рублей 38 копеек). Ежегодно 29 августа совершается крестный ход из монастыря в Псков.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Святой источник преподобного Саввы Крыпецкого начинался с речки Крыпишинки, которая вытекала из того места, где купаются паломники. Первая собравшаяся братия ископала у истока речки так называемый «копанец» (пруд). Регулярно источник подвергался вычищению от водорослей. В 1816-22 гг. была построена целая мелиоративная осушительная система каналов, состоящая из нескольких десятков километров. Магистральный канал, соединяющий местные озера с Псковским озером, стал проходить через источник преп. Саввы. Ситуация изменилась в 1960-х гг., когда местное торфопредприятие «Крипецкое» осушило несколько озер, канал засыпало. Вода пошла в обход святого источника на Ярославов мост. Постепенно источник стал зарастать и заболачиваться. В 2006-07 гг. архимандрит Дамаскин осуществил обновление святого источника преподобного Саввы. Накануне Лазаревой субботы был водружен и освящен деревянный крест на месте гибели наместника Крыпецкого монастыря архимандрита Дамаскина в 6 км от обители.
Крыпецкий Иоанно-Богословский третьеклассный мужской монастырь был основан в 1455 г., в 20 верстах к северо-востоку от Пскова, при небольшом Крыпецком озере. Основателем монастыря был преподобный Савва, пришедший в Россию из «чужих стран», как сказано в его жизнеописании, полагают, что он был из Сербии или Святой Афонской горы. Придя в Россию, он первоначально пребывал в Снетогорском монастыре близ Пскова, но вскоре ушел оттуда на реку Толву, в пустыню к преподобному Евфросину, у которого пробыл недолго. Желая найти уединение, Савва испросил у своего учителя Евфросина благословения, чтобы уйти, и перешел в непроходимую тогда Крыпецкую пустыню, расположенную от Толвинской в 15 верстах по прямой. Там он поселился. Через несколько лет собралась к нему братия и умолила его основать обитель, которую он и основал с деревянной церковью во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, с приделом во имя Святого Саввы архиепископа Сербского. Игуменства над братией сам Савва принять не согласился, а поручил это Кассиану.
На обитель вскоре обратили внимание псковские граждане и начальство ввиду уважения к ее основателю — Савве. Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, посещавший преподобного Савву каждый воскресный день, устроил до обители через болото и мхи мост, который с тех пор назывался Ярославским. Потом, в 1487 г., по совету с посадниками, боярами и всем народом на вече и по согласию старшего духовенства, всех шести псковских соборов и всего священства, князь дал этой обители крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. В ночь с 27 на 28 августа 1495 г. преподобный Савва скончался и был погребен около монастырской Иоанно-Богословской церкви, по правую сторону. Через 60 лет после кончины Саввы, в 1555 г., при игумене Феоктисте, когда вместо первоначальной деревянной церкви начали строить каменную, 23 апреля 1554 г. были обретены его мощи, которые в том же году Московским собором были признаны святыми по чудесам бывшим от них и по известию о богоугодном житии его. Память преподобного Саввы празднуется в день его преставления, 28 августа (ст. ст.).
В 1581 г., когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из его отрядов, грабивший в окрестностях города, решил поживиться за счет Крыпецкого монастыря. В лесу они поймали крестьянина, мучили его и расспрашивали о монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре никого нет; монахи из него ушли. Однако врагов там встретил русский отряд, от которого поляки в страхе разбежались.
В XVII в. при царе Алексее Михайловиче в Крыпецком монастыре пребывал иноком Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин — крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя, здесь он скончался и был похоронен. Известно, что в начале XVIII в. Крыпецкий монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 г. он сильно горел «от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу».
С самого начала монастыря и до учреждения в 1764 г. первых духовных штатов здесь было игуменское настоятельство, в иные годы было строительское, по штатам 1764 г. оставлено строительское настоятельство. В 1805 г., когда Снетогорский третьеклассный архимандритский монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом, штат его с архимандрией был переведен в Елеазаровский монастырь, а Елеазаровский игуменский штат был присвоен Крыпецкому монастырю и с того времени сделано настоятельство игуменское.
В Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре находились следующие строения:
1) Соборная двухъярусная четырехпрестольная церковь, построенная в 1555 г. во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, каменная, с приделом вверху с южной стороны во имя Святителя Саввы архиепископа Сербского Чудотворца. Соборную церковь и, вероятно, все каменные здания построили при игумене Феоктисте. С северной стороны была устроена ризница, где хранились священные облачения, сосуды, кресты, евангелия, библиотека, планы и межевые книги на монастырские земли. С запада собора был притвор и деревянная лестница, ведущая в верхний храм, которая была увенчана небольшой главкой и крестом. Внизу, при гробнице преподобного Саввы Крыпецкого, во имя него располагался храм с приделом с северной стороны во имя пяти святых мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. При входе в нижний храм имелся небольшой деревянный дощатый тамбур, увенчанный главкой и крестом. Дальше при входе в храм по левую сторону была устроена небольшая ризница, где хранилась часть библиотеки и церковных вещей. Храм был построен из дикой плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом и еще одной главой с крестом над теплым нижним храмом во имя Саввы Крыпецкого.
2) Каменная колокольня четырехъярусная, по фасаду древней архитектуры, не была окончена, в 1820 г. надстроена еще одним ярусом со шпилем наверху и крестом и покрыта листовым железом. Во втором ярусе колокольни находилась церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, алтарь которой был увенчан главкой с крестом, а в третьем раньше был храм во имя Преображения Господня. Когда он был устроен и до какого времени существовал — неизвестно. Следы этого храма были видны после бывшего там пожара в остатке жертвенника и особого бокового входа из колокольни. В пятом ярусе располагалось 9 колоколов.
Престолов в соборном храме во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова было четыре и пятый престол — во втором ярусе колокольни. Во втором ярусе соборного храма деревянный престол, на нем антиминс, освященный 6 августа 1886 г., антиминс в придельном храме Саввы Сербского был освящен 28 декабря 1869 г. В нижнем ярусе в теплой церкви во имя Святого преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца антиминс освящен 2 февраля 1904 г., в приделе пяти святых мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста антиминс освящен 28 декабря 1889 г. В колокольне в церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы антиминс освящен 14 марта 1871 г.
3) В непрерывной связи с колокольней, видимо, были построены каменные двухэтажные кельи. В верхнем ярусе располагались настоятельские кельи и трапезная зала со столпом по подобию древних трапезных и при ней трапезная Успенская церковь. В нижнем ярусе были разные службы. К 1875 г. этот корпус был переделан для настоятеля и всей братии.
4) Между соборной церковью и колокольней от настоятельских келий находились двухэтажные каменные переходы, под ними в нижнем этаже была устроена братская трапезная.
5) Около 1805 года были построены деревянные одноэтажные братские кельи.
6) Вокруг монастыря в 1817 году была построена деревянная ограда с шестью высокими башнями и шпилями.
7) Напор озерной и болотной воды производил во всех окрестностях топкие зыби, мхи и гниющую воду. В 1818 и 1819 гг. они были осушены многими каналами, соединенными в главный, до реки Торошинки.
Согласно ведомости Крыпецкого монастыря за 1801 г., отмежеванной пашенной земли было 273 десятины 2186 сажень, сенокосной — 185 десятин 1140 сажень. На землю были планы и межевые книги. Частью земли и рыбной ловлей пользовался монастырь, а часть отдавалась с разного оброка посторонним людям с разрешения настоятеля.
Согласно ведомости за 1813 г., у церкви Успения Пресвятой Богородицы во многих местах отпала штукатурка, из-за ветхости крыши была течь.
В августе 1823 г. к архиепископу Евгению II Казанцеву с прошением возобновить иконостас в Успенской церкви и обновить некоторые иконы обратился игумен Серафим с братией. Кроме того, игумен испрашивал благословения архиепископа на выравнивание полов штукатуркой и сообщал, что на это потребуется не более 30 рублей. Разрешение архиепископа начать работы последовало 23 августа 1823 г..
