Морской собор построен в 1903 (1913?)г. архитектором Косяковым.
Сейчас в нём размещен клуб моряков и Военно-Морской музей (кстати, очень неплохой). Неспешно идет процесс передачи храма Церкви. Попытка установить на храме крест закончилась в августе 2002 г. падением креста (к счастью, обошлось без жертв), так что фотографии соответствуют нынешнему положению вещей…
Строительство Морского собора на Якорной площади, в центре города, на самом высоком месте началось в 1902г. Проект разработал архитектор В.А.Косяков. Здание высотой более 70м выполнено в псевдовизантийском стиле, характерном для культовой архитектуры начала XXв. Строительство затянулось до 1913г. Собор стал памятником отваге и храбрости русских моряков, он удачно вписался в общий ансамбль города. Перед собором оставлено обширное пространство для проведения парадов. Главный (западный) фасад акцентирован большим порталом и двумя боковыми ризалитами, завершенными башенками-павильонами звонниц. Северный и южный фасады были отмечены круглыми громадными окнами-витражами, ныне утраченными. Цоколь здания облицован красным гранитом, стены — серовато-желтым кирпичом. Оконные проемы обрамлены профилированными гранитными наличниками. Входные дубовые двери облицованы бронзовыми накладными пластинами с изображением якорей и дельфинов. Медный купол украшен орнаментом из якорей и спасательных кругов. Декоративная отделка интерьера выполнена в византийском характере. Двухъярусные аркады членят внутреннее пространство собора на центральный зал и галереи с хорами. Своды галерей украшены орнаментальной мозаикой. Мозаичные полы выполнены из разноцветного мрамора, уложенного в медную оправу. В 1953-1954гг. в бывшем соборе были выполнены сложные реставрационные работы в целях использования большого внутреннего пространства для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба.
Свято-Никольский собор в Кронштадте сооружался Морским ведомством и поэтому получил название Морского собора. Идея сооружения в Кронштадте нового храма – памятника истории развития Русского флота относится к 1896 г. В 1897 году был объявлен международный конкурс на составление проекта. Средства на собор жертвовались членами императорской семьи, придворными и военными чинами, большая часть необходимой на строительство суммы была собрана военными офицерами и моряками, постановившими отчислять на эти цели часть своего жалованья. Для строительства была выбрана центральная площадь города, где хранились вышедшие из употребления якоря, поэтому она получила название Якорной. В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В.А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года. Собранных пожертвований оказалось недостаточно даже для начала строительства, и 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на производство работ. Председателем Строительного комитета стал вице-адмирал С.О. Макаров.
Работы по расчистке и подготовки территории производились моряками флотских экипажей и учебных отрядов. Возведению собора предшествовало торжественное богослужение 1 сентября 1902 года, которое отслужил о. Иоанн Кронштадтский. После завершения бетонных фундаментов и гранитного цоколя, 8 мая 1903 г. состоялась торжественная закладка собора, на которой присутствовала императорская чета, свита и руководство Морского ведомства. За период 1903-1907 годов были выполнены все общестроительные работы, что для сооружения столь больших размеров было необыкновенно быстро. При работе над проектом косяков учитывал весь предшествующий опыт создания храмов «византийского стиля» (авторы самых значительных из них, Д.И. Гримм и В.А. Шретер, были его учителями). Это видно и в компоновке масс и в понимании роли детали. Здесь присутствует лаконичность и ясность построения формы Д.И. Гримма, и утонченная декоративность В.А. Шретера. В.А. Косяков привнес много новых приемов в компоновку фасадов и интерьера. Он опирался на «классический» вариант компоновки внутреннего пространства, выраженного во внешних формах и адресующего к историческому прототипу – Софии Константинопольской. Два полукупола с востока и запада примыкали к огромному центральному подкупольному пространству, освещенного из окон барабана. Как и в Софийском соборе, наос с трех сторон окружали аркады первого уровня и хоров. Для усиления конструкции создавались симметричные «контрфорсы», которые имели не только конструктивное, но и функциональное значение – в них размещались лестницы на хоры. Две другие лестницы находились со стороны главного входа. По ним можно было подняться не только на хоры, но и на звонницы и попасть на верхние галереи, предназначенные для осмотра систем отопления, расположенных «под верхними окнами».
