Красносельский. Церковь Николая Чудотворца, что в Мясниках.

Церковь Николая Чудотворца на Мясницкой упоминается в XVI веке как одна из исторических составляющих ансамбля Никольского придела от начала XVI в., характеризующийся в стиле построек Пскова и Новгорода. Никольская церковь была одноглавой с щипцовыми венчаниями фасадов. В период 1711-1737 гг. с южной части был пристроен престол — храм Сошествия Святого Духа. В это же время возводится отдельно стоящая колокольня. Спустя некоторое время церковь обветшала. В 1780-х годах было принято решение о строительстве на ее месте большого однокупольного Духосошественского храма. В 1883 году с севера выстраивается еще один придел — Апостола Евангелиста Матфея.
В советское время церковь Николая Чудотворца, что в Мясниках, как и другие храмы, не смогла уцелеть. В 1928 году все строения церкви были снесены. Если бы церковь сохранилась, она располагалась перед домом Корбюзье на Мясницкой, 39.
http://www.apartment.ru/Article/48793542.html

Николая, святителя, в Мясниках церковь
В средневековой Москве на востоке от Кремля, в Земляном городе располагалась слобода мясников, которая дала название улице, идущей к ней, – Мясницкая. В центре слободы стоял ее приходский храм святителя Николая Чудотворца. Он был древний, но документально известен только с XVII века. Храм принадлежал к типу бесстолпных посадских церквей, появившихся в Москве на рубеже XV–XVI веков. Еще в начале XX века их в Москве было довольно много, но после массовых сносов 1930-х гг. почти не осталось. Уничтожили и церковь Николая в Мясниках. Представить это уникальнейшее здание теперь можно только по фотографиям.
Церковь Николы в Мясниках, если судить по архитектурным формам, относится к первой половине XVI века. Она была небольшая, сложенная из белого камня. Крещатый свод был одним из красивейших в Москве. Эту конструкцию свода разработали на Руси итальянские зодчие, приехавшие по приглашению московских великих князей. Здание имело восьмискатное покрытие и красивую главу с типично московским узором на барабане. Апсида была одна, полуциркульная в плане. В 1646 г. по челобитью купца Гостиной сотни Матвея Сверчкова к основному храму пристроили придел апостола Матфея. Храм перестраивался в конце XVII века. Он являлся центром квартала и стоял в глубине участка.
В начале XVIII в., когда формировалась фасадная линия улицы, к ней выдвинули придел Сошествия Святого Духа и отдельно стоящую колокольню. По преданию, записанному в начале XX в., этот придел строил некий думный дьяк, чтобы умилостивить Бога за грех непочтения к своему отцу. В конце XVIII в. скромный по размерам придел перестроили в большую церковь. После этого Никольский престол стал считаться придельным при храме Сошествия Святого Духа, но весь храм продолжали по традиции называть Николо-Мясницким.
Храм был построен в стиле раннего классицизма, но от его архитектурного убранства остался только иконостас. Весь ансамбль в корне перестроили еще раз в 1881–1896 гг. архитекторы В.Н. Веригин и С.В. Шервуд. Не измененным остался только храм XVI века, но к нему пристроили трапезную, притвор и невысокую колокольню. Здание храма Сошествия Святого Духа выстроили почти заново. Его фасады получили новую обработку. На улицу стал выходить южный фасад с плоским пилястровым портиком. Завершение, по-видимому, осталось в старых формах: большой барабан со сферическим куполом и маленькая главка на нем. Красивым был интерьер: просторный, полный света и радостный. Иконостас был сделан в форме классической ротонды еще в конце XVIII века, при перестройке его сохранили, заменив только створки Царских врат на более вычурные. Переход в древний храм имел большие арки с цветными стеклами. Четырехъярусная колокольня стала одной из самых высоких в этом районе. Декорация первого и второго ярусов частично осталась от 1737 г., а верхний ярус сильно переделали. Колокольня после перестройки конца XIX в. составила с новым храмом стилистически единое целое.
Никольский храм снесли летом 1928 г. На его месте в 1929–1936 гг. французский архитектор Ле Корбюзье при участии советского архитектора Н.Я. Колли построил здание Наркомата легкой промышленности, считающееся одним из лучших произведений конструктивизма в Москве.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?