С 20 марта 1858 г. по 20 мая 1864 г. настоятелем Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря был архимандрит Анатолий. Настоятель Крыпецкого монастыря игумен Николай в рапорте настоятелю Спасо-Елеазарова второклассного монастыря архимандриту Платону сообщал о произведенных в 1874 г. в монастыре постройках. В 10 верстах от монастыря на пустоши Кашин устроили сарай для склада сена. В ските Успения Божьей Матери была сделана новая железная печка, построен сарай для соломы. На все эти переделки была затрачена сумма в размере 214 руб. 15 копеек.
В 1875 г. по ходатайству бывшего настоятеля Крыпецкого монастыря игумена Николая к монастырю была приписана Псковская церковь во имя Святителя Василия Великого на Горке для помещения в ней икон, приносимых из Крыпецкого монастыря во время крестного хода в Псков с 29 августа по 7 сентября и для свершения в ней богослужения в эти дни. Церковь была каменная, холодная, построенная в 1415 г., с приделом во имя Святого Алексея человека Божьего. В 1896 г. церковь была перекрыта листовым железом, увенчана куполом и крестом. На северо-западной стороне была устроена каменная колокольня в три яруса, увенчанная главой и крестом с пятью колоколами.
По данным за 1886 г., Крыпецкому монастырю принадлежало 3600 десятин земли, из которых 2500 десятин занимали мхи и болота, которые не приносили никакой пользы монастырю. Остальная часть земли в количестве 1100 десятин частично сдавалась в арендное содержание и приносила ежегодно дохода до 1200 руб., а частью сенокосной, пахотной землей и дровяным лесом монастырь пользовался сам. Кроме земли, монастырь имел в г. Пскове каменный дом с таким же флигелем и надворными пристройками, отданными в арендное содержание с ежегодной платой в 500 рублей. Монастырь владел пятью небольшими озерами, которыми пользовался.
В 1902 г. соборный храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова отремонтировали. В нижнем храме во имя Святого преподобного Саввы Крыпецкого и пяти мучеников выстлали мозаичные полы, сделанные в 1895 г. при игумене Александре, а в алтаре и на солеях такие же полы были постелены в шашку. Снаружи храм ремонтировался в 1912 г. В 1902 г. в главном храме Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в приделе Святителя Саввы архиепископа Сербского иконостасы были выкрашены белой масляной краской, а колонны и вся разная уборка вызолочены. На основании ведомости Крыпецкого монастыря за 1915 г. известно, что к этому времени соборному храму требовался наружный ремонт, а нижнему храму во имя Святого преподобного Саввы Крыпецкого и внутренний. Помимо этого в ведомости сообщается, что неизвестно, когда ремонтировались иконостасы в других храмах монастыря.
10 ноября 1907 г. после малой вечерни перед всенощным бдением на обитель было совершено разбойное нападение в количестве 40 человек. Убито было 6 человек, некоторые были ранены. Нападение было совершено с целью ограбления настоятеля обители игумена Евстафия и разграбления монастырского имущества.
По указу Синода от 15 июля 1911 г. на основании ходатайства бывшего настоятеля игумена Иоанникия монастырь был преобразован из штатного в общежительный. Настоятель Крыпецкого монастыря игумен Иоанникий 16 апреля 1912 г. спрашивал разрешение на то, чтобы обитель впредь именовалась «Крыпецкой Иоанно-Богословской общежительной третьего класса пустынью». Псковская духовная консистория сообщила на эту просьбу архипастырскую резолюцию от 21 апреля: «Одно имя еще не дает гарантию, что насельники Крыпецкого монастыря действительно станут пустынножителями, когда их монастырь назовут «пустынь».
В ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря за 1915 г. описаны святыни этого храма:
1) В иконостасе Соборного храма по правую сторону царских врат на втором месте помещался чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в возглавии у апостола образ Святой Троицы с предстоящими по сторонам: Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила; на правой стороне образ Успения Пресвятой Богородицы, на левой чудесное разорение артемидина капища, а внизу представление и погребение святого апостола Иоанна Богослова с предстоящими по сторонам святителями: Саввой Сербским и Иоанном Златоустом. Риза на иконе серебряная вся вызолочена, на венчике семь звезд из белых страз, в двух звездах разноцветные камни, в правой руке у апостола серебряное перо, в 1893 г. на эту икону был сделан киот из никеля. Икона эта по преданию была принесена преподобным Саввой Крыпецким из Сербии или Святой Афонской горы, как сказано в житие его и написано на кедровой доске.
