«Крестинская нить. Ворсовые ковры села Крестики Оконешниковского района Омской области»

«Крестинская нить. Ворсовые ковры села Крестики Оконешниковского района Омской области»

Село Крестики Оконешниковского района Омской Области — яркий уникальный феномен русской сибирской народной художественной культуры. Село Крестики, расположенное на юго-востоке Омской области, было основано в 1787 году (по другим данным – в 1822 году) на перекрёстке дорог между четырёх озёр. Жители называют себя «челдонами». Временной охват выставки – конец XIX – начало XXI веков.

Эта выставка – рассказ о процессе зарождения, создания, трансляции и восприятия произведений народного искусства как непрерывной нити творческих актов, совершаемых содружеством одаренных личностей. Талантливые певцы, мастера народной песни, так же являлись и творцами предметов декоративно–прикладного искусства. Песенные узоры тесно переплелись с узорами на тканых коврах и поясах, варежках и расшитых полотенцах. Выставка отражает наиболее яркие проявления локальной «крестинской» художественной культуры – это традиции изготовления и бытования ворсового тканого ковра и традиции женского костюма.

Именно здесь, в Крестиках, сложился единственный в Омском Прииртышье «очаг» ворсового ковроткачества. Крестинцы сохранили архаичные орнаменты и их названия: круг (ромб, ромб с крюками), сечка (ромб с двумя усечённными углами), берёзка (стилизованный растительный геометризированный узор в виде чередующихся листьев и цветов или плодов). поднос, звезды.

Все подготовительные работы – стрижку овец, чесание шерсти, прядение, крашение нитей крестинские мастерицы делали сами. Шерстяные нити для ворса окрашивали анилиновыми красителями. Льняные нити, используемые для основы и утка, тонировали, чтоб они не просматривались между ворсом.

До 1950-х годов ковры клали в каждом доме для семейных нужд и приданого. Ими украшали яшшики (сундуки), лавки, сани во время свадебных торжеств, спины коней.

С 1960-х в орнаменте ковров появляются цветочные мотивы (маки, подсолнухи, хризантемы, розы, фиалки). Изменяется и утилитарное назначение – появляются длинные дорожки (напольные покрытия) и большие настенные ковры.

Некогда сакральное, сугубо женское, занятие к середине ХХ века стало делом всей семьи. Долгими осенними и зимними вечерами мальчики и девочки 5 – 6 лет наматывали шерстяную ворсовую нить на палочку. Детям постарше доверяли начало творения коврового полотна: ткачество основы и завязывание узелков ковровой рамы и чёрного фона. Основной узор выкладывали опытные мастерицы. Некоторые мужчины, выйдя на пенсию, активно приобщались к ткачеству ворсовых ковров. Яркий пример тому – Владимир Яковлевич Лейнвебер.

Яркий, пушистый, теплый ковёр – маркер изобилия и процветания!

#КрафтБазар 26-29 октября 2023
Фотограф: Веталь Петров

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?