Красноярск. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм в Красноярске построен в 1804-1822 гг. Каменный, с колокольней, 3 этажный, имеет 4 престола. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери Иверская (1866 г.). Восстановление храма начато в 1990г. При Благовещенском храме открыт монастырь — Благовещенский женский, 5 мая 1995 г. Сразу был заложен 2-этажный монастырский корпус, достроен в 1998 г. Всего сейчас здесь живет 40 насельниц. 
Справочник-путеводитель Монастыри русской православной церкви, 2001 г.

Благовещенская церковь (церковь Благовещения Пресвятые Богородицы) — первая церковь в Красноярске, построенная по чертежам, третий каменный храм в городе. Строили церковь енисейские каменщики, возглавляемые иркутским мастером Иваном Прохоровым. В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось. В 1811 году «строителем» церкви вместо Пороховщикова был выбран купец П.Ф. Ларионов. В начале 1812 года взамен не понравившегося горожанам И. Прохорова был приглашен мастер из Енисейска И.И. Огрысков. Основные строительные работы были завершены в 1812 году. Строительство продолжалось до начала 1820-х годов. Двухэтажный храм имел четыре придела на двух этажах и каменную часовню в честь Иверския Иконы Божией Матери (1866 г.). Храм имел библиотеку и церковно-приходское попечительство. Один придел посвящался Александру Невскому. Александр I в 1820 году подарил церкви образ cв. rнязя Александра Невского, написанный академиком Егоровым.
В 1829-1831 годах красноярские мастера Е. Ушаков и Ф. Быкасов пристроили к западному фасаду церкви четырёхколонный портик и возвели вокруг здания кирпичную ограду. Позднее с южной стороны был возведен придельный храм Зосимы и Савватия, а к северному фасаду пристроили помещения ризницы и сторожевской с часовней Иверской богоматери.
Одна из центральных улиц города, идущая от храма, стала называться Благовещенской, ныне улица им. Ленина. В советские времена были разрушены купольные завершения, а в церкви размещался пушно-меховой склад. Проект реставрации и воссоздания Благовещенской церкви выполнялся в 1983 году. Само же восстановление было выполнено уже в 21-м веке.
kras-arhit.ucoz.ru

В череде событий, связанных с возведением в Красноярске каменной церкви Благовещения, любопытна история возникновения и строительства ее придельного храма в честь благоверного князя Александра Невского. Первоначальный замысел о сооружении двухэтажной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова, созревший в среде жителей Красноярска к 1795 году, был после 1801 года изменен, в связи с восшествием на российский престол императора Александра I. Красноярцы, проявляя в духе времени и сообразно событиям всегосударственного масштаба верноподданнические чувства, решили дополнить предполагавшуюся к постройке церковь придельным храмом в честь благоверного князя Александра Невского. Идея строительства трехпрестольного храма нашла отражение в проектных «планах» здания, составленных по просьбе прихожан находившимися в Красноярске тобольскими мастерами иконостасных дел Григорием Бусыгиным и Алексеем Поспеловым. Авторами постройки за основу была взята композиция русской двухэтажной трапезной церкви, получившей широкое распространение в сибирской архитектуре на рубеже ХVIII — ХIХ веков. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Г. Бусыгин и А. Поспелов дополнили здание третьим этажем, где разместили придельный храма Александра Невского. В результате такоого смелого решения церковь получила необычную трехэтажную композицию с отчетливым развитием архитектурных масс в высоту. Оригинальность архитектуры здания заключалась в том, что алтарь придельного храма Александра Невского в виде хоров выходил в подкупольное пространство храма Иоанна Богослова, располагавшегося на втором этаже церкви. По этому поводу генерал-губернатор Сибири граф М.М. Сперанский, побывавший в Красноярске в 1819 году, оставил в своем дневнике такую запись об осмотренной им Благовещенской церкви: «В верхнем этаже придел во имя Александра Невского… сама церковь довольно замысловата, ибо алтарь третьего этажа поставлен на хорах второго так, что со второго открывается весь вид алтаря». Факт создания проектных планов Благовещенской церкви народными мастерами, а не академически обученными зодчими, заставляет, по словам московского искусствоведа С.С. Попадюка, изучавшего памятник в конце 1970-х годов, «отказаться от привычного распространенного мнения, будто «европеизация» сибирского зодчества на рубеже XVIII-XIX веков была связана исключительно с деятельностью профессиональных архитекторов». 
