Красносельский. Домовая церковь Иосифа Обручника при богадельне им. И.Н. Геер.

Рядом с храмом бывшего Ново-Алексеевского монастыря стоит здание богадельни в память почетного потомственного гражданина И.Н.Геер, вдова которого Наталья Петровна пожертвовала городу обширный участок и средства для постройки богадельни. Богадельню и храм во имя святого Иосифа Обручника выстроили на участке Геер в 1885-1898 гг. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева (при участии И.А. Иванова-Шица) и передали городу, в знак чего наверху изобразили герб г. Москвы.
Небольшое по размерам, монументальное по формам, двухэтажное здание построено в неовизантийских формах, имеет симметричную трехчастную композицию, по центральной оси которой, за входным вестибюлем, расположена церковь Иосифа Обручника, с куполом на широком световом барабане. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, перекрытыми 2-скатными кровлями. Выразительную пластику объемов усиливает крупный рельеф деталей — карнизов, наличников и межоконных пилястр.
Участком, на котором выстроена богадельня, в конце XVIII — в начале XIX в. владел секунд-майор А.Л. Демидов, затем участок приобрел знаменитый герой Отечественной войны генерал А.П. Ермолов, а у него в 1859 г. купил купец первой гильдии, швейцарский консул Геер, имевший неподалеку водочный завод. Часть своего большого участка И.Н. Геер в 1869 г. продал купцу В. Занегину. Богадельня им.И.Н. Геера с храмом святого Иосифа Обручника является объектом культурного наследия регионального значения.
www.apartment.ru

Иосифа Обручника, праведного, при богадельне имени И.Н. Геера церковь (Верхняя Красносельская улица, дом № 15).
В сентябре 1894 г. на специальном заседании Московской городской думы рассматривалось заявление потомственной почетной гражданки Натальи Петровны Геер о ее желании пожертвовать в собственность города участок земли свыше 14 300 квадратных сажень. Одним из главных условий своего пожертвования Н.П. Геер выдвигала просьбу построить за счет средств города на площади не свыше 4400 квадратных сажень каменную богадельню в память о ее умершем супруге. Предназначалась богадельня для призрения 60 человек из числа беднейших обывателей Москвы – 30 мужчин и 30 женщин. При богадельне должна быть домовая церковь во имя святого Иосифа, небесного покровителя ее покойного супруга. Еще одним условием жертвовательницы было пожелание совершать ежедневно литургию с поминовением ее мужа, детей и родственников, а в дни кончины И.Н. Геера – 3 апреля и его дочери – 15 августа должны быть совершаемы особые поминовения усопших. Дума единогласно постановила: пожертвование госпожи Геер принять на изложенных ею условиях. Учитывая значительность дара, городской голова просил губернатора исходатайствовать высочайшее соизволение присвоить учреждаемой богадельне имя И.Н. Геера. В письме из Санкт-Петербурга от 12 апреля 1895 г. от хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, адресованном московскому губернатору, сообщалось, что высочайшее повеление получено.
Строительство богадельни проводилось в течение 1895–1898 годов. Авторы проекта – гражданские инженеры И.А. Иванов-Шиц и Л.Н. Кекушев. Здание спроектировали двухэтажное, с полуподвалом для хозяйственных нужд. Главный фасад был обращен к красной линии улицы и вытянут по линии юг – север. Трехчастная композиция сооружения была подчеркнута монументальными формами боковых ризалитов и центрального объема, особенно тщательно декорированного ложным венецианским окном и сложным рельефом на плоскости стен. Увлечение архитекторов в конце XIX века мотивами древней архитектуры нашло яркое воплощение в данном сооружении, в котором можно увидеть романо-византийские истоки.
В первом этаже богадельни располагались цейхгауз, кухня, помещения женской прислуги, квартира надзирательницы и фельдшера, ванная, лазарет, приемная доктора, ризница и квартира псаломщика. Во втором находились две спальни, рекреационный зал, умывальные для женщин и для мужчин, буфетная и лестница. Открытие богадельни состоялось в январе 1899 г. Церковь возвышалась с восточной стороны постройки. Она была выстроена в два света, второй – в куполе. Большой каменный храм устроен таким образом, чтобы призреваемые могли из своих палат слышать богослужение. 26 августа 1899 г. состоялось освящение храма, в котором участвовали преосвященный Тихон, епископ Можайский, и хор монахинь Ново-Алексеевского девичьего монастыря. Внутреннее убранство отличалось особой пышностью и торжественностью. Массивный мраморный иконостас сразу выделялся в хорошо освещенном пространстве. Проект, созданный Л.Н. Кекушевым, предполагал, что иконостас будет состоять из шести боковых частей и седьмой – центральной, большей по масштабу. Все части иконостаса объединял сплошной рельефный карниз с дугообразной вставкой над алтарными вратами, которую венчал мраморный равноконечный крест. Значительные средства из личного состояния Н.П. Геер были использованы для приобретения икон и церковного убранства, необходимого при совершении служб и обрядов.
До наших дней сохранилось лишь само здание церкви. Все ее внутреннее убранство было рассредоточено в первой половине 1920-х годов по спецхранилищам и, возможно, уцелело в каком-либо музейном собрании.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.
http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-21.html

