Построена в 1762 году, перестроена в 1846 году, закрыта в 1930-е годы, взорвана в 1955 году.
После кропотливых поисков в архивах Самары и Ульяновска удалось найти на данный момент самый ранний документ по истории храма в Крестово-Городище – это ведомость о церкви 1848 года. В ней говорится о том, что вместо ветхой в 1846 году тщанием прихожан была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте. Она называлась Христорождественской по единственному престолу во имя Рождества Христова. Священно- и церковнослужители жили в собственных деревянных домах на обывательской земле, однако постоянного оклада не имели.
В храме хранились метрические книги (с 1780 года), исповедные росписи (с 1831 года), опись церковного имущества 1847 года и другие документы. Ближайшая Ильинская церковь находилась в 2 верстах (2,13 км) в селе Кайбелы.
Должность священника с 1835 года исполнял Павел Серафимов (в ноябре 1834 – мае 1835 года служивший в Кайбелах). У него было немало поощрений и заслуг: в 1840 году получил архипастырское удовольствие за обучение поселенских детей, в этом же году обратил крестьянина Якова Фёдорова из раскола в православие, а также стал депутатом (видимо, Симбирской духовной консистории), с 1842 года определён законоучителем в местное удельное училище, в 1842-1843 годах превратил в православных ещё 6 старообрядцев, а в 1845 году награждён набедренником за успешное обучение закону Божьему крестьянских детей. Диаконом являлся Иван Зефиров (после 1843 года), дьячком – Порфирий Болгарский (с 1829 года), пономарём – Алексей Павлов (с 1841 года). В отличие от священника, у них никаких наград и достижений не было.
На карте «Царство Казанское с окольными провинциями и частью реки Волги» в Российском атласе 1745 года село под названием «Городище» обозначено как поселение, имеющее церковь. Поэтому можно смело утверждать, что первый деревянный храм в Крестово-Городище действовал как минимум за 100 лет до возведения в 1846 году нового.
В церковной ведомости 1910 года отмечалось: деревянный храм 1846 года постройки крепок и покрыт железом, священник и псаломщик получают соответственно 300 и 100 рублей жалования в год, а также 400 рублей кружечных доходов и 15 рублей хлебного сбора (за 1910 год). По сравнению с 1848 годом благосостояние духовенства явно повысилось.
В церковной библиотеке к этому времени находилось 189 томов книг, предназначенных для чтения. Старостой при храме состоял крестьянин Илья Андреев Петрухин. Продолжала работать и земско-общественная школа – фактически преемник удельного училища, о котором говорилось в ведомости 1848 года.
Штатным священником с 1902 года был Александр Васильев Капонеров. С 1902 до 1905 года он являлся заведующим и законоучителем Крестово-Городищенской церковно-приходской школы, а также с 1902 года законоучителем земской школы (до этого с 1888 года преподавал в других сельских школах), в 1902-1903 годах – катехизатором в селе. Кроме того, в 1905-1909 годах А.В. Капонеров избирался уполномоченным на Епархиальный и Училищный съезды, а в 1905-1907 годах – на должность духовника 4 благочинного округа Ставропольского уезда. За успехи в духовной и просветительской деятельности священник много раз поощрялся: в 1888, 1892, 1904 и 1907 годах ему объявляли благодарность, в 1892 году наградили набедренником, в 1897 году – фиолетовой скуфьей, в 1906 году – фиолетовой камилавкой. Псаломщиком с 1909 года являлся Александр Иванов Моисеев. Свою службу он начал в Смоленском храме Красного Яра, где работал с января 1908 по июнь 1909 года. Молодой псаломщик на тот момент поощрений не имел.
Интересно, что в приход Христорождественской церкви всегда входило только одно село – само Крестово-Городище. Этот факт говорит об отсутствии в ближайших окрестностях малых населённых пунктов, в которых не было храмов. И в самом деле, расположенные рядом Красный Яр, Кайбелы, Тургенево и другие являлись крупными сёлами со своими церквями.
Несмотря на активные поиски в архивах, сведений о советском периоде в истории храма обнаружено очень мало. Так, Ульяновским оперативным сектором ОГПУ 6 марта начато и 14 апреля 1931 года закончено дело № П-4345 «Об антисоветской агитации, проводимой церковниками с. Крестово Городище Чердаклинского р-на», а именно священником Стефаном Васильевичем Ревякиным и монахиней Екатериной (Исаковой Екатериной Павловной). Любопытно, что священник был женат на дочери известного нам священника Капонерова, с 1912 года проживал в селе и служил в храме вплоть до ареста. После освобождения в 1936 году он исполнял ту же должность, но в 1937 году его арестовали и расстреляли в Куйбышеве (Самаре). Видимо, С.В. Ревякин был последним священником Христорождественской церкви. Монахиня Екатерина родилась в Крестово-Городище, затем жила в Симбирском Спасском женском монастыре, после ликвидации которого приехала в родное село. Здесь она работала псаломщиком в храме, а в 1931 году осуждена на 5 лет концлагерей. Осуждённые были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 году.
Последние сведения о Христорождественской церкви относятся к первой половине 1950-х годов. 27 июля 1953 года на заседании Чердаклинского районного исполкома среди прочих обсуждался вопрос «О передаче церковных зданий, находящихся в зоне затопления, Культпросветотделу». В итоге было решено: «1. Передать деревянные церковные здания из сёл Кр. Городищи, Кайбелы Райкультпросветотделу на строительство клубного здания на новой площадке с. Кр. Городищи. 2. Обязать зав. Культпросветотделом тов. Завырылина немедленно приступить к составлению технической документации и строительству клуба».
27 июля 1954 года Чердаклинский райисполком решил передать Христорождественскую церковь колхозу «Память Ильича», а все стройматериалы, полученные при её разборке, использовать для возведения в новом Крестово-Городище библиотеки и детских яслей. Весной 2014 года местные краеведы рассказывали мне, что клуб, построенный из разрушенных храмов сёл Крестово-Городища и Кайбел, находился рядом с памятником воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, но со временем пришел в негодность и был разрушен.
По материалам статьи: Евгений Бурдин «Крестово-Городище: загадки старинного села».