Кизильташская святого Стефана Сурожского киновия, в 35 верстах от города Феодосии, близ местечка Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 году. Здесь была церковь святого исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в местечке Геническе, на берегу Азовского моря, основанное в 1904 году подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 году, с приделом во имя святого Алексия, митрополита Московского, освященным в 1910 году; здесь хранится местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимися большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (+1 июня 1908 года), который и погребен в нем, в склепе.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
На пути из Судака в Феодосию, посреди густого леса, в живописной долине урочища Кизилташ (красный камень), окруженной высокими скалами, расположено селение Кизилташ (ныне Краснокаменка). Различные находки обнаруженные в этой местности в конце XIX-XX веков (бронзовый сосуд-водолей, кольца, бусы, браслеты, восточные серебряные монеты, керамические изделия, эпиграфические памятники) свидетельствуют о том, что эта защищенное, с источниками чистой воды и плодородными землями, место издревле привлекала людей.
Из жития архиепископа Стефана Сурожского видно, что в этих живописных уединенных местах Стефан прибывал в конце VII — начало VIII вв. Умер 15 декабря 750 года. Первое чудесное событие после его смерти свершилось, когда к нему прикоснулся слепой от рождения Ефрем и прозрел в тот же миг. Обращаясь к святому Стефану с молитвой, многие получили исцеление. Святой Стефан был похоронен в алтаре Софийского собора в городе Суроже (ныне Судак). После собор был переделан в мечеть, но верующие смогли спасти мощи святого от поругания. К сожалению, по сей день неизвестно, где хранятся мощи святого Стефана Сурожского.
В Кизилташской скале есть две пещеры, в одной из которых устроена часовня, на ее стенах сохранились следы изображения неизвестного святого и источник названый в честь святого Стефана Сурожского. В водах этого источника в 1825 году местным пастухом-татарином была обнаружена древняя икона Божьей матери, пастух отдал ее греку-купцу, а купец отвез в Феодосию и передал икону протоиерею Иосифу. После осмотра феодосийским протоиереем Иосифом деревянная икона Пресвятой Богородицы передана в церковь святителя Стефана. После чего сюда стали стекаться верующие люди. В день успения Богоматери — 15 августа христиане стали совершать Богослужения в знаменитой пещере. В этой пещере так же молилась девушка из Болгарии, Константина, известная как Параскева, принявшая постриг и ставшая первой настоятельницей в Свято-Троице-Параскевиевском женском монастыре в урочище Топлы.
Первыми поселенцами мужского общежительного монастыря стали странствующие богомольцы Андронник и Пантелеймон. Они построили первый молитвенный дом и скромное жилище. Архиепископ Иннокентий в 1856 году освятил эту скромную церковь во имя святого Стефана Сурожского. После чего к нему обратились граждане, соседствующих Судака и Феодосии с просьбой открытия киновии в Кизилташе. Просьба была удовлетворена по решению Святейшего Синода. Первым настоятелем стал игумен Арсений, переведенный из Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. В образованной киновии собралось 11 монахов, и началось обустройство монастыря.
В 1859 году настоятель сменился. Его место занял Иеромонах Парфений, который был переведен в Кизилташскую обитель из Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Крымской войны, будучи помощником благочинного до конца осады Севастополя Парфений находился рядом с солдатами, исповедовал и причащал, не боясь обстрелов, отпевал погибших. За проявленное мужество после войны был награжден наперстным крестом на георгиевской ленте, за инженерное изобретение подъемника для затонувших грузов — наперстным крестом от святейшего Синода, а так же наперстным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг.
В киновии энергия и предприимчивость Игумена Парфения его прекрасные организаторские способности способствовали процветанию обители. Он сумел наладить строительство, подсобное хозяйство, садоводство, виноградарство, которое кормило не только монастырь, но еще и излишки продавали. Игумен правильно организовал богослужения в обители и был ее настоятелем до своей трагической смерти в 1866 году. Печальные обстоятельства смерти игумена Парфения вызвали большой резонанс в обществе, после чего монастырь приобрел большую известность в Крыму. По официальной трактовке событий 1866 года игумен был убит Таракташскими татарами и сожжен вместе с лошадью с целью укрытия улик преступления. После многодневных поисков игумена случайный свидетель преступления дал показания властям. В показаниях были расхождения и прямые доказательства вины обвиняемых татар так и не были найдены. До сих пор некоторые исследователи считают, что вина татар не была доказана. Но Военный суд вынес смертный приговор трем убийцам. После чего они были повешены на площади в Феодосии, а молодой участник сослан на каторжные работы, так как он не принимал участие в убийстве и уговорил своих родственников не лишать жизни случайного свидетеля Якуба. Игумену Парфению исполнилось бы 51 год. Русская православная церковь в 2000 году причислила игумена Парфения к лику святых.
