Проект собора был разработан крупнейшим русским архитектором К.А.Тоном и одобрен императором Николаем I восьмого июля 1844 года. Закладка здания состоялась 15 июля 1845 года преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским. Сооружение собора осуществлялось на средства красноярских золотопромышленников строительной артелью, в состав которой входили приезжие и местные мастера. Надзор за строительством собора выполнялся членом Иркутской губернской строительной комиссии, штабс-капитаном Строительного отряда путей сообщения Е.П.Ле-Дантю. Из-за ошибок, допущенных при строительстве, во время случившегося 29 сентября 1849 года землетрясения произошло обрушение центральной части здания. В результате длительной работы различных комиссий, в разное время возглавлявшихся надворным советником Эрном, губернским архитектором Я.Алфеевым, полковником Корпуса инженеров Фоком 1-м, разрушенное здание собора (кроме колокольни) было разобрано. На средства красноярского купца И.Г.Щеголева строительство собора возобновилось, вероятно, весной 1854 года. К сентябрю 1856 года работы по сооружению основного объема здания были завершены.
В 1857 году выполнялись работы по его наружной и внутренней отделке. В этом же году был разработан проект иконостаса собора, одобренный Синодом в январе 1858 года. Предположительно автором проекта иконостаса был архитектор Я.М.Набалов, направленный Тоном К.А. в Красноярск для надзора за строительством собора. Сооружение иконостаса завершилось к концу 1858 года. Освящение главного престола Богородице-Рождественского собора состоялось 7 сентября 1861 года. В этом же году были освящены остальные придельные храмы: южный — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (10 сентября), северный – Святителя и Чудотворца Николая (21 сентября) и в юго-западной части нижнего этажа – Святых Мучеников Исидора и Татианы (22 сентября). В 1863 году на средства С.Г.Щеголева вокруг собора была возведена кирпичная с чугунными решетками и тремя чугунными воротами ограда протяженностью около 470 метров. В 1867 на восточной линии соборной ограды на средства наследников И.Г.Щеголева была выстроена каменная часовня. В 1901 году к ней был пристроен каменный склад епархиального свечного завода. В 1913-1914 года в нижней части собора был устроен придельный храм преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца. Освящен 15 февраля 1914 года. В этом же году в собор было проведено электрическое освещение.
Крупное,сложенное из кирпича двухэтажное здание кафедрального собора Рождества Богородицы располагалось в центре обширной Новособорной площади, разбитой по генеральному плану Красноярска 1828 года. На протяжении длительного времени собор играл роль главной градостроительной доминанты Красноярска. Здание собора имело продольно-осевую трехчастную структуру, состоявшую из прямоугольного в плане (в сплошных линиях боковых фасадов) объема собственно церкви с полукруглой алтарной апсидой и притвора, а также примыкающей с запада колокольни. Главный объем собора (собственно храм) завершался пятью покрытыми металлом шатрами на вертикально вытянутых восьмигранных барабанах. Ребра барабанов были оформлены полуколонками с капителями. Барабан центральной главы был прорезан восемью арочными оконными проемами и имел более крупный размер. На осевых гранях остальных барабанов, поднимавшихся над углами храмового объема, располагались арочные окна меньшего размера. Основания шатров храмового пятиглавия были прикрыты поясами кокошников килевидной формы. В тимпанах кокошников помещались выполненные гризайлью панно с растительным орнаментом. На шатры были водружены небольшие луковичные главы с восьмигранными шеями, в основании которых также находились пояса килевидных кокошников. Главы были увенчаны массивными металлическими крестами. В отличие от шатров периферийных глав пятиглавия, каждая грань шатра центральной главы была прорезана слуховым окном круглой формы. Два нижних яруса высокой завершенной шатром соборной колокольни были четырехгранными, равновеликими в плане. На них был установлен невысокий восьмерик звона. Крупно профилированные пролеты звона были оформлены архивольтами килевидного очертания. На ребрах восьмерика звона выделялисьспаренные пилястры с капителями. В основании граней шатра колокольни находилось два яруса расположенных «вперебежку» кокошников килевидной формы. Тело шатра было разбито на два яруса, из которых нижний был прорезан восемью узкими арочными окнами, уложенными в плоскости граней шатра, а верхний – имел металлическое покрытие. Колокольня увенчивалась небольшой луковичной главой на граненом барабане, в основании которого находился пояс килевидных кокошников. На северной и южной стене четверика колокольни располагалось по одному крупному оконному проему с колончатыми наличниками, верх которых был оформлен разорванным треугольным фронтончиком. Выше этих окон находились небольшие проемы восьмигранной формы. Входы в здание располагались на западном, северном и южном фасадах. При входах были устроены широкие двухъярусные трехмаршевые крыльца, выполненные из чугуна.