2) В иконостасе теплого храма по правую сторону царских врат на втором месте помещался, по преданию, чудотворный образ святого преподобного Саввы Крыпецкого, написанный в прославление преподобного, еще имелась другая такая же копия в серебряных ризах, венчики вызолочены и сделаны в 1893 г. для обеих икон никелевые киоты. Эти иконы и икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова выносились во время крестного хода.
3) В иконостасе соборного храма по правую сторону царских врат был помещен образ Спасителя, а по левую сторону образ Богоматери и на втором месте образ Всех Святых в серебряных ризах.
4) В нижнем храме Святого преподобного Саввы Крыпецкого по левую сторону иконостаса в стене под полукруглой аркой на амвоне стояла серебряная чеканная изящной работы рака преподобного Саввы Крыпецкого, в которой в небольшом ковчеге хранилась одна часть мощей Саввы Крыпецкого. На раке преподобный представлен в схиме с венцом, на венце вырезано: «Святой Преподобный Савва Крыпецкой». На схиме, облегающей чело, крест и вокруг его молитва «Святый Боже Святый Крепкий до конца». На епитрахили крест и молитва «Достойно есть». На углах крышки четыре ангельских чина с крыльями. На сторонах раки изображено: на изголовье чудо исцеления священной водой новгородского князя Даниила Бабичева. На стороне у подножия — обретение мощей преподобного по видению священника Исаии. На правой стороне — исцеление супруги псковского князя Ярослава. На левой стороне — поучение преподобным братии перед концом его земной жизни. Рака украшена карнизами, уступами. Деяния святого и углы раки и другие места убраны серебряными чеканными цветами. Внизу вокруг раки вырезана надпись: «Сия рака устроена в 1855 году в царствование государя императора Александра II по благословению преосвященного Платона, архиепископа Рижского и Митавского, управлявшего Псковской епархией при игумене Поликарпе». Высота раки 1? аршин, длина вверху 2 аршина 15 вершков, внизу у ножек 2 аршина 9 вершков, ширина 14 вершков. Вес раки составлял 133 фунта 12 золотых и выбита 84 проба. Мощи преподобного Саввы Крыпецкого находились под спудом в его храме, по преданию, в стене под жертвенником, под которым есть небольшое отверстие, выложенное сводом наподобие арки с углублением в ? аршина, низ этого отверстия заделан кирпичом с цементом.
Богослужение в Крыпецком монастыре, судя по ведомости за 1915 г., совершалось в холодном соборе Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова со дня Пасхи до наступающих морозов, а в зимнее время богослужение проводили в теплом храме Святого преподобного Саввы Крыпецкого, в остальных приделах богослужение совершалось во время их престольных праздников и на Пасхальной неделе.
Часовен при Крыпецком монастыре было четыре, одна каменная и три деревянные. Каменная часовня была при входе в монастырь слева у Святых ворот. Деревянные часовни были на монастырском кладбище, здесь совершались литии по умершей братии в храмовые праздники и в понедельники на Пасхальной неделе. На четвертой версте от монастыря по дороге, ведущей в г. Псков, была часовня в память исцеления Саввой Крыпецким княгини Оболенской и часовня во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на станции Торошино северо-западнее железной дороги. Часовня построена в 1913 г. на земле, пожертвованной дворянкой Анной Робертовной Стольгане. Колокол весом 5 пудов 14 фунтов стоимостью 114 руб. для этой часовни был пожертвован крестьянином Жуковской волости деревни Подвязье Андреем Васильевичем Гущей.
9 августа 1916 г. обитель посетила великая княгиня Мария Павловна-младшая. 15 июля 1918 г. все монастырское имущество как движимое, так и недвижимое было конфисковано у монастыря государством. 4 марта 1918 г. во время первой реквизиции монастырского имущества рака преподобного Саввы Крыпецкого была скрыта в малой ризнице под полом, в вырытой яме, но она была обнаружена красноармейцами; лик преподобного Саввы с правой стороны в трех местах они прокололи штыками и саблей. В апреле рака оказалась вся в воде и ее пришлось вытащить из ямы и поставить в передней части верхнего храма при открытых окнах для просушки, а потом в этом же храме позади правого клироса была устроена сень, куда и поставили раку. С того времени раку преподобного Саввы стали переносить весной в верхний храм, а осенью в нижний его имени.
15 июля 1918 г. все монастырское имущество, в том числе неприкосновенный капитал в сумме 33235 руб., лес и земля в количестве 3357 десятин 2233 квадратных сажень конфисковало государство, кельи тоже все были отобраны. В 1919 году завязалась перестрелка красноармейских разведчиков, находившихся в монастыре, с отрядами Балаховича. Это продолжалось с промежутками три дня.
О землях, находящихся во владении Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, есть сведения в клировых ведомостях за 1920 г. Согласно ведомостям, по планам генерального межевания 1781-1788 и 1878 гг. монастырю принадлежало удобной и неудобной земли с лесами, кустарниками, озерами, реками, ручьями и болотами 3605 десятин 469 квадратных сажень. По плану на землю, лежащую вокруг монастыря, с пустошами: Коровиной, Сельцом, Горкой, Матурихой и Новины Щирицы приходилось пахотной земли 178 десятин1319 сажень, покоса 75 десятин 356 сажень, леса 984 десятины 1215 сажень, леса по боту 76 десятин 2100 сажень, под монастырем 5 десятин 2375 сажень, под проселочными дорогами 5 десятин, под болотами 1801 десятина 133 сажени, под озерами и речками 228 десятин 1800 сажень, под ручьями 2 десятины 135 сажень, всего в окружной меже 3357 десятин 2233 сажени, за исключением неудобной земли: болот, озер, речек, ручьев и дорог одной удобной земли — 1321 десятина 165 сажень, неудобной — 2036 десятин 2068 сажень. Из всей этой земли монастырь пользовался пустошами: Коровино, Сельцо, Горка, а также лесом. На этих пустошах пахотной земли было 35 десятин, разделенных на три поля, в каждом поле высеивали 13 четвертей озимой ржи, 8 четвертей ячменя, 10 четвертей овса, 4 четверика гороха, до 20 четвертей картофеля. Большую часть пашни обрабатывали преимущественно личным трудом. Крыпецкий монастырь пользовался тремя рыбными озерами, но не в значительной степени по причине заиливания и обмеления.
В 1920 г. монастырь не пользовался озерами, так как все рыболовецкие принадлежности были отобраны от монастыря совхозом. Остальные две пустоши отдавались в арендное пользование с ежегодной платой монастырю: за Новины Щирицы 200 руб. и за Матуриху 275 рублей. Лесом монастырь пользовался до1920 г. в достаточном количестве, в 1920 г. не пользовался. В 1920 г. Крыпецкой монастырь не пользовался ни малейшим клочком земли, даже земля, которая находилась в монастырской ограде, была отобрана совхозом. В монастыре имелось 7 рабочих лошадей, 22 коровы, 2 быка и 10 телят. В 1920 г. в монастыре скота не было, так как его изъял совхоз.
Согласно ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря за 1920 г. монастырю принадлежали следующие строения:
1. Каменный двухэтажный настоятельский дом, построенный, по преданию преосвященным Евгением Болховитиновым, желавшим жить при монастыре. Дом был из дикой плиты, длиной 8 сажень 2? аршин и шириной 10 сажень. По состоянию на 1920 г., в доме на верхнем этаже проживала братия и занимала три комнаты, две комнаты принадлежали богомольцам, а на первом этаже братия занимала только одну трапезную на правах кельи. В маленькой келье рядом с кухней проживали три монастырских богомолки. Кухня и хлебопекарня были отобраны совхозом. Крыша дома проржавела во многих местах, весь дом требовал ремонта.
2. Двухэтажная каменная постройка, соединяющая коридором настоятельский дом, с приделом святителя Саввы архиепископа Сербского и соборным храмом. Дом длиной 9 саженей и ? аршина и шириной 2 сажени 2 аршина был выстроен из плиты. На 1920 г. на втором этаже в одной из келий помещалась просфорная и братская кухня, а внизу — житница, принадлежавшая совхозу.