Из документов архива Благовещенской церкви следует, что в начале 1812 года взамен непонравившегося прихожанам иркутского каменных дел мастера Ивана Прохорова, под руководством которого кирпичная кладка здания была выведена до сводов третьего этажа, из Енисейска был приглашен зодчий Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря. С этим мастером было заключено условие закончить постройку через два года » по имеющемуся у онаго строителя Ларионова плану… нимало не отступая… во всей точности и препорции вышины как церкви, так и колокольни…». Однако, в процессе строительства здания в его проектные «чертежи» были внесены некоторые изменения, связанные с упрощением конструкций колокольни и заменой «глухого» барабана главы придела Александра Невского на световой. Наблюдаемый на старинных снимках здания разительный стилистический контраст между нижним трехэтажным объемом церкви, возведенным И. Прохоровым, и венчающими элементами здания, заставляет думать, что изменения, произошедшие в облике Благовещенской церкви, были связаны с полной заменой архитектурных форм колокольни и храмового завершения. Венчание храмовой части и колокольня Благовещенской церкви являют собой пример не совсем верного освоения народными зодчими новых для архитектуры Приенисейского края того времени классицистических форм и приемов, при отказе от глубоко укоренившихся традиций «сибирского барокко». За отступление от привычных архитектурных мотивов, характерных для творчества представителей «енисейской школы» сибирской архитектуры XVIII века, строителям Благовещенского храма в стремлении к ампирной монументальности здания пришлось заплатить некоторой алогичностью тектонического построения объема здания, гипертрофированным масштабом сооружения, достигнутым значительным укрупнением относительных размеров его венчающих элементов, особенно колокольни. Вместе с тем кажущаяся монотонность и однообразие архитектурных элементов нижнего трехэтажного объема церкви при укрупненном, почти гигантском масштабе верхних ярусов колокольни и контрастном сочетании отдельных элементов архитектурной композиции здания создавали впечатление величественного, державно-торжественного образа православного храма.
Об окончании строительных работ на здании Благовещенской церкви и на приделе Александра Невского сообщает запись в приходно-расходной книге, датированная ноябрем 1813 года. Однако отделочные работы на здании продолжались вплоть до осени 1815 года, после чего прихожане основательно занялись работами по оборудованию и украшению интерьеров храмов Иоанна Богослова и Александра Невского. Торжественное освящение придела Александра Невского состоялось 25 августа 1821 года. Художественно-пластической и сакральной доминантой интерьера придельного храма Александра Невского был его иконостас, созданный в 1816-1817 годах.
Научная сотрудница красноярского краеведческого музея С.И. Дараган, обследовавшая Благовещенскую церковь в 1920-х годах, писала в своем отчете: «Неожиданно было найти в верхнем этаже храма, в приделе Бл(аговерного) Александра Невского, памятник подлинной художественной ценности — иконостас стиля «ампир», усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху. Отличительная черта этого русского стиля сказалась в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента. В этом смысле иконостас Александра Невского дает подлинное выражение вкуса своего времени». Архитектурно-художественный облик иконостаса придела Александра Невского не имел аналогов среди иконостасов других православных храмов, возводимых на территории Приенисейского края в 1810-20-х годах. Об этом свидетельствует сравнение описания иконостаса придела Александра Невского с описаниями иконостасов, например, Входоиерусалимской церкви в Енисейске (1801-1815 гг.) и Всехсвятской церкви в г.Красноярске (1816-1822 гг.). Это обстоятельство объясняется тем, что иконостас придела Александра Невского был выполнен местными мастерами по специально составленным чертежам, присланным в Красноярск. Об их наличие свидетельствует запись в дневнике графа М.М. Сперанского, видевшего проектные чертежи в период посещения им Благовещенской церкви. Более того, если изготовление иконостасов по «осободанным» рисункам на территории Приенисейского края было делом обычным уже с середины ХVIII века, то выполнение иконостаса Александра Невского по предварительно изготовленным чертежам в период повсеместного распространения принципов образцового и повторного строительства, связанного с ужесточением государственного контроля за развитием архитектуры, выглядит более чем вероятным.