Следующий настоятель игумен Николай управлял киновией более 20 лет и был достойным преемником Парфения. Во времена его правления была выстроена церковь с колокольней. Ее освятили в 1871 году во имя Божьей Матери. Найденная в источнике икона Божьей матери была установлена над Царскими вратами. Но, эта церковь была только летней, из-за отсутствия отопления в ней. В 1885 году был построен второй зимний храм, освященный в честь святого Стефана Сурожского. Со временем на территории монастыря улучшалась инфраструктура. Для настоятеля храма был построен дом, затем просфорная, трапезная, гостиница для богомольцев, мастерская и хозяйственные постройки. На вершинах гор были установлены кресты, указывающие путь странствующим паломникам. Киновия, расположенная в красивейшем месте Крыма, целебные источники с содержанием серы, лечебные грязи недалеко от монастыря привлекали не только богомольцев, но и людей страдающих разными заболеваниями. К 1894 году число братьев проживающих в обители достигло 65 человек. Монастырь достиг прочного материального благополучия. Но во внутренней жизни обители часто наблюдались раздоры между монахами. В это время в Таврическую духовную консисторию поступила жалоба на настоятеля Маркиана. В жалобе его обвиняли во вскрытии чужих писем, рукоприкладстве и финансовых нарушениях. По требованию консистории настоятель дал исчерпывающие объяснения, которые полностью его оправдали. Недовольных монахов разослали по другим обителям, и казалось, конфликт полностью исчерпан.
Но в обители еще не раз вспыхивали споры, и внутренняя атмосфера усугубилась разделением враждующих на два лагеря. Примерила всех общая беда с наступлением Первой мировой войны. Монахи и послушники объединились и оказывали помощь фронту перевязочными материалами, лекарствами, продовольствием для солдат.
С приходом Советской власти в монастыре создали детскую трудовую колонию, в которой монахи руководили сельскохозяйственными работами. В 1923 году было принято решение о прекращении деятельности монастыря и во всех его церквях прекратились богослужения.
В 1924 году образовали на территории монастыря вместо детской колонии трудовую колонию имени Калинина. В 1927 году колонию ликвидировали и вместо нее создали сельскохозяйственную артель. Здание церкви, ранее переоборудованное под клуб, теперь использовалось как общежитие. Последний настоятель монастыря отец Софроний (Дубинин), был сослан в Чернигов, где в 1928 году скончался. В 1930 на территории монастыря был создан дом отдыха ВВС Московского военного округа, который продолжал функционировать до начала Великой Отечественной войны. В период войны помещения монастыря использовались под хранение боеприпасов.
После окончания войны территория монастыря стала строго охраняемой и закрытой для посещения верующих, исследователей и просто туристов. В 1950 году, в период «холодной войны», на всей территории кизилташского монастыря, был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. Все постройки и храмы были взорваны и разрушены под корень. Для хранения ядерного арсенала строились штольни глубоко под землей, напоминающие тоннели метро, а так же огромные залы-хранилища и залы, в которых проверяли работоспособность изделий. Грузы перемещали по рельсам на специальных вагонетках. Работы по строительству выполняли политические заключенные, имеющие специальный допуск и опыт работы в шахтах. При перевыполнении дневной нормы, оставшийся срок заключенных считался как — день за три. Во время строительства, на территории объекта было строго запрещено употреблять спиртное и пользоваться фотоаппаратом. Территорию села занял военный городок, строились дома, общежития для офицеров, школы, детский сад, спортивный стадион. В здании дома отдыха ВВС обустроили штаб части. Вся территория кизилташской долины по кругу была закрыта колючей проволокой, а на въездах стояли контрольно пропускные пункты. Попасть на территорию военной базы можно было только по пропускам, а выезд только по служебным делам или в отпуск. Так же, на территорию объекта был запрещен въезд гостей и родственников. Объект был строго засекречен, связь с внешним миром — только служебная. После распада СССР, в 1991 году ядерный запас вывезли, но воинская часть осталась, теперь уже Вооруженных Сил Украины.
