Обитель находится на склоне долины, по которой растянулась главная часть города. Территория монастыря состоит из 2-х участков: основного – на просторной ровной террасе в основании склона, и подсобного – выше по склону. Нижняя грань усадьбы обращена на восток и является парадной, вплотную прилегая к осевой улице города.
На юго-восточном углу обители за пределы усадьбы выступает старое здание бывших Консистории и семинарии (которые находились здесь в 20-30-х гг. ХХ в.), ныне – Краеведческий музей (основан в 1937 г. и сначала работал при Кременецком лицее, возрожденном в 1921 г. и преобразованном в 1940 г. в институт; в 1939 г. стал самостоятельным учреждением, в 1950 г. был перемещен в нынешнее здание).
В центре парадной монастырской стены возвышается 3-ярусная колокольня с главными воротами обители. Она возведена в первом десятилетии ХХ в. Ее архитектура совмещает черты позднего барокко и т.н. псевдорусского стиля. Квадратную в плане башню венчает шатер с маковкой, фасады всех ярусов щедро украшены колоннами. К северному фасаду 1-го яруса колокольни примыкает небольшой храм прп. Иова Почаевского (вход в него – со двора обители, богослужение здесь совершается раз в году).
На одной оси с колокольней, в центре основного участка монастыря, стоит храм Богоявления Господня. Он построен ок. 1760 г. в стиле позднего барокко и направлен алтарем на запад. К южной стене сооружения примыкает возведенный одновременно с ним главный монастырский корпус (из 4-х секций, замыкающих прямоугольный контур с выступами на юге и внутренним двориком). В южном торце западного основного крыла корпуса воссоздан домовой храм свт. Николая Мирликийского (существовавший до революции). Севернее главного корпуса, на границе подсобного участка возведен жилой корпус с помещениями трапезной и кухни (окончен в 2005 г.). Названными постройками ограничивается перечень основных сооружений монастыря (остальные строения имеют вспомогательный характер и невелики по размерам).
Вблизи северной стены храма прп. Иова сохранились старые монашеские могилы. У северной границы подсобного участка, вдали от храма Богоявления, устроено новое монастырское кладбище (с 1996 г.). В 2005 г. в обители очищен и освящен старинный 50-метровый колодец и скважина под ним. С 2006 г. вновь совершаются богослужения в старом храме св. прор. Иоанна Предтечи при ризнице монастыря.
За северо-западной оконечностью монастыря находится кладбище «Монастырское». Здесь покоятся педагоги Волынского лицея, воины Украинской Народной Республики (павшие в Кременце в 1919 г.), советские солдаты (освободившие Кременец от фашистов в 1944 г.). После закрытия монастыря 1959 г. с его территории на Монастырское кладбище был перезахоронен (к могиле матери – Евдокии) митрополит Алексий (Громадский, †1943), в 2006 г. его гроб перенесен в обитель (в храм прп. Иова). На кладбище есть небольшой каменный храм Всех святых (переделан в 1862 г. из католической часовни, пребывает под опекой монастыря, богослужения возобновлены в 2006 г.).
По материалам официального сайта Тернопольской епархии
По просьбе православных вельмож Лаврентия Древинского и Даниила Малиновского, в 1633 г. король Речи Посполитой разрешил построить на купленной ими земле в центре Кременца монастырь Богоявления Господня, подчиненный Киевскому митрополиту, с учреждением при нем Братства, школы, типографии и больницы. В 1636 г. митрополит Киевский свт. Петр Могила объявил Кременецкую обитель и Братство подчиненными Константинопольскому Патриарху и его экзарху в Украине – митрополиту, предписав держаться уставов Киево-Братского Богоявленского монастыря, Киевского Братства и Киевской Коллегии (будущей Академии). Задачей Кременецкого Братства была защита Православия в Кременце и ближайшей округе. К числу книг, напечатанных типографией монастыря (работала до 1650 г.), относится «Кременецкая грамматика» 1638 г. – один из 1-х печатных учебников церковнославянского языка.
Ок. 1701 г. монастырь стал униатским. В 1725 г. его деревянные строения заменили каменными храмом и корпусом. В 1731-1753 гг. рядом с обителью католический орден иезуитов воздвиг костел с корпусами Коллегиума, действовавшего с 1750 г. до роспуска ордена в 1773 г. После включения Кременца в состав Российской империи (1793) в 1805 г. в бывшем Коллегиуме открылась Волынская гимназия (позже – лицей). В 1807 г. гимназии передали также постройки Богоявленского монастыря. Храм разобрали, а корпус был сохранен. Униатских монахов перевели на окраину города – в сооруженные ок. 1760 г. здания католического монастыря (прежним насельникам этой обители предоставили в 1807 г. другой монастырь). На новом месте иноки-униаты жили до 1839 г. После них здесь действовал православный приход, а с 1865 г. – мужская обитель. С 1873 г. монастырь был резиденцией викария Волынской епархии – епископа Острожского, переведенного из Дерманской обители в Кременец для ближайшей опеки Волынской духовной семинарии (она занимала бывший Коллегиум). В 1902 г. семинарию перевели в Житомир (тогда кафедральный город епархии), а титул епископа Острожского изменили на «Кременецкий».
С крахом Российской империи управление епархиями было нарушено, западная часть Волынской епархии оказалась занятой войсками Польши. В этой обстановке Кременецкий епископ Дионисий (Валединский) учредил в 1919 г. при монастыре новую Православную духовную семинарию. В 1922 г. Кременец стал кафедральным городом самостоятельной епархии, владыка Дионисий обрел титул «архиепископ Волынский и Кременецкий». 29 апр. 1923 г. в обители состоялось возведение архиеп. Дионисия в митрополита Варшавского – старшего православного иерарха Польши. В 1927 г. к названию семинарии в Кременце прибавляется титул «Государственная» (кроме нее священнослужителей для Православной Церкви в Польше готовили лишь богословский факультет в Варшаве и семинария в Вильнюсе). С 1934 г. Кременецким архиепископом был владыка Алексий (Громадский), который также проживал в Богоявленской обители. На 1937 г. при ней действовали школа псаломщиков, женская богадельня, епархиальный свечной завод.
В 1939 г. Кременец был присоединен к СССР, богоборческие власти которого закрыли семинарию. В 1941 г. владыка Алексий стал митрополитом и первоиерархом Автономной Церкви, существовавшей – на канонических основаниях – в оккупированной нацистами Украине. Отпевание и погребение владыки Алексия, убитого националистами 7 мая 1943 г. недалеко от Кременца, состоялось в Богоявленской обители (с 2006 г. его гроб установлен в монастырской церкви прп. Иова Почаевского). С 1953 г. монастырь был женским, в 1959 г. его упразднили. В храме разместили спортзал, в корпусе – больницу. Могилу митрополита Алексия перенесли на примыкающее к обители городское кладбище «Монастырское». Святыня монастыря, чтимая еще до революции икона Божией Матери «Скорбящая», была взята в Почаевскую Лавру. 26 авг. 1990 г. святой образ перенесли из Почаева крестным ходом на прежнее место, и этот день вошел в историю как дата начала возрождения Богоявленской обители. В 1991 г. сюда вернулись насельницы. Главным зданиям (Богоявленский храм, примыкающий к нему корпус, колокольня) внутри и снаружи возвращен благолепный вид.
По материалам официального сайта Тернопольской епархии