Цельность внутреннего пространства выражалась во внешнем облике храма. В.А. Косяков дополнил художественную палитру стиля декоративными элементами романского зодчества, что часто встречалось в европейской архитектуре 19 столетия, где существовало понятие «византийско-романского» или «романо-византийского» стиля. Замысел архитектора дополняли башни двух звонниц, фланкирующих вход, и портал «романского» характера. Если пространственное решение интерьера и его роспись полностью были выдержаны в византийском стиле, то внешние формы были выполнены в «византийско-романской» стилистике, что вносило в общее восприятие сооружения несколько «эклектичный» оттенок. Фасады собора были облицованы долговечным облицовочным серовато-желтым кирпичом и дополнены терракотовыми рельефами. В отделке фасадов (колонны порталов, окон и облицовка цоколя) применялся наиболее долговечный материал – гранит. Купола собора и звонниц были покрытии декоративными морскими рельефными атрибутами. Этот прием уже известен в художественном арсенале византийского стиля. В качестве материалов отделки применялись майолика и мозаика. Святые изображения на фасадах выполнялись по эскизам Ф.Р. Райляна. Майоликовые фризы с фигурами архангелов и символами евангелистов создавались в мастерских Н. Ваулина и И. Гельдвейна. В мозаичной мастерской В.А. Фролова выполнялись иконы на фасадах. Над тремя порталами главного, западного входа – в честь святых, которым посвящены приделы, — Святителя Николая чудотворца, святых апостолов Петра и Павла, святого Иоанна Рыльского; над северным – образ Божией Матери; над южным – Святителя Митрофания. Западный портал украшался мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни Свт. Николая чудотворца, символами евангелистов и орнаментами. Вестибюль центрального входа мог служить постоянно открытой часовней. С востока вели еще два входа для духовенства. Из них попадали в подвальный этаж с библиотекой и архивом. Двери были богато декорированы бронзовым орнаментом.
Проект внутреннего убранства собора также создавался В.А. Косяковым совместно с братом Георгием. Работы над внутренним убранством начались в 1907 году. Отделочные работы велись круглогодично, и летом 1909 года внутренние леса уже были разобраны. Наиболее сильное впечатление производило внутреннее пространство, в котором господствовал центральный купол диаметром около 27 метров при высоте его до основания – 52 метра. Алтарь не был закрыт весь иконостасом, а уровень пола приподнят высоту более четырех метров. Над главным престолом, посвященным Св. Николаю чудотворцу, возвышалась мраморная сень. Боковые приделы св. Петра и Павла и св. Иоанна Рыльского (покровителя св. Иоанна Кронштадтского) не отделялись от главного, существуя с ним в едином пространстве. Слева на солее стояла мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, мраморными панелями и изображение Святого Духа в виде голубя. Подкупольное пространство окружалось двухъярусными галереями, которые усиливали конструкцию собора и выполняли важные функциональные задачи. Подобно константинопольской Софии, галереи второго яруса были открыты в интерьер, визуально увеличивая и без того необъятное пространство храма. Их восточная часть предназначалась для парадной ризницы и размещения хора, хранения икон с упраздненных судов, а в первом этаже для ризницы, икон и библиотеки. Во время ненастья крытая галерея могла служить для крестных ходов. В истории храмоствоения такой подобный прием был использован Э.И. Жибером в проекте самарского собора, а в 1890 году к нему же обратился Н.В. Султанов при проектировании Петергофского храма Святых апостолов Петра и Павла. В.А. Косяков талантливо объединил традиции византийской архитектуры с традициями отечественного храмостроения эпохи «историзма». Росписи покрывали центральную и боковые апсиды, поверхности парусов, барабана и купола, стены и своды хоров.