Возобновление истории Кизилташского монастыря святого Стефана Сурожского началось в 1998 году. Этот трудный длительный период возрождения христианской обители во многом обязан настоящему настоятелю отцу Никону. За это время был построен новый храм в честь Киево-Печерских святых, родоначальников монашества на Руси. Под его руководством послушники делают все возможное в сохранении духовных и культурных ценностей и верят, что вскоре монастырь возродится как в былые времена. С каждым годом увеличивается поток паломников и туристов в монастырь. Добраться до обители не сложно. Дорога до Кизилташа проходит по красивейшей горнолесной дороге, но наслаждаться этой красотой может лишь пассажир, водитель должен быть особенно внимателен
Источник: http://krimea.info
Ущелье, расположенное в 15 км от Судака в сторону Феодосии, известно под татарским названием «Кизилташ» — «кизил» — красный, «таш» — камень. Это из-за красноватого оттенка местных скал, особенно средней, той, что поменьше. Предполагается, что в VII веке эти места были летней резиденцией Св. Стефана Сурожского, архиепископа Сугдеи. Святой исповедник Стефан Сурожский – реально существовавшая личность. С его именем связывают широкое распространение христианства в Юго-Восточной Таврике. В приписке к греческому синаксарю XII-XIII вв. говорится, что «15 декабря празднуется смерть св. Стефана исповедника архиепископа Сугдейского, потому что просветил Сугдейцев и сделал их христианами». По причинам секретности территории в Кизилташе (сейчас — Краснокаменке) не проводились археологические раскопки, поэтому говорить о точных датах не приходится. Вокруг Кизилташского ущелья обнаружены остатки десятков средневековых поселений, большинство из них ученые относят к периоду от VIII до XV вв. Поэтому летняя резиденция архиепископа Сугдеи вполне могла здесь существовать.
Рождение обители
На склоне одной из скал находится клиновидная пещера, где, по преданию, молился великий защитник и почитатель икон святитель Стефан. В глубине пещеры – маленькое озерцо, в котором в 20-х годах XIX в. один татарский пастух нашёл плавающей деревянную икону Успения Божией Матери. Слухи о чудесной находке распространились среди народа, в пещеру начали стекаться толпы богомольцев. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника, которая наиболее часто вылечивала болезни глаз, глухоту, боль в конечностях и нервные недуги. Кстати, в наше время установлено, что вода Кизилташского источника действительно обладает лечебными свойствами: она имеет гидрокарбонатный натриевый состав с минерализацией 0.86 мг/л и содержанием сероводорода 4-5 мг/л.
Проход через Кизилташский монастырь
Не так давно вход в пещеру перекрыли каменной стеной, а железную дверь в стене закрыли на ключ. На входе в монастырь появилась охрана и таблички «Туристам проход запрещен». Результат не заставил ждать долго: источник в пещере пересох. В 2013 году был закрыт от свободного доступа и монастырский колодец. Колодезную воду можно взять в храме или купить(!) в Феодосии. Будет жаль, если и его постигнет участь источника в пещере…На данный момент пройти через монастырь туристы могут только сверху, со стороны Сандык-Кая. Со стороны Краснокаменки проход через монастырь запрещен.
Число богомольцев со временем всё увеличивалось, и в 1855 году в ущелье под скалой был основан мужской монастырь во имя исповедника архиепископа Стефана Сурожского. Обитель развивалась и росла вплоть до революции 1917 года. Маленькая пещерка в скале с целебным источником превратилась в целый скит с кельями на 50 послушников, с церковью, двумя гостиницами, разнообразными службами. В 1894 году число обитателей монастыря составляло 65 человек. Лес обратился в сад, огород, житное поле. Заработала мельница, на горах завелся табун лошадей, рогатый скот. Толпы богомольцев потекли в эти благословенные края, красоту которых люди верующие называли земным раем, а не слишком верующие — крымской Швейцарией.
Вопреки распространенному мнению, Кизилташский монастырь, будучи горным, не является пещерным. Все постройки монастыря находились на скальных террасах. Пещера с целебным источником – естественного происхождения, и еще одна пещера представляет собой ход между двумя наклонившимися скалами. Она носит название Разбойничья – по легендам, в 40-х годах 19 в. пещера служила убежищем крымскому Робину Гуду — Алиму-разбойнику. Об этом повествуют Н. Маркс и К. Арцеулов в сборнике «Легенды Крыма».
