Красные Буйцы. Церковь Михаила Архангела.

Церковь была закрыта в 1930 г., был снесен купол и разрушена колокольня. Здание храма долгое время использовалось под магазин вплоть до 2006 г. Сейчас памятник разрушается, провалилась крыша, выбиты окна, разрушаются стены. Часть икон храма былли написаны известными художниками иконописцами 19-20 вв. Комаровским Владимиром Алексеевичем, Стелецким Дмитрием Семеновичем. Картины этих художников до сих пор украшают музей А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею, Тульский областной художественный музей. Художники часто гостили и работали в Буйцах, имении графа Олсуфьева Юрия Александровича.

Сразу следует отметить, что со времени основания и
до ХХ века название «Буйцы» делили два рядом стоявших села,
разграниченные глубоким оврагом с протекающей внизу речкой Сури.
Северная часть местности, где сейчас больница, носила название Красные
Буйцы, а южная (Галевка, Богдановка, Сафоновка) называлась Никольские
Буйцы. Оба села имели свои приходы и на всем протяжении своего
существования принадлежали разным помещикам. Современные границы
Краснобуйцы приобрели только при СССР в результате объединения этих двух
сел. Церковь, о которой пойдет речь, находилась в исторических Красных
Буйцах.

Приход в Красных Буйцах образовался так давно, что точная дата его
возникновения забылась много лет назад. Само село впервые упоминается в
1682 году — царским указом московскому дворянину, князю Якову Ефимовичу
Мышецкому ( ? — 1700), присоединили к его существовавшему с 1663 года
владению в Епифанском уезде новые земли, на которых стояли основанные к
тому времени Буйцы. В XVIII веке уже точно известно о наличии храма: в
селе действовала деревянная церковь архангела Михаила. Вероятно, она
появилась в начале данного столетия, когда Буйцами владел зять
Мышецкого, видный деятель петровской эпохи Кирилл Нарышкин (1670?-1723).

От Кирилла Нарышкина село перешло его сыну Семену (1710-1775). Поскольку
тот пережил своих детей, Буйцы достались племяннику Семена, князю
Александру Михайловичу Голицыну (1723-1807). С него-то и начинается
история сохранившейся каменной церкви.

Голицын какое-то время был послом в Британии, а еще раньше представлял
российское государство во Франции. Участвовал в возведении на трон
Екатерины II, занимал посты вице-канцлера и вице-президента Коллегии
иностранных дел, был награжден многими орденами. Под конец карьеры был
сенатором и обер-камергером. Очень ценил искусство и собрал крупную
коллекцию картин. Выйдя в отставку, занимался благотворительностью.

Голицын стал полноправным владельцем краснобуйских просторов в 1776
году. Эта собственность была у Голицына далеко не единственной, его
поместья были разбросаны по всей стране (впрочем, то же самое можно
сказать и о предыдущих помещиках села). Тем не менее, развитием буецкого
имения князь все-таки занялся. Он озаботился освоением земель, в
результате чего краснобуйскими крестьянами была основана деревня
Куликовка. И еще выделил деньги на постройку нового храма в Красных
Буйцах — каменного и капитального, на замену старому деревянному.

Эпоха деревянных церквей в то время уже клонилась к закату. Они хотя и
обходились недорого, но очень часто горели и их приходилось выстраивать
заново. Да и выглядеть они начинали несовременно. В селах потихоньку
строились каменные храмы. Ко времени постройки новой буецкой церкви в
близлежащих Бахметьеве и Муравлянке уже стояли добротные религиозные
сооружения из кирпича.

Для строительства было выбрано новое место, на приличном удалении от
старой церкви. В 1795 г. свежепостроенный храм был освящен епископом
Коломенским и Тульским Афанасием и открылся для прихожан. Деревянная
церковь была разобрана и на ее месте поставили часовню. Поскольку новая
церковь заменила старую, она унаследовала от нее название Михайловской.
Престольным праздником, как и прежде, остался Михайлов день 8 (21)
ноября.
Храмозданная надпись на церкви гласила: «Во славу превечного бога
исповедаемого во святой единосущней и не раздельной Троице, ревнуя
непреложному Его святому закону, князь Александр Михайлович Голицын,
бывший вицеканцлер и сенатор оберкамер, действительный тайный советник
орденов св.апостола Андрея Первозданного и Белого орла кавалер —
исполнил свое благое и богоугодное намерение, соорудя сей святой храм во
имя архангела Михаила в царствовании Екатерины II в 1795 году».

К сожалению, об архитекторе здания информации нет. Однако несколько
ранее, в 1779 году, Голицын пожертвовал средства на строительство церкви в
другом своем владении — селе Константиново Рязанской губернии.
Проектировать храм он поручил не кому-нибудь, а самому И.Е. Старову.
Буецкая церковь имеет сильное сходство с константиновской и это дает
основание предположить, что ее тоже мог спроектировать Старов.

