Красный Рог. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Деревянная церковь Успения построена на месте прежней в 1777 г. по заказу графа К.Г. Разумовского. В 1880-х гг. перестроена. В советское время не закрывалась. Сохранившееся убранство относится к 1-й пол. XX в. В ограде находится часовня-усыпальница А.К. и С.А. Толстых, построенная в 1825 г. из кирпича.

В 55 км от Брянска, возле села Красный Рог, находится бывшая любимая усадьба классика русской литературы Алексея Константиновича Толстого. Здесь он жил, творил, скончался. Частью единственного в России литературно-мемориального комплекса является древняя церковь Успения. Около неё традиционно начинается посвящённый поэту, прозаику и драматургу ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». «Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их не пронумеровали», — столь восторженно писал классик о своём имении. Краснорогские пейзажи запечетлены в стихотворениях и балладах А. К. Толстого. Церковь Успения тоже была источником вдохновения Алексея Константиновича: «Сегодня суббота, и звон колоколов нашей церквушки сливается с пением соловьёв и иволги… «. Действие баллады «Волки» поэт перенёс в село Красный Рог, где упоминается церковь, двор попа, корчма. В истории запечетлён, кроме того факт, что в 1861 году с крыльца церкви Успения А. К. Толстой читал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В первой половине ХVIII века село называлось Вышним Рогом. Красивые окрестные места дали повод для изменения названия села. Краснорогская усадьба с давних пор входила в состав владений Нарышкиных, позже принадлежала вместе с Почепом А. Д. Меншикову, а затем Разумовским. Кирилл Григорьевич Разумовский — последний гетман Украины — построил здесь «охотничий замок» и разбил парк.
По соседству с усадьбой замка в 1777 году была выстроена деревянная Успенская церковь. В 1880 году здание перестроено: добавлены портики, трапезная и колокольня, а также при содействии А. К. Толстого — боковые входы и приделы во имя Св. Архистратига Божия Михаила и во имя Алексия человека Божия. Что касается архитектуры храма, то самобытный сплав из элементов деревянного зодчества здесь мирно уживается с подражанием каменным формам. Это придаёт сельской церквушке теплоту и своеобразие. Здание рублено из брёвен, обшито тёсом, основание кирпичное. Сохранившееся внутреннее убранство с довольно простым иконостасом относится к первой половине ХХ века.
Крестообразная в плане церковь ярусного типа — один из немногих сохранившихся в юго-западной Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры ХVIII века. Объёмно-планировочная композиция здания основана на постепенном нарастании масс к центру, имеющему подчёркнуто вертикальную направленность. Над пониженными прямоугольными в плане угловыми прирубами позднейших приделов возвышаются рукава креста. Последние примыкают к более высокому центральному четверику, который несёт глухой восьмерик с узкими диагональными гранями и ложными нарисованными окнами. Над его пологой гранёной кровлей поставлен ещё один небольшой восьмерик, завершённый шатром со слегка вогнутыми гранями. Такая же форма венчания над алтарной частью подчёркивает продольную ось здания. Выразительность общего построения усиливает двухъярусная колокольня: примыкающий к западному рукаву четверик паперти с восьмериком звона и пологой шатровой кровлей над ним. Скромное убранство фасадов храма с накладными досками на углах объёмов, обшитых горизонтальным тёсом, простыми карнизами и обрамлениями прямоугольных проёмов относятся к 1880 году. Главную роль в фасаде играют позднеклассицистические порталы с фронтонами, украшающие главный, западный и боковые входы. Западный и северный портики поддерживают две пары колонн, раздвинутых в центре, южный портик — четырёхколонный с одинаковым интерколумнием. В интерьере центральная, более высокая часть храма перекрыта восьмигранным потолком, имитирующим сомкнутый свод с плоскими парусами, который делает венчающий восьмерик глухим. Все остальные части, открытые широкими проходами в центр храма, имеют плоские перекрытия.
У восточной стены здания находится сложенная из кирпича усыпальница. Она была возведена местными мастерами после смерти писателя в 1875 году по указанию его жены. Это склеп, углублённый в землю на 4 метра. Через 17 лет здесь упокоится и сама Софья Алексеевна, тело которой доставят из Лиссабона. Небольшой кубический объём под четырёхскатной железной кровлей венчает барабанчик с луковичной главкой и крестом. С западной стороны к часовне примыкает вытянутая низкая пристройка-склеп, в которой и находятся могилы. В 1892 году склеп замурован. На чугунных дверях-плитах (1х1 метр) надписи в старой орфографии — слева «А.К. Толстой умер 28.09.1875 года», справа: «С.А. Толстая умерла 09.04.1892 года». Часовня обнесена оградой в виде ажурной металлической решётки.
В годы советской власти храм не закрывался. В 1941 году, во время немецко-фашистской оккупации, сгорел дом — главная достопримечательность усадьбы. На его месте в 1993 году построен по сохранившимся обмерам новый дом, в котором был организован музей писателя. Но почти неизменной со времён Толстого осталась тихая брянская природа. И неизменна древняя церковь Успения.
Из книг: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014 и «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область». — М.: Наука, 1998.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?