Мужской общежительный монастырь, созданный в 1879 г. на земле, пожертвованной городским обществом под монастырь, по инициативе епископа Антония (Николаевского), был немноголюден. Окончательно закрыт в 1921 г., занят школой-коммуной. С 1946 г. — дом отдыха учителей, позже пионерский лагерь, часть построек сломана. Восстановлен в 2000 г. В 1887 г. в монастыре были уже следующие постройки: Главный каменный корпус, здание одноэтажное; деревянный корпус с домовой церковью во имя св. великомученика Пантелеимона: флигель 5-стенный; амбар 5-стенный; коровник 6-стенный; каретник двухэтажный 6-стенный; хозпостройки — летняя кухня для квартирантов монастыря и каменная кузница Монастырь был основан в шести верстах на запад от Красноярска, вверх по течению реки Енисей. В августе 1879 г. по распоряжению правительства к монастырю отмежеваны земельные угодья — луга, леса и рыбньие ловли, в количестве 4602 десятин, и 2080 квадратных сажен, расположенные в Канском округе по реке Мане. В монастыре до 1918 г. проживало 200 насельников.
Е. Успенский монастырь, общежительный, в 6 верстах от города Красноярска. Основан в 1878 году. При монастыре отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Проект монастырского ансамбля разработан иеромонахом Зосимой. Здание келейного корпуса заложено в июне 1874 г. Строительство келейного корпуса осуществлено в 1879-1883 гг. под надзором архитекторов С. Нюхалова и А. Лассовского. В ходе ремонта 1914 года в трапезной была устроена Пантелеймоновская церковь, перенесенная из архиерейского дома, располагавшегося на территории монастыря. На северном фасаде корпуса была устроена паперть в виде деревянного крыльца с крышей, покрытой железом.
Здание келейного корпуса расположено на берегу Енисея. Протяженное одноэтажное здание П-образной формы имеет коридорную планировку: широкий продольный коридор делит здание на переднюю и заднюю половины, в которых расположены помещения жилого и хозяйственного назначения.
В центральной части передней половины здания две поперечные капитальные стены вычленяют крупное помещение (бывшая трапезная и домовая церковь); в юго-восточном углу здания расположено крупное квадратных пропорций помещение. Южный (речной) фасад здания имеет 45 осей. Ритмику членений фасадов братского корпуса создают широкие пилястры, перемежающие метрический строй оконных проемов, в котором выделяются более широкие проемы, ранее освещавшие коридоры. Декоративные элементы сосредоточены на вертикальных архитектурных линиях и вокруг дверных и оконных проемов, что выявляет конструктивную структуру здания и подчеркивает его устойчивый тектоничный образ. Плоскость верхней половины лопаток энергично вскрывается мощными изломами, в которых едва угадывается мотив поребрика. Нижняя половина лопаток украшена накладной филенкой, по форме напоминающая лист.
Оконные проемы охвачены кирпичной полочкой с различными по характеру «перехватами», расположенными по обеим сторонам окон. Верхняя дугообразная часть полочки увенчивается двумя вариантами деталей: либо клинчатым замковым камнем, либо элементом, напоминающим «солнечную корону». Декоративное обрамление окон включает «подоконные доски» в виде растянутого по горизонтали шестигранника с крестообразной деталью в центре. Оформление центральной части южного фасада несколько отличается от других фасадов. Окна имеют иной характер перемычки в виде треугольного подвышения, которое малогармонично сочетается с надоконной дугообразной бровкой. Пилястры этой части фасадов украшены небольшим киотцем с полуциркульным завершением. Внутри киотца помещена деталь — стилизованное изображение горящей свечи.
В 1914 году помещения здания были частично перепланированы. Утрачены элементы внутреннего убранства, главка с металлическим крестом над центральной частью здания.
В 2004 году архитектурной мастерской ООО «АП Мастерская Анатолия Блохина» по заказу настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря г. Красноярска Иерея Елисея был выполнен эскизный проект капитального ремонта.
Памятник церковной жилой архитектуры в формах «русского стиля» последней четверти XIX века c оригинальным декоративным убранством.
Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска
Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г.г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.
Вплоть до 1881 г. Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).
13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 руб., а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.
С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.
Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».
Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.
Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.
С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.
Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение — реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/uspenskiy-muzhskoy-monastyr-g-krasnoyarska/
Келейный корпус
В 2013-2015 г.г. выполнена реставрация корпуса. Произведены демонтажные работы, усиление фундамента, ремонт кирпичной кладки, сводов, помещений, фасадов, стропильной системы, замена кровли, устройство и наружных инженерных сетей, оконных и дверных заполнений, благоустройство территории, устройство кирпичной ограды.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru