Красный Холм. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Рядом с Преображенским собором, в одной с ним ограде, стоит грандиозный новый Владимирский собор. Как построение колокольни при Троицком соборе было делом жизни В.М. Бородавкина-Младшего, так созданием нового Владимирского собора, составляющего истинное украшение, гордость и достопримечательность города, Красный Холм обязан Василию Матвеевичу Бородавкину-Старшему.
В Январе 1883 года Краснохолмские граждане, во главе с соборным старостой потом. почет. гражданином Вас. Матв. Бородавкиным, подали прошение Архиепископу Савве, в котором объяснили, что вследствие тесноты Преображенского собора и неудобства к расширению, они, приступив к его исправлению в существующем виде, вознамерились устроить около него другой новый собор, более обширный и вместительный. Другой побудительной причиной к устроению нового храма (о чем в прошении не говорится) была благодарность Господу Богу за избавление г. Красного Холма от холеры, бывшей в 1848, 1853 и особенно в 1855 году, и прекратившейся в дни празднования иконам Пр. Богородицы Донской и Владимирской.
Средства для сооружения нового собора просители изыскали на месте: 1) пожертвованный капитал в 30 тыс. руб., 2) другие ожидаемые пожертвования и 3) церковно-кошельковая сумма. Архиепископ Савва постройку разрешил и дело пошло очень быстро. Душей всего дела был В.М. Бородавкин. Ему принадлежала и мысль построить новый собор и её осуществление, так как значительнейшая часть расходов была произведена на его средства. План храма был взят им с собора г. Мологи, Ярославской губернии.
Владимирский собор построен в византийско-русском стиле. В основе плана лежит четырех-конечный крест; четыре внутренние зиждительные столба соединяются подпружными арками; пять куполов поставлены на высоких трибунах; западному выступу соответствуют три алтарных полукружия. Желая видеть собор оконченным при жизни, В.М. Бородавкин очень спешил с его постройкой. По окончании кладки стены снаружи и снутри он вскоре же оштукатурил, чтоб потом приняться за роспись внутренних стен собора живописью. Вследствие недостаточной просушки кирпичной кладки, или же по причине употребления в дело не вполне хорошо обожженного кирпича, наружная штукатурка по местам отваливается и крошится сам кирпич. Но достопочтенному храмоздателю не привел Бог видеть свое создание оконченным: 1892 г. 3-го Августа он скончался, прослужив в должности церковного старосты при соборе 11-ть лет.
Продолжателем и завершителем его заветного дела явился зять его Иван Иванович Камкин, нынешний церковный староста соборов г. Красного Холма. Вступив на должность церковного старосты 12-го Октября 1892 года И.И. Камкин деятельно продолжал работы по отделке и украшению нового собора. Особенную примечательность Владимирского собора составляют его резные из липового дерева иконостасы очень сложной художественной работы, а также многочисленные резные же киоты для икон и хоры. По завещанию строителя В.М. Бородавкина иконостасы для сохранения своей непосредственной красоты и оригинальности не должны покрываться позолотой. Резную работу производил крестьянин Кашинского у. Твер. губ. Тиволинской вол. Степан Кузьмин с сыном в течение четырех лет, — два года при строителе В.М. Бородавкине и два при И.И. Камкине. Всю эту дорогую работу покойный строитель храма производил на свой счет, — платил и за работу и давал содержание мастерам, число которых одновременно доходило до 30 человек. И никому неизвестно, во что обошлось это дело.
Одновременно с резными работами шли работы по росписи стен живописью и орнаментом. Стенную живопись писал Московский живописец Александр Никифоров Поляков, а орнамент — Московский живописец Димитрий Алексеев Клевцов. Живописные работы были окончены в Сентябре 1899 года. Оригиналами для Полякова служили картины профессоров: Маковского, Сведомского, Нестерова, В. Васнецова, Кошелева, Бронникова, Верещагина, Котарбинского и некоторых иностранных художников. 2-го Сентября 1901 года состоялось освящение главного престола новосозданного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, совершенное Тверским Архиепископом Димитрием в сослужении архимандрита Калязина монастыря Анатолия, настоятеля Красно-Холмского собора протоиерея Петра Знаменского и прочего духовенства. Освящение других двух престолов — правого во имя Донской иконы Божией Матери и левого — во имя преп. Василия Парийского и св. ап. и ев. Иоанна Богослова было совершено архим. Анатолием в сослужении местного духовенства 1903 года Сентября 21-22 дня.
Владимирский храм представляет собой очень высокое и обширное здание. В нем очень много света; оригинальный высокий иконостас, художественная стенная живопись, богатое убранство, — все это производит на богомольца сильное, незабываемое впечатление. Вся утварь для этого храма была заказана и отчасти приобретена в Москве на иждивение И.И. Камкина. Что касается тщательной чистоты, опрятности, наблюдаемых в этом прекрасном соборе, — это заботы и труды достопочтенной дочери строителя собора и супруги нынешнего церковного старосты — Александры Васильевны Камкиной.
Служба совершается здесь в летнее время. На западной стене собора, налево от входа, помещена памятная доска со следующей надписью:»При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра III с благословения Высокопреосвященнейшаго Саввы, Архиепископа Тверскаго и Кашинскаго, при соборномъ протоиерее о. Феодоре Орлове, священнике о. Петре Знаменском и священнике о. Михаиле Побреине святый храм сей во имя Пресвятой Богородицы в честь иконы Ея Владимирской основан и начат постройкою Июля 28 дня 1883 года. Строителем был церковный староста потомственный почетный гражданин Василий Матвеевич Бородавкин 1-й. Докончены работы по резьбе иконостаса, украшению сего храма живописью и снабжению церковной утварью при преемнике его церковном старосте Краснохолмском купце Иване Ивановиче Камкине. Освящен сей храм Высокопреосвященнейшим Димитрием, Архиепископом Тверским и Кашинским Сентября 2-го дня 1901 года; приделы же сего храма — южный во имя Божьей Матери в честь иконы Ея Донския, а северный во имя преп. Исповедника Василия Парийскаго и св. евангелиста Иоанна Богослова освящены архимандритом Калязинскаго монастыря Анатолием 21-22 Сентября 1903 года”.
По материалам издания Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713-1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. — Тверь, 1913.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?