Площадки крылец были вымощены природным камнем. Высокие порталы входов были оформлены полукруглыми профилированными архивольтами и колоннами с капителями. Боковые фасады главного объема Рождественского собора были расчленены на пять прясел спаренными высокими на пьедесталах полукруглыми колоннами с развитыми капителями композитного ордера. Три центральных прясла южного и северного фасадов (среднее из них более широкое) завершались треугольными щипцами. Эти же архитектурные элементы были использованы в завершении стен восточной и западной части здания. Поверхности стен щипцов были украшены живописными изображениями христианских святых, помещенными в круглые клейма. Высоко расположенные крупные оконные проемы с полуциркульными перемычками имели колончатые наличники с завершениями в виде разорванного треугольного фронтончика. На центральных осях северного и южного фасадов над входами в здание находились крупного размера оконные проемы венецианского типа. Окно такой же формы располагалось в колокольне над западным входом в здание. Внутреннее пространство главного объема собора было разделено четырьмя парами крестообразных столбов на три продольных нефа. Основной продольный неф и трансепт былизначительно шире боковых нефов. Подпружные арки, перекинутые между столбами, несли кирпичные крестовые своды (в основном нефе и трансепте) и световые кольца барабанов периферийных глав храмового пятиглавия. Конструктивный переход от подпружных арок столбов к стенам барабана центральной главы храма осуществлялся при помощи парусов.При устройстве стен основания барабана центральной храмовой главы был использован редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: стены барабана над парусами имели наклон внутрь здания. Барабан перекрывался сомкнутым восьмигранным сводом,в связи с чем, шатер центральной главы имел декоративное значение.
Помещения нижнего этажа собора, судя по аналогичным церковным постройкам К.А.Тона, могли иметь плоские перекрытия по балкам. Нижний ярус колокольни имел плоское перекрытие, остальные ярусы были перекрыты кирпичными сводами. В толще южной стены колокольни была устроена двухмаршевая лестница для выхода на хоры и попадания на ярус звона. В алтарной апсиде главного храма располагалась полукруглая в плане лестница для сообщения с нижним этажом собора. Главной доминантойвнутреннего убранства собора служил выполненный в русском стиле трехъярусный иконостас с иконами, написанными в Москве. В декоративном оформлении интерьера былашироко использованапозолоченная лепнина с элементами растительного орнамента. Стены собора были расписаны масляными красками и гризайлью. На своде главного алтаря помещалось большеразмерное изображение Богородицы с младенцем в окружении ангелов. Поверхности стен парусов в основании центрального барабана храма имели изображения фигур апостолов. Выше них находились поясные изображения различных христианских святых, в частности почитаемого в лике священномучеников Власия. Полы в главном объеме собора были покрыты мраморными плитами; в алтарях, ризницах и в нижнем этаже — из плит серого камня. Габариты здания : длина – 55,46 м, ширина – 23,46 м, высота внутри – 40,53 м.
Описание составлено Шумовым К.Ю.
Собор был взорван 12 июля 1936 года и впоследствии разобран.В 2012-2013 годах архитекторами Вагановой О., Шумовым К., Савченко А. разработан эскизный проект воссоздания собора Рождества Богородицы.
Собор Рождества Богородицы – один из крупнейших в Сибири памятников русско-византийского стиля середины ХIХ века, с мотивами московского зодчества ХVI-ХVIIв.в. в формах архитектурных объемов и декоративном убранстве фасадов.Выдающийся образец творчества известного российского архитектора К.А.Тона с оригинальной объемно-пространственной композицией, сочетавшей планировочную структурузальной церкви и традиционную схему крестово-купольного храма с шатровыми формами завершений.