Богатство художественного убранства дополнялось разнообразной и художественной отделкой. Материалом колонн галерей и наличников порталов служил искусственный мрамор. Иконостас, престолы, сень над престолом, солея и амвон, капители киоты выполнялись из белого и цветного уральского мрамора в сочетании с бронзовыми деталями. Императором был пожертвован бухарский ляпис-лазурь с Петергофской гранильной фабрики для отделки престолов. Двери и мебель выполнялись из дуба с медными и металлическими коваными деталями. По эскизам Г.А. и В.А. Косяковых для собора изготовлялась разнообразная и богатая утварь. Сочетание древнерусских и византийских мотивов с морской символикой представляло благодатную почву для стилистики модерна. Мемориальный характер интерьеру придавали мраморные доски, на которых были высечены имена погибших моряков. Внутренняя отделка собора заняла гораздо больше времени, чем строительство.
Церемония освящения собора состоялась 10 июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Площадь перед собором предназначалась для военных парадов. Вскоре здесь же был установлен памятник строителю собора адмиралу С.О. Макарову (1848-1904) работы Л.В Шервуда. Вблизи был разбит парк, устройством которого руководил Э.Г. Гильбих.
По книге Ю.Р. Савельева «Византийский стиль в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005.
По освящении собора в 1913 году его настоятелем назначили протоирея Василия Погодина. Причт храма объёдинили с причтом Богоявленской Морской церкви. Действующий Никольский собор занял уготованное ему место главного храма Балтийского флота, которому молитвенная помощь была нужна более чем когда-либо, — вскоре полыхнула Первая мировая война, и наряду с молебнами о ниспослании удачи русским воинам в храме служились панихиды по погибшим в сражениях морякам. 1 марта, за день до отречения Николая II, в городе Кронштадте установилась новая власть. Вскоре произошла трагедия прямо перед Никольским собором, на Якорной площади, — здесь был убит последний царский военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Р. Вирен, которого заколола штыками толпа моряков. Вместе с ним на площади казнили несколько десятков адмиралов и офицеров. Активные действия против Русской Церкви большевики предприняли сразу же после захвата ими власти в стране. Тем не менее, храмы поначалу продолжали существовать.
Новые репрессии на верующих обрушились в конце 1920-х годов, с окончанием эпохи нэпа и приближением «великого перелома». Первым среди храмов Кронштадта в 1929 году закрыли именно Морской Никольский собор — он мозолил глаза руководству города своей торжественной огромностью и прямой связью с эпохой Николая. Впрочем, его судьбу ещё можно назвать относительно счастливой — большинство кронштадтских церквей были безжалостно разрушены; собор же уничтожать всё же не решились: его архитектурное значение было всем очевидно. «Национализированному» зданию, по обыкновению тех времён, пытались найти новое применение. Ещё до закрытия храма подумывали об устроении в нём дома культуры и кинотеатра. Специальная комиссия, осмотревшая собор, пришла к выводу, что его помещения годятся для проведения здесь массовых мероприятий, а также оборудования гардероба, буфета, курительных комнат и уборных. Тогда же приход обложили огромным налогом за пользование недвижимостью. 14 октября 1929 года, когда храм официально упразднили, его имущество передали городу. Настоятель собора протоирей Михаил Кравченко уехал жить в Ленинград. Несколько десятков предметов церковной утвари поступили в распоряжение Военно-морского и Русского музеев в Ленинграде, серебро пошло в казну, а книги, от которых отказались библиотеки, — на макулатуру. Был уничтожен уникальный резной мраморный иконостас, смыта позолота орнамента, закрашены мозайки и росписи, ликвидированы кресты. Собор превратился в провинциальный дом культуры. Шестнадцать из семнадцати соборных колоколов сбросили на землю при большом стечении народа. По воспоминаниям свидетелей, многие женщины рыдали и даже падали в обморок, когда огромные колокола с грохотом раскалывались, но в официальных источниках всё это было выдано за митинг трудящихся, вдохновенно протестующих против мракобесия. На своём месте остался лишь самый большой колокол — весом 1038 пудов. Во время Великой Отечественной войны Кронштадт разделил страшную участь Ленинграда, пережив тяжёлую блокаду. Все военные годы собор напрямую участвовал в боевых действиях — на его крыше (самой высокой точке города) был установлен наблюдательный и корректированный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время обстрелов несколько снарядов угодили в собор. Один из них можно увидеть и сейчас — пробив стену, он застрял в полу храма. При реставрации его оставили на месте «на память», огородив и поместив под стекло. После войны собор отремонтировали.