3. Напротив соборного храма располагался двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте для братии. Длина постройки 11 саженей 1 аршин, ширина 4 сажени 2? аршина. Внутри дома было 14 келий, два продольных и четыре поперечных коридора и лестница, ведущая на верхний этаж. Дом взят совхозом.
4. На одной линии с этим домом находился одноэтажный деревянный дом с мезонином на каменном фундаменте. Длина дома составляла 12 саженей 6 ? аршина, ширина — 5 саженей ? аршина. Внутри дома имелось 12 келий, посередине продольный коридор и одна кладовка. В мезонине располагалась портняжная мастерская и рухольная. В 1918 году реквизированы мастерские, дом был занят совхозом.
5. При входе в Святые ворота, по правую сторону, в 1906 г. была пристроена к ограде деревянная строжка, длиной 3 сажени и шириной 2 сажени ? аршина. Сторожка находилась в ведении совхоза.
6. При входе в Святые ворота по левую сторону располагался дощатый сарай, в нем стояла пожарная машина, и он был в распоряжении совхоза.
7. Позади братского двухэтажного корпуса. Здесь хранилось старое железо и разная мелочь, склад находился в ведении совхоза.
8. Под соборным храмом помещался погреб для хранения огородных вещей и кладовка для хранения муки. Они также были отобраны совхозом.
9. Под лестницей, ведущей в соборный храм, была кладовка для хранения дров.
10. Под колокольней, в нижнем ярусе, имелся ледник и кладовка для кадушек с овощами, запасенными на зиму — в ведении совхоза.
Все вышеназванные здания и два небольших сада располагались внутри каменной монастырской ограды с тремя башнями по углам, на четвертом углу стоял братский одноэтажный корпус. Ограда была построена в 1861 г. Сады, находящиеся в ограде, и новый сад за оградой, между монастырем и кладбищем, были в ведении совхоза.
По данным за 1920 г., кроме этих построек были здания вне стен монастыря: При выходе из монастыря, напротив Святых ворот в 1913 г. была построена бревенчатая гостиница для богомольцев на 13 номеров. В 1920 г. гостиница находилась в ведении совхоза, и богомольцы в ней больше не размещались. Бревенчатая кузница со всеми необходимыми к ней принадлежностями также была в ведении совхоза. Сарай для хранения рыболовных принадлежностей также принадлежал совхозу. Баня, построенная в 1913 г., была в ведении совхоза. Повети для дров тоже находились в распоряжении совхоза. Был колодец, украшенный небольшой главкой и крестом, по преданию вырытый преподобным Саввой Крыпецким; скотный и конный двор с хозяйственными постройками, амбары, гумна; молодой фруктовый сад с 200 деревьями и несколькими кустарниками, огороженный деревянной изгородью. Сад был посажен в 1912 г., при игумене Иоанникии.
В 3 верстах от монастыря находилась пустошь Сельце, где размещались: деревянный дом для лесника и скотниц и хозяйственные постройки. На пустоши Коровино находился деревянный амбар для сена. На станции Торошино в 1918 г. была построена изба для проживания сторожа и иеромонаха, служившего в часовне, и певчих.
На третьей версте от монастыря на дороге, ведущей в г. Псков, находилась арка на границе монастырской земли. В мае 1919 г. отступающими Красными войсками эта арка была опрокинута, икона с нее заброшена в лес, но впоследствии кем-то найдена и вделана в новый киот, а вместо прежней арки был вкопан столб. Вскоре икона эта была похищена.
На Крыпецком подворье в г. Пскове находились: двухэтажный каменный дом, построенный из дикой плиты, два одноэтажных каменных флигеля; у церкви была устроена каменная сторожка, сараи, небольшой фруктовый сад. Дом с флигелями, сараями, садом и само это место были куплены по ходатайству бывшего игумена Николая с разрешения Святейшего Синода на монастырские средства за 6000 руб. в 1875 г. от крестьянина Петра Стекольникова. План на подворье был составлен в 1878 г. псковским уездным землемером Глаголевым, по этому плану земли значилось 536 квадратных сажень. На 1920 г. все имущество, кроме церкви, было в ведении домового комитета. С 1921 г. в каменном настоятельском двухэтажном доме располагался приют для голодающих детей.
