Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным».Называют его еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.
В 1670 году 9 сентября произошла жестокая
битва в селе Кременки между царскими воинами и отрядами Степана
Разина. А 8 сентября в источнике являлся лик Божией Матери. Она плакала.
Заступница оплакивала павших воинов. После сражения не хватало воды в
колодцах обмыть тела убиенных. С тех пор источник получил своё название
«Явленный». В 1903 году через с. Кременки проезжал царский поезд на
открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Местные жители
торжественно встретили Государя и поднесли в деревянном ковше воды с
источника. Напившись, царь Николай II сказал, что прежде такой воды не
пивал. И попросил жителей проводить его до источника. Здесь он подарил в
серебряном окладе икону Серафима Саровского. Жители рассказывали, как в
советские времена вывозили мощи преподобного Серафима Саровского из
Сарова. Четыре одинаковых тройки разъехались из бывшего мужского
монастыря на четыре стороны. Когда одна из этих троек въехав на взгорок
поравнялась с Явленным источником, колокол Кременковской церкви сам по
себе ударил в набат. И люди припадая на колени возле дороги, со слезами
провожали серый гробик с мощами преподобного Серафима Саровского.Давно
это было. Шли женщины с сенокоса. Наступал вечер, а солнце печёт по
полуденному. Дорога петляет рядом с тем местом, где журчит ручей.- Испить бы, да умыться, — промолвила одна.- Потерпим, — отозвались подруги.Вдруг
разом все повернули взгляды к склону. Присмотрелись, стоит старичок в
одеянии монашеском, волосы седые, длинные, борода такая же. Стоит, а сам
рукой машет, женщин подзывает. Переглянулись бабы, грабли с кошёлками в
рожь положили и свернули к роднику. Подошли поближе и видят: монах-то и
не на пригорке стоит, а как бы парит над родниковой водой. И не монах
это, а преподобный батюшка Серафим. Упали женщины на колени, а батюшка
подошёл к передней и тихо, ласково произнёс:- Знаете ли вы Дивеевскую канавку ?- Знаем, отче, — отвечали испуганные женщины.-
По ней совершает свой ход Владычица, — произнёс батюшка Серафим, и
светлые слёзы потекли из его глаз, да так обильно, что стали бисером
падать на родниковую гладь.- И это слышали, батюшка, — отвечали женщины.-
Послушайте, что Вам скажет убогий старик. Прежде чем пройти по канавке,
Владычица этой родниковой водой умывает Своё пресветлое лицо.А в
это время пошёл по ложбинке прохладный воздух. Каждого лица он коснулся и
очистил усталые глаза, будто и не было тяжёлого сенокосного дня.
Очнулись женщины и видят: по родниковому зеркалу круги расходятся, а от
пригорка, с которого говорил с ними преподобный батюшка Серафим, только
голубоватое облачко к небу поднимается…