В 1950-е годы интерьеры переустроили — да так, что в новом здании уже трудно было опознать бывший храм; он теперь более походил на киноконцертный зал. На протяжении десятилетий собор под именем клуба Кронштадтской крепости вместимостью 1200 человек функционировал как центр досуга. Так как в Кронштадте никуда не деться от морской тематики, его украсили росписями на сюжеты из военно-морской истории, выполненными по эскизам художника А. Трескина. В 1975 году кронштадтский Морской Никольский собор был официально признан памятником архитектуры местного значения, эту дату можно считать «нижней точкой» истории храма. Теперь за дальнейшую его сохранность можно было не переживать. В то время собор исполнял роль театрального зала, и о возвращении его Церкви никто даже не мечтал. в 1990-е годы он оставался также светским учреждением, чему способствовала, в частности, и «закрытость» Кронштадта, а в закрытые города перемены приходят с опозданием. Тем не менее, архитектурный статус собора в 1995 году повысили — до памятника архитектуры федерального значения. Художественная и историческая ценность псевдовизантийской архитектуры рубежа веков уже не вызывала никаких сомнений. Тогда же заговорили о реставрации.
В 2002 году на центральный купол установили новый крест, причём не с первого раза — первый крест рухнул на землю. А вскоре храм наконец передали Санкт-Петербургской епархии. В 2005 году его освятили и в соборе была отслужена первая после десятилетий забвения литургия. Впрочем, тогдашнее освящение было как бы предварительным — после реставрации собор требовалось освятить заново. В 2008 году Кронштадт посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование начала года святого праведного Иоанна Кронштадтского. Через некоторое время при соборе появился благотворительный фонд; вопрос комплексной реставрации здания обсуждался на самом высоком правительственном уровне. Серьёзные работы начались в 2011 году и спустя два года были завершены. Единственный сохранившийся колокол, ставший главным, дополнили ансамблем новых колоколов. Были очищены и восстановлены все дореволюционные росписи и мозаики, а там, где это оказалось невозможно, созданы новые.
19 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения Морского Никольского собора. 28 мая 2013 года состоялось великое освящение храма, сопровождавшееся торжественным военным парадом на Якорной площади. Собор вновь стал главным храмом российского Военно-морского флота. Высота Морского Никольского собора составляет 71 метр; до основания главного купола — 52 метра. Длина с крыльцами — 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона центрального зала — 24 метра, пролёты главных арок — 23 метра. Диаметр главного купола — 26,7 метра. Кресты на куполах выполнены в форме корабельных штурвалов.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №143, 2015 г.
За первые двести лет истории Кронштадта в городе появилось множество храмов, но храм-памятник русскому флоту здесь возвели лишь в начале ХХ века. При этом мысль о его строительстве возникла гораздо раньше. Уже в деревянной церкви, построенной в 1728 году в Кронштадте и освящённой в честь Богоявления, регулярно совершались торжественные богослужения в честь побед русского флота и памятных дат из его истории. В храме были собраны иконы, напрямую связанные с морем и флотом, и многие моряки именно сюда приходили за благословением перед многомесячным плаванием.