Князь Голицын скончался в 1807 г. в Москве. Краснобуйцы же
постепенно росли и развивались. На 1857 год в них было 73 двора и
население 700 человек. В 1916 году в Архангельском приходе состояли сами
с. Красные Буйцы, деревни Гороховка, Куликовка и Семеновка. На всей
территории проживало 1897 человек, из них 886 в Краснобуйцах. А в
соседних Никольских Буйцах имелась церковь Николая Чудотворца (не
сохранилась), в приходе которой помимо села были также деревни Бабанино,
Даниловка, Кащеевка, Самохваловка и Страховка (в общей сложности 4249
человек). Никольский храм, построенный в 1854 году, был скорее всего
очередным деревянным.

В 1924 г. Епифанский уезд упразднили и превратили в сильно урезанный
район, а в 1958 г. Епифань вообще потеряла статус райцентра. Так Буйцы
стали частью Богородицкого района.

В 1930-е годы храм в Краснобуйцах закрыли. Колокольня была снесена,
купол разобран, демонтирована ограда, ликвидированы все захоронения (в
том числе были утрачены могилы предпоследнего хозяина села графа А.В.
Олсуфьева и его жены), однако здание самой церкви решили использовать и
дальше, но уже по другому назначению. Оно продолжило свою службу в роли
магазина.

В 2008 году в Краснобуйцах было прописано 113 человек. С цифрами
100-летней давности и не сравнить, сейчас там много домов брошено,
какие-то используются под дачи. Но деревням бывшего прихода повезло еще
меньше. Семеновка, стоявшая на Епифанском большаке, была отселена и
упразднена в 1970-е годы во время борьбы с «неперспективными деревнями».
В наши дни на ее месте можно видеть заросшие сады и большое количество
бузины. Исчезла с карт и Гороховка, оставив на память лишь стоящие среди
бурьяна деревья и брод через Дон. А в Куликовке еще стоит пара
обитаемых домов. Эта деревня до сих пор связана с Буйцами хорошей
проселочной дорогой (через Кичевский).

Магазин, разместившийся в бывшей краснобуйской церкви, оказался не
вечен. Дотянув до 2000-х годов, он приказал долго жить. В данный момент
старинное строение находится в запустении и стремительно приходит в
негодность.

Вот такую статью я нашел на форуме «Заброшенные церкви района» на сайте города Богородицка, где описывается
примерное происхождение нашей церкви и села.

Село Буйцы-Никольское распо­ложено на левом берегу р. Непрядвы. От г. Тулы оно отстоит в 87 в. и от. т. Епифани в 20 в. Ближайшая станция „Богородицк” Елецкой ветви Сызрано-Вяземской жел. дороги находится от него в 27 в. Местность возвышенная, открытая. Никольским село называется, очевидно, по храму, а название „Буйцы” произошло или от ручья „Буйчик”, протекающего здесь или же от древнеславянскаго слова „буище“, что означает, по толкованию филологов красивую, возвышенную, открытую со всех сторон местность. Когда основан этот приход, точно ответить нельзя по недостатку исторических данных. На основании устных преданий относительно существовавших и преемственно следовавших друг за другом приходских храмов, можно утверждать, что приход существует на этом месте около 200 лет. Может быть, его началом нужно считать бывшее тут Городище, ясные следи которого сохранились, и доселе. В настоящее время он, кроме села c 9 слободами, состоит из пяти деревень: Даниловкн, Самохваловки, Страховки, Бабанина и Кощеевкн. Прихожан муж. п. 1872 д. и жен. п. 1920 душ.
Первоначальный приходский храм во имя святителя и Чудотворца Николая, по преданию, стоял на берегу р. Непрядвы. Это подтверждается отчасти тем, что на этом месте до сих пор видны могильные памятники, свидетельствующие о существовавшем на этом месте кладбище, а след. и храме. Сколько времени существовал этот храм, кем он был построен, неизвестно. За упразднением, храм вновь был построен на том месте, где 100 лет тому назад было приходское кладбище, остатки которого сохранились и доселе. Около 1768 г. устроен новый храм и на новом месте, недалеко от нынешнего храма тщанием прихожанки-помещицы Анны Голицыной. Этот храм был очень маленький и без колокольни, существовал до 1854 года. Этот храм, как и прежде него бывшие, был деревянный, очень скромный по внешности, но отличавшийся хорошей живописью, о чем можно судит по иконам, сохранившимся до настоящего времени. На месте этого третьего упраздненного храма стоит теперь каменная часовня.
Ныне существующий храм во имя того же святители и Чудотворца Николая построен был в 1854 году иждивением помещика Петра Сафонова и прихожан. Во вновь построенном храме иконостас в течение 20 лет стоял прежний, взятый из старого храма, а потом приобретен был новый из липового дерева с резьбой на средства прихожан. К замечательным по древности и изделию церковным предметам относится оловянный ковчег, очень удобный дли хранении запасных даров в великий пост. На содержание храма есть капитал 353 р. Причт состоит из двух священников и двух псалом­щиков. В пользу причта существует капитал 235 руб. Земли усадебной и огородной 3 д., а полевой 33 дес. В приходе находится две земских школы: одна в селе, а другая в дер. Данилове и две школы грамоты: одна в дер. Самохваловке, а другая в д. Бабаниной.
Академич. словарь, 1891 г. Н. Троицкий. Берега р. Непрядвы Тул. Еп. В. 1887 г. № 19. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Епифанский уезд, стр. 288.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?