Самым ярким и выдающимся наместником Кизилташской киновии был игумен Парфений. Удивительно разносторонний, успешный во всех своих начинаниях, о. Парфений остался в памяти крымчан не только благодаря своей подвижнической жизни и великим трудам на благо обители, но, в первую очередь, в силу своей мученической кончины. Все современники отмечали его удивительные и разнообразные способности, организаторский и хозяйственно-административный талант, неиссякаемую творческую энергию, благодаря которой ему удалось сделать то, что за всю историю монастыря никому более не удавалось. Из разрухи и нищеты, без посторонней помощи (и даже сочувствия), при фактической неграмотности насельников киновии он смог добиться результатов, заставивших ценить и уважать игумена во всей округе, прислушиваться к его советам, искать его общества. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся. Обладая удивительно прямым и цельным характером, не желая соотноситься с личной выгодой, а порой даже с инстинктом самосохранения, о. Парфений говорил и действовал только по христианской совести. Столкновения с местными татарами, которые без зазрения совести вырубали монастырский лес, окончились трагически: настоятель обители был убит и сожжен 4 сентября 1866 г. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни. Четвертый был сослан.
Жизнь и мученическая смерть игумена Парфения, настоятеля Кизилташской киновии, подвижника и великого труженика — пример высокого служения своему христианскому долгу. Память о нем навсегда останется в сердцах творящих добро. Отец Парфений причислен к лику святых Русской Православной церкви в августе 2000 года.
В 1923 году монастырь был закрыт Советской властью. Сначала здесь создали детскую трудовую колонию, позже – санаторий Министерства обороны. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагалась база партизанского отряда. В ходе двух боев на территории монастырские постройки практически не пострадали, это дало им возможность послужить в качестве санатория Министерства обороны с 1945 по 1950 год.
Жизнь за колючей проволокой
7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории современного поселка Краснокаменка. В 1951 году началось грандиозное строительство. Закрытые эшелоны везли в Кизилташскую долину заключенных и оборудование — лучшее в Союзе и, возможно, в мире. Оборудование отличалось исключительной надежностью. Был случай, когда на небольшом подъемнике в надписи «Испытать на 500,0 кг» стерлась запятая, и установку испытали на 5000 кг. Она поскрипела, но выдержала! С заводов Электростали доставляли сверхчистую сталь. Правительство СССР не экономило на военных нуждах.
Когда строительство развернулось в полную силу, лагерь насчитывал около двух с половиной тысяч человек. Часть трудилась на устройстве территории и строительстве сооружений, а другие — в штольнях. Гремели взрывы — так подготавливались площадки под наземные сооружения в скальном грунте. Работа велась круглосуточно, ударными темпами. В 1953 году объект был сдан. Тех, кто работал на стройке, расстреляли. На территории бывшего лагеря заключенных сейчас находится стадион школы…
Руководили работой прорабы — молодые специалисты, вчерашние выпускники техникумов, откомандированные для работы на объекте. Курировал работу сам Л.П.Берия, он часто даже лично посещал подобные объекты, но в Феодосии не был ни разу. Лаврентий Берия лично руководил не только строительством штолен и военного городка: по его приказу были взорваны абсолютно все строения, принадлежавшие некогда Кизилташскому монастырю. Даже находясь от штолен в стороне, даже будучи давно закрытым, обезглавленным и забытым, он все равно мешал строителям коммунизма. От монастыря не осталось даже развалин, а остатки фундаментов надежно скрыло густое крымское разнотравье.
Грустная история Кизилташского монастыря, ставшего абсолютно идейно-несовместимым с советской властью, а затем исключительно тщательная послевоенная охрана территории и ее тайн породили в округе множество легенд и мифов об этом городке. Дорогу А-291, соединяющую Судак и Насыпное и проходящую неподалеку от Кизилташа, украшали знаки “Остановка запрещена”, выставленные там, где в таком запрете, с точки зрения безопасности дорожного движения, нет никакой необходимости. К автомобилистам, сделавшим несанкционированную остановку, подъезжали на мотоциклах лица в форме сотрудников ГАИ и, угрожая всяческими карами, требовали продолжать движение.
С дороги Кизилташское ущелье не просматривается. Носители мифов склонны объяснять это “искусственными насыпями”, окружающими автодорогу, чтобы скрыть то, что происходит в “зоне”. Более компетентные эксперты предпочитают говорить не о “насыпях”, а о выемке в грунте, по которой пущено дорожное полотно. В любом случае, искусственный характер изменений рельефа признается. Пытавшиеся перебраться через “насыпь” (или выбраться из выемки), если верить легендам, пропадали. “Оттуда не возвращаются!” — принято было с придыханием говорить о “зоне” в сменявших друг друга поколениях краеведов.