Спустя сто лет деревянная Богоявленская церковь обветшала, и обер-священник армии и флота протоирей Григорий Мансветов обратился к начальству Главного морского штаба А. С. Меншикову с ходатайством о строительстве нового морского храма. При этом отец Григорий указывал, что в существующей церкви «отправляются празднества двух великих происшествий, покрывших незабвенно славою наше отечество и особенно российский флот, именно: 1) по случаю истребления турецкого флота при Чесме, в царствование Екатерины II 1770 г. июня 24 дня в день Рождества Крестителя Господня Иоанна, и 2) по случаю истребления турецко-египетского флота при Наварине, при государе-императоре Николае I». Однако средств на новый храм тогда не нашлось, и деревянный Богоявленский собор простоял ещё больше десяти лет, до 1841 года. Между тем, вскоре специальная комиссия утвердила проект его каменного преемника, но к строительным работам так и не приступали. Кончилась эта история почти анекдотически: в 1862 году построили новый деревянный храм, который изначально считался временным и простоял… до 1932 года.
Впрочем, от идеи строительства храма-памятника никто не отказывался, этот вопрос не раз поднимался руководителями флота и города — увы, окончательное решение всякий раз откладывалось. Лишь в 1897 году очередное прошение, поданное главным командиром Кронштадтского порта вице-адмиралом Н. И. Казнаковым, было услышано молодым царём — Николай II в ответ на него разрешил открыть подписку пожертвований на постройку нового храма. Казнаков предложил строить собор на просторной Якорной площади в центре города, неподалёку от собственно порта: «Моя мысль состоит в том, — объяснял он, чтобы этот храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины». Кронштадт к тому времени славился на всю Россию не только как главный военный порт, но и как место жительства и служения всенародно любимого молитвенника и проповедника отца Иоанна Кронштадтского, позже канонизированного Русской Церковью. Батюшка Иоанн стал первым жертвователем нового собора, призвав последовать его примеру всех верующих: «Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники! Живя в Кронштадте сорок два года и во все это время видя малость, скудость и ветхость морского храма, я снедался ревностию о нем и желанием просторного, прочного, благолепного храма и ныне внес свою лепту на сооружение такового храма 700 рублей. Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его». Комитет по сбору пожертвований возглавил всё тот же Казнаков.
Первый проект морского храма был подготовлен ещё в 1896 году инженером В. Шаверновским. Дальше идеи этот проект не пошёл, и деталей его не сохранилось. Настоящая подготовка началась годом позже, объявили сразу два конкурса на проект собора — один исходил от Морского технического комитета, другой — от Комитета по сбору и хранению пожертвований. К тому времени уже провели геологическое и гидрологическое исследование грунта под Якорной площадью, показавшие, что это место вполне подходит для возведения гигантской постройки. Ажиотажа среди архитекторов конкурсы не вызвали — задание оказалось столь сложным, что оба конкурса собрали в общей сложности всего четыре заявки, ни одна из которых не была принята. Правда, проект академика архитектуры В. Суслова отметили премией, однако это не значило, что он был принят в качестве рабочего. Суслов предполагал строить храм в неорусском стиле, чем-то напоминающий петербургский Храм-на-Крови. Увидев, что конкурсы не принесли желаемого результата, Н. И. Казнаков с позволения великого князя Алексея Александровича поручил работу над проектом собора академику архитектуры А. Томишко. Тот предложил храм тоже в неорусском стле — с массивным центральным куполом и четырьмя малыми куполами, ориентированными по сторонам света. Проект этот понравился царю и всё-таки был отклонён — по причине несоответствия заявленным условиям. Наконец, уже в 1900 году, Комитет выбрал нового исполнителя проекта — им оказался будущий директор Института гражданских инженеров В. Косяков. Василий Антонович, предпочитавший строить храмы в русско-византийском стиле, решил не гнаться за оригинальностью, а взять за основу константинопольский Софийский собор, бывший в то время мечетью в столице Османской империи. Архитектор съездил в Стамбул, чтобы в подробностях рассмотреть знаменитый шедевр, а заодно и многие образцы местной архитектуры, которая тоже вся «вышла» из старого Софийского храма. Косяковский проект для Кронштадта получился очень «классическим», его можно назвать лучшей иллюстрацией русско-византийского стиля. Вместе с тем, храм далеко не является простой копией, а за прошедшее с его постройки столетие и вовсе превратился в один из символов отечественного зодчества, что лишний раз свидетельствует о его оригинальности. Особенную необычность Никольскому собору придали скрывающиеся в абрисе, но заметные при приближении многочисленные морские элементы в оформлении — конечно, начисто отсутствовавшие в константинопольском образце. Архитектор подготовил два эскиза, немного различавшихся между собой. На заседании Комитета по сбору пожертвований 16 апреля 1901 года единогласно утвердили один из них. Осенью того же года на Якорной площади отслужили торжественный молебен по случаю начала строительства собора.