Источник: http://naov.ru/objects/kafedralniyi-sobor-rozhdestva-bogorodici-v-krasnoyarske.html
Самый большой храм дореволюционной Сибири, находился на Новобазарной площади (ныне площадь Революции) города Красноярска.
Нужда в постройке собора остро ощущалась в Красноярске в связи с увеличением населения. В октябре 1843 года, во время съезда золотопромышленников в городе, было получено известие о рождении наследника престола, цесаревича Николая Александровича. В честь этого события и возникла мысль об устройстве храма, который стал пятым каменным храмом города. По добровольной подписке золотопромышленники собрали 96400 рублей и вручили потомственному почетному гражданину, купцу Исидору Григорьевичу Щеголеву для постройки храма.
По проекту, составленному известным московским архитектором К.А. Тоном и высочайше утвержденному 8 июня 1844 года, храм был заложен 15 июля 1845 года преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским.
К середине 1849 года храм был вчерне отстроен. Но неожиданно, 29 сентября верхние своды его с куполами рухнули, а стены растрескались. После освидетельствования специальной комиссии причин падения храма выяснились ошибки при его строительстве. Рухнувший собор разобрали до основания, кроме колокольни, которую признали прочною, и купец Исидор Григорьевич Щеголев за свой счет, по прежнему проекту вновь его построил. Постройка храма совсей утварью, иконостасом, ризницей и колоколами обошлась Щеголеву в 560 тысяч рублей серебром. Строитель был удостоен высочайшей награды — ордена Св. Анны II степени с Императорской короной. Достраивался храм под наблюдением городского архитектора Бориса Набалова.
7 сентября 1861 года епископом Томским Порфирием (Соколовским) был освящен главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 10 сентября — Крестовоздвиженский придел, на правой, южной стороне; 21 сентября — придел во имя свт. Николая Чудотворца, на левой северной стороне; 22 сентября — устроенный внизу, на юго-западной стороне, придел свв. мчч. Исидора и Татианы.
8 января 1862 года епископом Енисейским Никодимом (Казанцевым) храм был утвержден кафедральным собором учрежденной в 1861 году Енисейской и Красноярской епархии . По штату при соборе состояли кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика. Для причта собор имел два деревянных дома и такой же флигель приобретенные вместе с землей, на которой они расположены, — все на каменных фундаментах. Построены они были на пожертвования прихожан на месте, отведенном по Высочайшему повелению от 12 сентября 1863 года. Кроме того, ещё два деревянных дома, были пожертвованны вместе с усадебною землею в пользу собора супругою и сыном И.Г. Щеголева. Всего зданий, принадлежащих собору, было восемь и несколько усадебных мест.
В апреле 1863 года епископ Никодим (Казанцев) обратился к губернатору П.Н. Замятнину с предложением о постройке каменной ограды вокруг кафедрального собора. В своем ответе 16 апреля 1863 года губернатор, одобрив постройку каменной ограды, в свою очередь высказал ряд предложений, а именно «в линию ограды выстроить 10 или 12 каменных невысоких лавок или магазинов, обращенных дверями к базарной площади, от отдачи которых в наем, по моему мнению, можно будет получать постоянно значительный доход в пользу соборного духовенства». Построить их губернатор предлагал на средства духовенства. Кроме того, он предложил в ограде собора в целях украшения храма сделать посадку деревьев «подобно тому, как это устроено в Петербурге при соборах Николы Морского и Спаса Преображения»
Каменная с чугунными решетками ограда с тремя чугунными воротами общей протяженностью 220 сажен была сделана в 1863 г. за свой счет купцом И.Г. Щеголевым. На восточной стороне против алтаря главного храма в линии ограды наследниками строителя в 1867 году построена каменная часовня с иконостасом и иконами. К ней в 1901 году пристроен каменный склад для церковно-восковых свечей епархиального завода.
При соборе имелась библиотека церковно-исторического содержания, состоявшая из более 700 книг, значительная часть которых была передана открывшейся Красноярской духовной семинарии, а затем в библиотеку Братства Святителя Иннокентия Иркутского, которое до 1914 года считалось Братством при кафедральном соборе.