Ввиду того, что Красноярск до 1824 года — времени приезда первого губернского архитектора П.Ф. Воцкого не имел своих архитекторов, проект иконостаса придела Александра Невского, мог быть выполнен томским губернским архитектором, в чьем ведении Красноярск находился с 1804 года. В период изготовления иконостаса пост томского губернского архитектора занимал Петр Васильевич Раевский, который до этого длительное время проработал помощником архитектора Императорского двора и был хорошо знаком с творчеством столичных зодчих, определявших художественные вкусы того времени. Особая общественная значимость строительства Благовещенской церкви заставляла лиц, ответственных за успешное ведение работ, обращаться к лучшим представителям строительных и художественных ремесел Приенисейского края того времени. Возможно, изготовление иконостаса в приделе Александра Невского было поручено «в сем предмете искусснейшему» мастеру Ефиму Родионовичу Попову — представителю известной енисейской фамилии потомственных мастеров по художественной обработке дерева. Известно, что в период завершения иконостаса А. Невского прихожане Благовещенской церкви намеревались подрядить этого мастера на изготовление иконостаса в придел Иоанна Богослова на деньги, пожертвованные красноярским купцом С.Г. Терсковым.
Опись иконостаса 1825 года сохранила нам подробные сведения о внешнем облике этого произведения декоративно-пластического искусства первой четверти ХIХ века. Архитектоническую основу иконостаса составлял ритмический ряд колонн коринфского ордера, между которыми находился основной изобразительный ряд алтарной преграды. Венчающим элементом архитектурной композиции иконостаса была резная золоченая арка в виде «нимба» с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей. Особым изяществом отделки выделялись царские врата иконостаса. По словам С.И. Дараган, они «по легкости, соразмерности и изысканности резьбы и украшений при общей простоте форм, по спокойной и благородной расцветке и умеренной позолоте орнаментов, должны быть названы произведением искусства». Основу колористического решения иконостаса составляло характерное для своего времени сочетание окрашенного под красное дерево фона, имитирующих цвет и фактуру белого мрамора стволов коринфских колонн, а также позолоты резных деталей.
Среди живописного ряда алтарной преграды храма Александра Невского значительный художественный интерес представляли иконы местного чина: «Преображение», «Взятие ангелами Божией Матери на небо», образ «Марии Магдалины» и изображение Александра Невского, написанные известным красноярским иконописцем и позолотчиком Мартыном Михайловичем Хозяиновым в 1816-1817 годах. Этот мастер, происходивший из крестьян Абаканского острога, благодаря незаурядному дару живописца, унаследованному им от отца, снискал себе широкую известность далеко за пределами Красноярска. В период работы над иконостасом М.М. Хозяинов посылал свои картины в петербургскую Академию художеств, которая по свидетельству П.А.Словцова, «отзывом своим поощрила его к продолжению благородного занятия». По свидетельству С.И. Дараган, «написанные в классической итальянской манере картины и иконы Хозяинова, на расстоянии дают красочное впечатление. «Преображение» и «Взятие на небо» соответствуют по компановке работам Тициана и Рафаэля». Действительно, сравнение картин-икон местного чина иконостаса Александра Невского, видимых на сохранившемся снимке 1920 года, с произведениями великих итальянцев обнаруживает, например, полное сходство композиции картины-иконы «Преображение» с картиной Рафаэля одноименного названия, хранящейся в Ватикане.