Из соображений секретности объект назывался «Предприятие почтовый ящик 105», без каких-либо географических указаний, — как и сотни других предприятий Минсредмаша. Позже почтовый адрес поселка изменился — «г. Симферополь, абонентский ящик 99», появились названия улиц. Жители городка имели симферопольскую прописку, которую поменяли в середине 60-х годов на феодосийскую. С тех пор и до последнего времени городок имел название Феодосия-13. На его территории действовал сухой закон, запрещено было иметь фотоаппараты. В 1955 году этот запрет сняли, но фотографировать разрешено было только в помещениях или так, чтобы горы и специальные сооружения не были видны в кадре.
Возрождение обители
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь обратился с письмом к главнокомандующему ВМС Украины о передаче епархии церковных построек, принадлежавших военной части В-2327. Надо сказать, что к тому времени ядерные боеприпасы уже были вывезены из Кизилташа, и после раздела флота в освободившиеся горные кварталы завезено обычное оружие, которое Министерство обороны Украины усердно охраняло и охраняет по сей день.
21 марта 1995 г. последовал утвердительный ответ. В июле того же года в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Ему было поручено не только заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания военнослужащих поселка Кизилташ, но и решением вопросов отвода участка земли для возрождения обители. В течение нескольких лет Николай Демьянюк являлся единственным на Украине действующим священником и одновременно действующим офицером Украинской армии.
Монастырь был возрождён в 1997 году. В 1998 году священник Николай принял монашеский постриг под именем Никон, а в 2002 году он был возведен в сан игумена. На окрестных скалах стоят кресты. Раньше их было четыре – они указывали паломникам дорогу в монастырь. Сейчас их пока что только два. Когда один из крестов поднимали на вершину, то взяли с собой воду и цемент, чтобы закрепить покрепче. А когда поднялись – увидели в скале расщелину, как будто для креста и предназначенную. Будучи поставленным для примерки, крест настолько плотно объединился со скалой, что его даже не удалось развернуть. Скала как будто втянула крест в себя. Так и остался он стоять немного покосившись. В день, когда ставили крест, к вечеру игумен Никон вернулся на подворье монастыря в Судак. Звонок. Командир части. «Вы знаете, у нас тут Северное сияние…» Отец Никон в тот вечер из Судака приехать не смог. А сияние вокруг креста наблюдал весь военный городок…
В настоящее время число братий монастыря – 3 человека (вместе с наместником о. Никоном). Центральный храм монастыря освящен во имя Всех Печерских святых. Подворье монастыря – Покровская церковь в Судаке. Медленно, с большим трудом, монастырь обустраивается. У входа на территорию монастыря поставлена скульптура ангела. К пещере св. Стефана Сурожского построена новая лестница. Рядом с монастырским колодцем, из которого вода не уходит даже в самую сильную засуху, устроена площадка для отдыха. Фундаменты взорванной церкви Успения Пресвятой Богородицы вскрыты раскопками. Исследования показали, что фундамент настолько крепок, что на нем возможно повторное строительство.
И еще в монастыре ведется строительство нового храма, который предполагается освятить во имя святого Серафима Саровского. В небе над возрождаемым из руин монастырем часто можно увидеть парящего орла: эти птицы поселились на соседних скалах вскоре после того, как были подписаны документы об отводе земли под монастырь. Так и живут здесь, летают…
Все больше паломников приходят в святую обитель, хотя дорога к ней, ведущая через военную часть, закрыта. Возрожденный Кизилташский монастырь непосредственно граничит с территорией воинской части, и отделен от нее плотным заграждением из колючей проволоки. Верующим приходится пользоваться обходной тропой. С января 2009 года указом Министра обороны Украины Ю.И.Еханурова категорически запрещен проход и проезд по территории части не только для паломников, но и для братии монастыря. Тоненькая горная тропинка осталась единственной нитью, связывающей монастырь с внешним миром.
А что же военный городок «Феодосия-13»? 28 июля 2007 свой первый день рождения отметил поселок Краснокаменка. С этой даты принято считать, что бывший военный городок стал обычным населенным пунктом, расположенным в живописном ущелье Кизилташ. Приехать сюда можно из Феодосии обычным рейсовым автобусом, на котором прикреплена табличка с безликим названием «Урочище».
С сайта Крым