При богадельне город и сам планировал построить церковь. Однако все обязанности по строительству и благоукрашению храма взяла на себя вдова (жена Осипа Николаевича Геера, Наталья Петровна — прим. мод.). Проект она заказала лучшему архитектору Москвы, Льву Кекушеву. Он тогда числился городским архитектором в управе, построил несколько павильонов Московского зоопарка и здание на Остоженке. Вообще, переживал взлет своей карьеры.
В книге Марии Нащокиной «Московский архитектор Лев Кекушев» опубликованы уникальные фотографии внутренних интерьеров домового храма, построенного при богадельне, и даны цитаты из журнала «Зодчий». «Зодчий» в конце XIX века был площадкой для обсуждения главных событий в мире архитектуры и городского строительства. В этом журнале публиковались и обсуждались все проекты отечественных архитекторов, веяния архитектурной моды и инженерного дела. В журнале были описаны интерьеры благотворительного учреждения и храма.
Здание было невысоким, но имело разветвленную структуру. На первом этаже находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью. Церковь была высокой, большой, двусветной и вмещала до тысячи человек. Это интересно, учитывая, что в богадельне проживало всего сто. Видимо, храм строился с расчетом, что его смогут посещать родственники призреваемых и семьи обслуживающего персонала. На первом этаже справа находились помещения конторы, кухни и прислуги, а слева – комната надзирателя, экономки, фельдшера. Вообще штат был значительным, ведь здесь также находился лазарет и своя аптека, которая по льготным ценам или вовсе бесплатно отпускала лекарства. Это было нововведение именно гееровской богадельни. Позже аналогичная аптека появилась в Марфо-Мариинский обители.
Парадная лестница вела на второй этаж с широким коридором, где прогуливались призреваемые и находились палаты с комнатами по 15 кроватей. В центральной части здания располагалась столовая, из которой можно было, не спускаясь на первый этаж, войти в церковь. В боковых крыльях были дополнительные лестницы и уборные.
Общая стоимость здания с воздушной вентиляцией (без учета отделки и дорогой деревянной мебели) составляла 140 тысяч рублей.
Здание было построено в романо-византийском стиле. Главной высотой был широкий купол с массивным каменным крестом. Центральный ризалит здания (через который в храм попадал солнечный свет) и два фронтальных – украшены аркатурой окон. Вообще, чередование темных и светлых полос в оформлении – это признак византийского стиля. Так же как протяженность этажей и общая стилистика здания, капителей с растительным орнаментом – признак стиля романского. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и даже царские врата иконостаса были выполнены из металлических жгутов, замысловато переплетенных между собой и имитирующих растения. В этом была нота модерна.
Все палаты богадельни группировались вокруг храма и те, кто не мог по какой-то причине встать, слушали богослужение непосредственно в своей комнате.
Вдова купца Геера не только финансировала возведение храма, но сама заказывала церковную утварь, облачение и иконостас. Кекушеву заказали мраморный иконостас – в традициях византийского стиля. Интересной деталью этого иконостаса было расположение в первом ярусе двойных вставных икон, – в руки изображенных на фресках ангелов можно было вложить иконы текущего праздника в самостоятельных киотах. Икона в иконе – редкий случай. Одним словом, Кекушев в оформлении внутреннего интерьера постарался приблизиться к забытому идеалу византийских храмов.
Все вышеперечисленное, в том числе и то обстоятельство, что помощь могли получить все приходящие в лазарет и аптеку, составляло гордость богадельни и придавало особый тон учреждению. Богадельня, открытая 1 января 1899 года и просуществовавшая вплоть до революции, была знаменита.
После революции богадельню закрыли, здание перешло в ведение советских учреждений. Домовые храмы в 1918 году были запрещены как класс, поэтому закрывались в первую очередь. В помещениях богадельни находился ряд мелких контор, ими владели, сменяя друг друга, десятки министерств. Дольше всех, в 1960-е годы, здесь располагалось министерство молочной и мясной промышленности. В последние годы существования СССР помещения богадельни занимало объединение «Разноэкспорт», занимавшееся экспортом советских товаров за границу.
Сейчас ситуация странная. Внешне здание сохранилось, и нельзя сказать, что находится в катастрофическом положении, но интерьеры все загублены, решетки сняты и отправлены на переплавку, внутренние интерьеры храма, несмотря на их явную художественную ценность, уничтожены и даже ничего из убранства храма не ушло в музеи, что особенно обидно.
В конце 1990-х годов здание вошло в список объектов регионального значения, то есть оно не может быть снесено и теоретически на нем запрещены перестройки и ремонтные работы.

Судьба богадельни

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?