В 1913 году был устроен придел во имя преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца на средства собора и церковного старосты А.П. Шарова. В нем была устроена усыпальница, в которой был погребен епископ Евфимий (Счастнев) (+ 1913). Престол освящен епископом Енисейским и Красноярским Никоном 15 февраля 1914 года.
В 1914 году в собор проведено электрическое освещение.
В архитектуре собора перемешались мотивы древнерусской и классической архитектуры. Храм пятиглавый, колокольня в одной связи с собором. Купола и кресты вызолочены. Длина собора внутри составляла 26 сажен (55 метров), высота внутри — 19 сажен (40 метров) [2]. Общий вес колоколов 958 пудов. Отапливался 4 пневматическими печами.
Полы в церкви были мраморными, темноватого цвета, с такими же ступеньками к амвонам, в алтарях, ризницах и в подвальном этаже из тесаных серого камня плит, в кладовой под главным алтарем пол из простых каменных плит, в других кладовых пол кирпичный. С западной стороны было 4 двери, с северной и южной — 4 (две со стеклами и две глухие); 3 крыльца с 16-ю ступенями. Площадки из каменных тесаных плит.
Святыни, которые находились в соборе в предреволюционный период: частица святых мощей свт. Иннокентия Иркутского, которая перенесена в собор из Иркутского Вознесенского монастыря в 1914 году, благодаря старанию епископа Енисейского Никона (Бессонова); икона свт. Николая Чудотворца, написана на полотне в серебряном окладе, вызолочена на венце и украшена разными камнями, подарена храму в сентябре 1854 года отставным полковником Александром Кирилловичем Шепетковским; икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебряно-позолоченной ризе, пожертвована в мае 1858 года императорской семьей. Размер иконы в длину соответствовал росту наследника Николая Александровича в день его рождения. На верхнем крае иконы обозначалось число, месяц и год его рождения — 8 сентября 1843 год, внизу освящение иконы — 17 апреля 1858 год. Икону поместили в иконостас главного храма.
Настоятели: Василий Касьянов (8 января 1862 — упом. 1889); Димитрий Вологодский (1897-1909); Михаил Лотоцкий (1909?-упом. 1915);… Игнатий (Голинченко) (упом. март 2015). Ключари: Алексий Угрюмов (8 января 1862-упом. 1889); Михаил Солодчин (1891-?).
Приписные храмы:Троицы Живоначальной, кладбищенский1 мая 1921 года Новобазарную площадь, на которой располагался собор, переименовали в площадь Революции.
30 декабря 1935 года в Крайисполкоме было принято решение: «В связи с необходимостью освобождения площади Революции в г. Красноярске под постройку Дома Советов поручить крайкомхозу организовать работы по разбору здания бывшего собора. Все стройматериалы после разбора собора передать в распоряжение крайкомхоза для использования их на строительстве гостиницы. Расходы по разборке согласно ориентировочной сметы в сумме 150690 руб. отнести за счет кредитов по постройке гостиницы».
Собор был взорван 12 июля 1936 года. Здание дважды выдерживало взрывы заложенного под него динамита, и было разрушено лишь на третий раз. Перед разрушением храма из него были вывезены и частично уничтожены иконы и утварь. После вскрытия гробниц супругов Щеголевых, находившихся в приделе свв. Исидора и Татианы, и гробницы епископа Евфимия было обнаружено, что тела купцов и епископа сохранились нетленными. Тела эти были выставлены на обозрение в Краеведческом музее. Через некоторое время в помещении стал распространяться неприятный запах. Было решено сжечь тела в кочегарке музея…
На фундаменте собора возведено здание Дома Советов (ныне в нем размещается краевое правительство).
В сентябре 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) благословил воссоздание кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы на земельном участке в районе Стрелки — историческом месте высадки первых русских казаков на берега Енисея. На Стрелке находился самый древний храм Красноярска — Воскресенский собор, разрушенный в начале 1960-х годов.
В начале октября 2012 года губернатором Красноярского края Л. Кузнецовым был утвержден состав рабочей группы для подготовки предложений по организации процесса воссоздания собора. 21 сентября 2013 года был совершен праздничный молебен и чин освящения места под строительство храма митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, установлен поклонный крест, в основание будущего храма положен закладной камень.