В 1902 году уже шло рытьё котлована, закладывался фундамент, зимой добрались до устройства цоколя из финского гранита. Однако официальная закладка храма состоялась годом позже, 8 мая 1903 года, в присутствии императора Николая II. Государь лично посадил на газоне близ будущего храма дуб. Строители планировали, что освящение готового храма состоится в 1905 году. На этом торжестве мог бы присутствовать и отец Иоанн Кронштадтский, но, к сожалению, строительство затянулось, и великий молитвенник при жизни не дождался его окончания, завершив свой земной путь в 1908 году. Причины тому понятны — 1904 и 1905 годы выдались тяжёлыми и для всей страны, и для военно-морского флота, и тяжелейшее поражение в Цусимском сражении с потерей значительной части флота произвели тягчайшее впечатление на русское общество. Впервые в Новое время европейская монархия проиграла войну азиатской державе. На фоне военного поражения грянула первая русская революция, ставшая крупнейшим общественным потрясением десятилетия. Лишь в 1906 году работы ускорились, и уже осенью главный купол испытывали на прочность. Годом позже собор был практически готов, однако предстояла ещё его внутренняя отделка. Детальные интерьерные чертежи получили одобрение (с некоторыми замечаниями) императора 19 августа 1908 года, а следующим летом Николай II лично приехал инспектировать ход отделочных работ. В отделке собора решили использовать полудрагоценные камни — яшму, орлец, ляпис-лазурь, — их обработка затянулась. Завершить внутреннее оформление, а также установить мраморный иконостас и напрестольную сень удалось лишь в 1912 году. Освятили Морской Никольский собор в Кронштадте 10 июня 1913 года — за год до вступления России в роковую войну.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №143, 2015 г.
Морской Никольский собор в Кронштадте — уникальный пример храмового зодчества России начала XX в., памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был заложен по указу императора Николая II в 1903 г. в честь 200-летия Российского флота. Собор начали строить в 1902 г. по проекту В.А. Косякова и окончили в 1913 г. Храм был призван стать главным православным символом флота Российской Империи.
Высота сооружения составляет 70,5 м и это самая высокая постройка в городе. Купольный потолок диаметром 27 м расположен на высоте 52 метров, он украшен росписью. Морской собор в Кронштадте – один из немногих храмов России, где оконные проемы заполнены витражами. Центральная часть храма вмещает до 3000 прихожан.
Никольский собор в Кронштадте был закрыт в 1929 г., с него сняли кресты и колокола, а над главным входом вместо образа Спасителя, повесили портрет Максима Горького. В помещении расположился кинотеатр, который в народе стали называть «Максимкой».
Во время Великой Отечественной войны в подвале здания хранились «звездные» часы со сложнейшим механизмом, доставленные из Пулковской Астрономической обсерватории. На вершине купола был устроен наблюдательный пункт.
После войны в храме разместился клуб, сцена которого была устроена на месте алтаря.
Восстановление Кронштадтского Морского собора началось в 2002 г. Был разработан проект его реставрации и восстановления, а также ландшафтный проект реставрации, воссоздания и приспособления территории вокруг собора, включающий работы по благоустройству площади парка. Все работы по возрождению главного храма российского флота завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru