Собор Преображения Господня
Первое достоверное известие о существовании в с. Спас на Холму церкви во имя Преображения Господня восходит к началу XVI в. — ко времени княжения на Руси великого князя Московского Иоанна III, когда Тверское княжество утратило свою самостоятельность и Русь объединилась под крепкою державою великих князей Московских.
Сохранился документ XVI в., упоминающий о Спасохолмской Преображенской церкви, это «Опись Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1575 г.» (царствование Иоанна Грозного). В нем читаем: «Да к монастырю погост Спас на Холму — Преображенье вверх — деревянная, а другая церковь Живоначальная Троицы». Дальнейшее упоминание о существовании Преображенского храма относится к годам 1646 (царствование Алексея Михайловича) и 1677 (царствование Федора Алексеевича).
Деревянный Преображенский храм существовал до 1713 г. В 1713 г. была освящена холодная Спасо-Преображенская церковь (с 1791 г. — по указу Императрицы Екатерины II при Тверском Елископе Тихоне Преображенский храм определено именовать соборным), разрушенная в советское время. Это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами. Четверик основного объема с четырехскатным покрытием имел ярусное завершение в виде светового восьмерика и глухого цилиндрического барабана. К храму примыкала двухъярусная колокольня с кубическим основанием и восьмигранным столпом, увенчанным шпилем. Архитектура церкви отличалась лаконичным, почти суровым характером. Почти полное отсутствие декора, впрочем, было, скорее всего, результатом перестроек церкви в первой половине XIX в. Фасады четверика делились лопатками на три прясла. Гладкие стены были прорезаны прямоугольными окнами.
Владимирский собор, Церковь Иконы Божией Матери Владимирская
В январе 1883 г. Краснохолмские граждане во главе с соборным старостой, потом почетным гражданином Василием Матвеевичом Бородавкиным, подали прошение Архиепископу Савве, в котором объяснили, что вследствие тесноты Преображенского собора и неудобства к расширению, они, приступив к его исправлению в существующем виде, вознамерились устроить около него другой новый собор, более обширный и вместительный. Другой побудительной причиной к устроению нового храма (о нем в прошении не говорится) была благодарность Господу Богу за избавление г. Красного Холма от холеры, бывшей в 1848 г., 1853 г., особенно в 1855 г., и прекратившейся в дни празднования иконам Пресвятой Богородицы Донской и Владимирской.
Средства для сооружения нового собора просители изыскали на месте. Душою всего дела был В.М. Бородавкин. Ему принадлежала и мысль построить новый собор и ее осуществление, т.к. значительнейшая часть расходов была произведена на его средства. План храма был взят им с собора г. Мологи Ярославской губернии. Владимирский собор построен в византийско-русском стиле.
2 сентября 1901 г. состоялось освящение главного престола новосозданного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, совершенное Тверским Архиепископом Дмитрием в сослужении Архимандрита Калязина монастыря Анатолия, настоятеля Краснохолмского собора протоиерея Петра Знаменского и прочего духовенства.
Архитектор: (1883-1901 гг. — Кузьмин В. И.)
По материалам книги: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС «Города Тверской Земли». Тверь: Издательство Студия-С, 2004. http://hram-tver.ru/krasnholmrn/vladimirkrasnholmkrh.html