Строительство ведется по оригинальным чертежам архитектора Константина Тона.
Литература: Сведения о Красноярском кафедральном Богородице-Рождественском соборе. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. — СПб., 1863; Касьянов В. Д. Богородице-Рождественский собор в Красноярске. Памятная книжка Енисейской губернии на 1890 г. — Красноярск, 1889; Ажар Л. Православные церкви Красноярска. «Енисей».- 1990.- №2; Чуркина П. Главный собор Красноярска. «Енисей». — 1990. — №2; Персианов Григорий, прот. Богородице-Рождественский кафедральный собор. Енисейский энциклопедический словарь. — Красноярск: Русская энциклопедия, 1998; Утраченное творение. Красноярский материк : времена, люди, документы. Красноярск: Гротеск, 1998; Чуркина П. Главный собор Красноярска. С новым веком, родной Красноярск!: историко-краеведческий календарь на 2001 год. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 2001; Рождественский кафедральный собор. Красноярск в четырёх веках: путеводитель по истории; города 1628-2003. — Красноярск: Издательские проекты, 2003; Потапов, И.Ф. Кафедральный Богородице-Рождественский собор. Красноярск: история в фотографиях и документах. — Красноярск: Офсет, 2007.
12 июля 1936 г. богоборческими властями было завершено уничтожение кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе Красноярске.
В 1935-1936 г.г. власти Советского Союза дали новый импульс беспрецедентной по масштабам кампании, направленной на окончательное, как им казалось, уничтожение «религиозного мракобесия». Тысячи священнослужителей и верующих были заключены в лагеря, а храмы, соборы и монастыри закрывались, осквернялись и разрушалсь.
В Красноярском крае началом необъявленной войны Церкви стало изъятие у верующих старинного кладбищенского Всехсвятского храма в июне 1936 г. Разумеется Богородице-Рождественский кафедральный собор — крупнейший православный храм за Уралом — тоже должен был пасть жертвой фанатиков-атеистов.
Возведение этой церкви было приурочено ко дню рождения императорского наследника Николая Александровича в 1843 г. С инициативой выступила группа красноярских купцов и промышленников во главе с Исидором Щеголевым. Автором проекта стал один из крупнейших русских архитекторов XIX в. — Константин Тон. Осенью 1849 г. в ходе строительства произошел несчастный случай: верхние своды собора с куполами рухнули, а стены растрескались. Чудом никто из людей не пострадал, но здание пришлось разбирать и перестраивать — уже на личные средства упомянутого выше купца Щеголева, пожертвовавшего более 550 тысяч рублей (почти 600 миллионов в пересчете на современный курс).
Возведение Богородице-Рождественского собора было завершено к 1861 г., что совпало с учреждением Енисейской епархии Русской Православной Церкви. Возвышаясь над городом на 41 метр, кафедральный собор был доминирующей высотой дореволюционного Красноярска.
Поругание святыни в 1936 г. превратилось в настоящее сражение. Собор держался до последнего: потребовалось три взрыва, чтобы обрушить его стены. А его фундамент богоборцам так и не покорился: на нем и был возведен Дом Советов Красноярского края — современное здание регионального Правительства. Перед окончательным разрушением святыни гонители вынесли из нее иконы и утварь, которые были впоследствии уничтожены, вскрыли гробницы покоившихся в нижнем приделе епископа Евфимия (Счастнева, управлявшего епархией с 1898 по 1912 г.г.), Исидора Щеголева и его супруги Татьяны. Коммунисты обнаружили, что тела владыки Евфимия и четы Щеголевых остались нетленными, — отмечает в своей монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 г.г.» хранитель «Касьяновского дома», руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Геннадий Малашин. Останки были выставлены для всеобщего обозрения в Краеведческом музее и затем сожжены.
Однако уничтожить Православие и Церковь воинствующим безбожникам не удалось. Восстанавливаются старые и возводятся тысячи новых храмов и монастырей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет возрожден и Богородице-Рождественский собор — закладной камень на его новом месте, набережной Енисея в районе Стрелки, освятил 21 сентября 2013 г. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.