В соответствии с канонами классицизма, правила которого не требовали изображения конкретного события в его реальной обстановке, была подобрана сюжетика ряда живописных изображений алтарной преграды. Сюжеты икон, расположенных на клиросах, были связаны с событиями из жизни библейских героев: царей Соломона и Давида, один из которых прославился своей мудростью, а другой своими военными подвигами. Северную дверь иконостаса занимало изображение царя Соломона, над которым располагалась сцена помазания его на царство. Таким образом, авторы идейно-содержательной части иконостаса придела Александра Невского в аллегорической форме намекали на связь российского самодержца Александра I с величайшим мудрецом всех времен, воспевая ему хвалебный гимн: «Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет…». Образ царя-воителя Давида, располагавшийся на южной двери иконостаса, был призван увековечить в глазах народа черты бессмертного царя-спасителя, властелина Москвы — вечного города, возродившегося из пепла, подобно некогда разрушенному и ставшему местом избавления от вражеского нашествия «граду-Давидову» — Иерусалиму. Темы поединка Давида с Голиафом, его противоборства с царем Саулом, побега Аввесалома должны были в иносказательной форме напоминать зрителям о подвигах и величайших военных заслугах августейшей особы — императора Александра Павловича. Не забыли авторы иконостаса и о теме появления на свет российского императора, поместив на левом клиросе иконостаса икону-картину с изображением равноапостольной Марии Магдалины — святой, тезоименитной императрице Марии Федоровне — матери Александра I. Сегодня, спустя почти два столетия, трудно дать иконостасу придела Александра Невского — этому выразительному памятнику русского декоративно-прикладного искусства первой четверти ХIХ века настоящую смысловую интерпретацию, пытаясь понять время, породившее это произведение.
Слишком далека от нас александровская эпоха с ее главным событием — Отечественной войной 1812 года, оказавшей огромное влияние на развитие героико-патриотической тематики в русской национальной культуре. Но не смотря на толщу лет, отделяющую нас от событий того времени, думается, что перед нами произведение, принципы построения которого оказались созвучными не только художественно-стилистическим идеалам времени, но и идейным устремлениям эпохи, проникнутым высоким гражданским пафосом, героикой освободительной войны, темой чествования царя-триумфатора, царя-миротворца. Пропорционально выдержанный в гармоническом равновесии «пропилей» и арки архитектурно-художественный облик иконостаса прекрасно передавал тему великого подвига русского народа, и по замыслу его создателей должен был в глазах современников служить выражением торжества России над поверженным неприятелем и олицетворением «чудесного спасения Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков».
Присутствие в прошлом в интерьере храма Александра Невского иконостаса с таким идейно-художественным содержанием позволяет рассматривать этот придел Благовещенской церкви как своеобразный храм-памятник, созданный жителями Красноярска в память о царствовании Александра I и главном событии александровской эпохи — Отечественной войне 1812 года. О памятном значении придела Александра Невского свидетельствовала не только архитектура иконостаса, но и другие элементы предметной среды интерьера храма, например, лампады при иконах местного чина, украшенные ампирной воинской атрибутикой — арматурой с вензелем Александра I — традиционным средством воплощения военно-мемориальной темы александровской эпохи.
Многие из храмов-памятников, созданных в честь военных подвигов солдат и офицеров Русской армии, оказались разрушенными за годы Советской власти. Не избежал их участи и храм Благовещения в Краснярске. Бесследно исчезли элементы его внутреннего убранства и одна из его главных достопримечательностей — иконостас придела Александра Невского. Чудом сохранилась лишь икона с образом святого благоверного князя, написанная М.М. Хозяиновым. Она хранится в красноярском Покровском соборе. Сегодня, когда Благовещенская церковь возвращена верующим и восстанавливается усилиями многих людей и организаций, идея воссоздания иконостаса придела Александра Невского, возникшая в Центре по охране и использованию памятников истории и культуры, близка к воплощению. Благодаря сохранившимся подробным описаниям и уникальному фотоснимку 1920 года, сделанному С.И. Дараган, иконостас Александра Невского может быть воссоздан с достаточной степенью достоверности. Научно-проектная концепция воссоздания иконостаса, разработанная авторским коллективом красноярского института «Спецпроектреставрация» и специалистами Центра по охране памятников истории и культуры, получила одобрение Экспертного совета по охране культурного наследия при комитете по делам культуры и искусства администрации края. Эта концепция предполагает не только воссоздание архитектурно-художественного облика иконостаса придела Александра Невского и возвращение его прежнего военно-мемориального значения, но и придание всему придельному храму Александра Невского статуса храма-памятника.
Источник: статья Шумова К.Ю. «История создания иконостаса придела Александра Невского Благовещенской церкви в Красноярске», 1997г . Источник: http://naov.ru/articles/42_ikonostas-pridela-aleksandra-nevskogo-blagoveshenskoyi-cerkvi.html

Благовещенский приход открыт в 1801 г., ранее на месте Благовещенского собора стояла деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая в 1798 г. была перенесена на то место, где ныне находится Всехсвятская церковь.
Ныне существующая каменная трехэтажная Благовещенская церковь была заложена 3 ноября 1804 г. по грамоте архиепископа Тобольского Варлаама, а окончена постройкой в 1812 г. Престолов в храме четыре: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя свят. благов. князя Александра Невского, во имя Иоанна Богослова и во имя пр. Зосимы и Савватия.
В Благовещенской церкви имеется Всемилостивейше дарованный в нее в 1820 г. Государем Императором Александром Павловичем образ благ. князя Александра Невского (образ дарован по ходатайству купца Ивана Новикова). Рядом с церковью находится часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1866 г. тогдашним старостой церкви Акуловым.
При церкви имеется библиотека, состоящая из 74 томов книг и духовных журналов, и церковно-приходское попечительство. В районе прихода имеются три благоустроенных министерских одноклассных школы.
Штатный причт в приходе состоит из священника и псаломщика. Жалования от казны причту не положено, а братских доходов получается на причт до 2000 руб. в год. Причтовых домов два, оба деревянные. Земель у церкви и причта нет. Капиталов церковных 300 руб., причтовых 5808 руб. 53 коп.
В приходе 267 домов. Православного населения 1304 души обоего пола, католиков 38 чел., лютеран 5 чел., магометан 99 чел., евреев 53 чел., раскольников-беспоповцев 3 чел. Население прихода состоит из коренных сибиряков, казаков, мещан и крестьян, торговцев, ремесленников и разного рода служащих.
«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.

В центре Красноярска возвышается величественный храм жёлтого цвета. Это собор женского Благовещенского монастыря, единственной обители в центральной части Красноярска. Собственно монастырь, первый в новейшее время в Красноярской епархии, очень молодой — он основан в 1995 году при восстанавливаемом храме. История же самого храма гораздо богаче. Он стал третьим — после утраченного Воскресенского собора и Покровской церкви — каменным храмом Красноярска. Именно сюда первоначально перенесли деревянную Покровскую церковь. Но уже в 1795 году, когда был освящён главный алтарь каменного Покровского храма, жители обратились с прошением об устроении новой каменной церкви. Ждать пришлось несколько лет, но в итоге деревянный храм снова переехал и снова был переосвящён, а на этом месте началось строительство огромного для тогдашнего Красноярска каменного храма. Благовещенский собор был заложен уже в новом веке, в 1804 году, и это заметно по его архитектуре. До Сибири наконец-то добрался ампир — ведущий в ту эпоху стиль в столичной архитектуре, давно сменивший всё ещё актуальное за Уралом барокко. Благовещенский собор выкрашен в характерный для ампира жёлтый цвет, украшен классическими пилястрами и фронтоном. Однако сама его форма говорит о всё ещё значительном влиянии сибирского барокко. Строители переняли многие элементы нового стиля, но не смогли уйти от типичной структуры «корабля» и по-новому организовать пространство. В результате храм выглядит громоздким, кубоватым и слишком прямолинейным, хотя и величественным.
Это интересный памятник стыка эпох и смешения стилей, причём не намеренного — видно, что хотели сделать по-новому, но не всё получилось. Строили храм, кстати, всё те же енисейские каменщики, правда под руководством иркутского мастера Ивана Прохорова. Курировал работы красноярский купец Егор Пороховщиков. Основной этап строительства затянулся до 1812 года, хотя доделками занимались ещё около десяти лет после этого. Двухэтажный храм получил четыре придела. Ближе к середине столетия церковь расширили, пристроив с юга придельный храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и ризницу, обнесли её оградой, а также возвели рядом часовню в честь Иверской иконы Божией Матери. Император Александр I передал храму ценный образ св. Александра Невского, во имя которого освятили один из приделов. В советские годы храм был закрыт и использовался под склад.
Возрождение церкви началось в 1990-е годы, когда вокруг церкви стала складываться женская община. Для нового монастыря при храме возвели двухэтажный корпус и несколько хозяйственных построек. Реставрация Благовещенского собора завершилась уже в ХХI-м веке. В монастыре подвизаются 18 монахинь и 4 послушницы; он имеет два скита под Красноярском.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №67, 2013 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?