В 1921 г. при настоятеле иеромонахе Савватии к Крыпецкому монастырю был приписан самостоятельный приход, а преосвященным Геннадием епископом Псковским и Порховским даны все духовные права для совершения мирских треб. В феврале 1922 г. Крыпецкой монастырь был преобразован в приходскую церковь.
17 февраля 1922 г. причтом Крыпецкой Иоанно-Богословской церкви было получено предписание от заведующего совхозом «Крыпцы» В. Шаршнева, в котором предполагалось к 1 марта освободить все помещения, занимаемые личным составом причта. По ходатайству жителей деревень, окружающих обитель, 21 февраля 1922 г. был составлен договор на «бессрочное» пользование соборной 4-престольной двухэтажной каменной церковью, колокольней с подколокольней, малой Успенской церковью и нераздельно с ней двухэтажным каменным домом (трапезной), тремя часовнями и каменной оградой.
23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Крыпецкого монастыря за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 6 пудов 24 золотых различных ценностей. Была изъята рака преподобного Саввы, а в соборном храме от местных икон: Спасителя, Божьей Матери и Всех Святых — серебряные ризы и сосуды, вес всего изъятого около 5 пудов серебра. На заседании Президиума Псковского губернского исполнительного комитета 19 декабря 1923 г. слушали доклад о закрытии Крыпецкого монастыря. Заседание постановило: «Ввиду того, что фактами установлена контрреволюционная агитация монашествующих среди окружающего населения и особая ненависть к Советской власти, наиболее ярко выявившаяся при изъятии церковных ценностей, а также, что, прикрываясь религиозным обществом монашествующие производят эксплуатацию трудящихся, признать необходимым закрыть монастырь». Исполнение этого постановления было возложено на административный отдел Псковского уисполкома.
После окончательного закрытия Крыпецкой обители в ней обосновался совхоз «Крыпцы» Торошинской волости. В 1930 г. монашеские могилы были срыты бульдозером. В нижнем подклете монастырского собора держали совхозный скот. В верхнем Иоанно-Богословском храме было обустроено жилье для рабочих совхоза. Монастырь стал быстро разрушаться, так что к концу 1950-х гг. от него остались только полуразрушенные собор и колокольня. Особенно сильно пострадал монастырь в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Несколько бомб попало в колокольню, сгорели кровли всех зданий.
После войны руины монастыря — соборную церковь и колокольню — зафиксировала в выразительных рисунках и издала в серии послевоенных литографий 1946 г. архитектор-художник, жена Ю.П. Спегальского — О.К. Аршакуни. Судя по послевоенным изображениям и дневнику посещения монастыря О.К. Аршакуни и Ю.П. Спегальского, до 1960 г. от бывшего ансамбля сохранялись в руинах лишь собор апостола Иоанна Богослова, колокольня с трапезным корпусом и переход между ними в виде груды щебня. Руинированные памятники архитектуры служили пристанищем для скота. В 1950-х гг. обмеры руин с участием студентов Московского архитектурного института организовала архитектор Е.Н. Морозкина, которая впервые побывала в монастыре в 1952 г. К весне 1958 г. относится первая попытка возведения над могилой преподобного Корнилия дощатой часовни-усыпальницы и кладбищенской часовни. Обе постройки той же осенью 1958 г. были разрушены и впоследствии исчезли бесследно. И, тем не менее, паломничество к святыне не прекращалось в самые суровые годы.
К 1958-1961 гг. относятся первые послевоенные консервационные работы под руководством псковского архитектора-реставратора, художника-фотографа Б.С. Скобельцына. С помощью студентов руинированный комплекс обследовали, обмерили, разработали первичную рабочую документацию для консервации. Временные кровли, закладки проемов и «живых» трещин способствовали значительному продлению жизни памятника, но были, конечно, временной мерой. При отсутствии внимания к нему в последующие годы консервация не могла спасти памятник окончательно. Пожар 1983 г. уничтожил не только временные кровли, но и сохранявшуюся до того времени барочную главу собора.
