Данные на 1905 год:
«Село Крутое лежит на юго-востоке от г. Орла в 168 в. и на юго-западе от г. Ельца в 12 в. Название село получило от своего расположения в большой котловине, которая известна была под именем «Крутого верха», служившего в 18-м веке гранью для владения Елецких казаков. Когда основано село и возник в нем церковный приход – точных сведений не сохранилось. Известно лишь, по преданию, что во времена татарских набегов на Елецкий округ и особенно на Воргольский стан, эта лесная и гористая местность представляла удобную позицию для защиты от врагов. С прекращением татарских погромов здесь поселились помещики с своими и пришлыми крестьянами и общими средствами устроили церковь, к которой приписались небольшие соседние деревни: Александровка, Чернышовка, Свидоровка, Барановка, Лосевка, Жуковка, Нетеева, Ивановка, Васильевка и Паниковец.
С увеличением населения некоторые из этих деревень отделились: Васильевка и Ивановка к церкви с. Большой Боевки, а деревня Паниковец в 1769 г. старанием майора Сергея Семеновича Александрова при Воронежском еп. Тихоне 2-ом превращена в самостоятельный приход, и сюда причислены Ивановка и Лосевка. Теперь приход с. Крутого хотя и считается довольно большим по количеству населения, до 1100 д. м. п., но входящие в его состав деревни лишь номинально принадлежат к нему, а фактически относятся к Паниковскому приходу, к которому он ближе лежит, и соединяются удобными путями сообщения, особенно в весеннюю пору. Население Кручанского прихода состоит из крестьян, занимающихся земледелием, каменоломнями и выделкой камня на постройки.
Время построения первого храма в с. Крутом неизвестно по той причине, что он сгорел со всеми документами. Можно лишь думать, что с. Крутое до половины 18-го в. принадлежало к Тамбовской епархии, так-как в церковном архиве хранится план «Троицкого храма с. Крутого, Лебедянского уезда. Тамбовской губ.»; в конце же 18-го в. с. Крутое уже числилось в Елецком уезде Орловской епархии и имело храм во имя св. безсреб. Косьмы и Дамиана, что видно из уцелевшей описи имущества, сделанной в 1794 г. при еп. Аполлосе после пожара этой церкви. В 1797 г. вместо сгоревшего храма старанием прихожан и главным образом помещика Василия Григорьевича Попова был воздвигнут новый – во имя св. Троицы с приделом св. безср. Космы и Дамиана. В 1825 г. при еп. Гаврииле на средства Кромской помещицы Масловой устроен другой придел во имя Иоанна Крестителя. В 1849 г. в трапезной с правой стороны устроен, по благословению архиерея Смарагда, прихожанкою Александрой Семеновной Александровой 4-й придел во имя св. Василия Блаженного. В 1856 г. Елецкая помещица Мария Осиповна Воронова устроила 5-й придел в честь Знамения Божьей Матери. Последние два придела в 1887 г. упразднены, вследствие тесноты, по разрешению еп. Симеона; при этом правый Предтечевский придел по желанию рода Александровых именуется вместе приделом Василия Блаженного. В таком виде храм существует доныне. Святыню его составляет напрестольный серебреннозлаченный крест со св. мощами. В 1821 г. у южной стороны храма построена каменная богадельня для духовных беспомощных сирот. Строительница, помещица Маслова, положила в пользу богодельни капитал, проценты с которого идут на содержание призреваемых в приюте. В 1848 г. тою же благотворительницей, с разрешения архиеп. Смарагда, к богадельне пристроена церковь в честь св. (неразб.) Иакова Персианина с парусинным иконостасом, который в 1870 г. заменен деревянным с позлащенной резьбой. В 1902 году в этой церкви произведен ремонт. С 1885 г. при главной Троицкой церкви существует церковно-приходская школа, где обучается до 40 мальчиков. Капитал храма составляют вечные вклады на сумму около 3 тысяч рублей».