С выходом правительственного постановления от 16.06.1988 № 816 «О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове» появились реальные возможности для спасения ансамбля Крыпецкого монастыря. В Президиум Псковского районного отделения ВООПИК 4 июня 1990 г. обратилась группа жителей Торошинского сельского совета с просьбой о поддержке и передаче храма Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря для использования его для богослужений общиной Русской Православной Церкви. Верующие встретили поддержку защитников старины и районной администрации. Первым делом администрация заказала проект новой подъездной дороги к монастырю через болота и угодья подсобного хозяйства «Мелиоратор». Тогда же состоялось обращение в Генеральную дирекцию «Псковреконструкция» за помощью в восстановлении храма.
Первое богослужение в руинированном храме Иоанна Богослова состоялось 10 сентября 1990 г. В том же месяце был открыт счет, и инициативная группа обратилась в прессе с воззванием о помощи. Епархия назначила настоятелем будущего монастыря священника Никольской церкви деревни Зобки Пыталовского района о. Дамаскина. Очень большую помощь оказывали работники торфопредприятия «Крыпецкое», мелиораторы. Поначалу проектные работы вызвались взять на себя архитекторы Московского инженерно-строительного института, но серьезные научно-исследовательские и проектные работы на общественных началах вести практически невозможно. Только в 1991 г. мелиораторы приступили к прокладке дороги и начерно проложили 3 км еще непроходимого без специальной техники пути. Эти работы растянулись не на один год. Генеральная дирекция «Псковреконструкция» привлекла московских реставраторов и заключила договор на научно-исследовательские и проектные работы с Московским реставрационно-культурным центром (главный архитектор проекта С.Б. Куликов).
Начало первого этапа восстановительных работ в Крыпецах следует отнести ко второй половине 1991 г. В монастыре появилась первая временная постройка для постоянного проживания возле колокольни (кухня). Продвинулось строительство подъездного пути, но работы замедлились в связи с трудоемким и дорогостоящим строительством моста через речку. Первоочередную консервацию — сооружение строительных лесов и временных кровель над собором и колокольней в полевых условиях выполнили в 1992-1993 гг. петербургские энтузиасты товарищества «Декор-92». В этот же период, по просьбе настоятеля, с помощью техники торфопредприятия и мелиораторов была спланирована территория вокруг собора и колокольни. При этом были снесены остатки древнего перехода между памятниками, остатки каменной ограды, было спланировано даже старое монастырское кладбище, где уцелела одна могила преподобного Корнилия. Эти работы были связаны с подготовкой к торжественному возобновлению богослужений в нижнем храме Святого Саввы Крыпецкого в сентябре 1992 г., оштукатуренном внутри самими монашествующими, и были своеобразным протестом на задержку в реставрации монастыря. Зимой ураганным ветром снесло временную кровлю с собора. Средства на ее восстановление помогал изыскать тот же настоятель обители о. Дамаскин, который приспособил под свою келью нижний ярус аварийной колокольни.
В сентябре 1994 г. состоялось выездное совещание, и 11 ноября вышло распоряжение Администрации Псковской области № 588-р «О восстановлении Крыпецкого монастыря», которое помогло сосредоточить усилия и средства на восстановлении памятника. Работы по строительству подъездной дороги были переданы дорожно-строительному комитету, который полностью завершил их в первом полугодии 1995 г. Мелиораторам поручили в 1995 — 1996 гг. провести комплекс осушительных работ по водоотведению. В ансамбле центрального ядра появились новые хозяйственные 2 пруда, а позднее было вычищено в старых границах Святое озеро. Второй восстановительный период был полностью связан с подготовкой к 500-летию со дня кончины преподобного Саввы Крыпецкого 12 сентября 1495 г. Был разработан и утвержден администрацией строгий график производства реставрационных работ 1-й очереди. Дирекции было поручено восстановление соборной церкви и в первую очередь реставрация с современным приспособлением для богослужений нижнего придела во имя Святого Саввы Крыпецкого. Проектирование на основании разработанного здания было передано псковскому институту «Спецпроектреставрация» (главный архитектор А.К. Богодухов).
http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru