Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте
История охтинского поселения началась 21 февраля 1720 г., когда по указу Петра I построенные на месте разрушенной шведской крепости Ниеншанц дома были отданы „безденежно вольным плотникам, которые бывали у судовых работ“. Плотники – переселенцы из северных губерний– работали на партикулярной верфи, принадлежащей морскому ведомству, и были казенными крепостными. Они получили свободу только в 1858, когда образовалось Охтинское пригородное общество со своим независимым от города управлением. Кроме работы на верфи, население Охты занималось столярным делом и резьбой по дереву, поставкой молока и овощей в столицу, что приносило ему определенный достаток.
Часовня на Охте отмечена уже в 1717 г., а через пять лет жители просили разрешения выстроить храм. В 1725 г. сделанная „из старого леса“ церковь была готова и освящена во имя св. Иосифа Древодела (Обручника), покровителя плотников, и свт. Николая Чудотворца. В 1727 г. охтяне заложили новую деревянную церковь, но спустя два года, не кончив ее, принялись по проекту М.Г. Земцова возводить каменную трехпридельную во имя Пресвятой Троицы, освященную 3 октября 1731 г. Иоганн Праур вырезал для нее иконостас, Андрей Ковашихин и Андрей Мелентьев написали образа, к которым в конце века добавили иконы, привезенные из Новгородской губернии.
Так как Троицкий храм, при котором имелось кладбище, был холодным, то в 1740 г. по проекту того же Земцова восточнее была выстроена из дерева теплая Покровская церковь. Ее заменили в 1746–1748 гг. каменным храмом с деревянным верхом. Иконостас сделали охтинские резчики. В 1825 г. к храму была пристроена колокольня. В 1843–1844 г. провели капитальный ремонт церкви и заменили иконостас новым работы Егора Лукина.
С середины XIX века богослужения в Покровской церкви бывали всего шесть раз в год, а в 1889 гг. ее „из-за ветхости“ закрыли. Правда, после основательного обновления, храм 1 октября 1897 г. был снова освящен, но служили в нем только по праздникам, разместив в трапезной приходскую школу.
Троицкая же церковь, простояв сто лет, в 1837 г. была разобрана. Через год, в Покров, чуть западнее прежнего места, началась постройка нового однокупольного с ампирным портиком храма с отдельной трехъярусной колокольней. Автор проекта пока не установлен. Храм строился с трудом – в 1840 г. деньги кончились, и приходу пришлось взять ссуду. 15 октября 1844 г. митрополит Антоний освятил его во имя Сошествия св. Духа. Местные резчики изготовили для всех трех приделов замечательные иконостасы, поставив в них образа из прежней церкви. Оттуда же взяли красивую надпрестольную сень (ныне в ГРМ) и чтимую икону св. Иосифа Древодела, которую, по преданию, Петр I подарил из своего дворца. Супруги Угрюмовы ко дню освящения пожертвовали серебряную дарохранительницу, а десять лет спустя – золоченые сосуды работы Ф. А. Верховцева. Регулярно – в 1876–1877 гг., когда появилась роспись – в 1894, 1903 и 1914 гг., в храме производился ремонт. Его последним перед революцией настоятелем был прот. Михаил Николаевич Славнитский.
Охтяне были очень набожными людьми: каждый новый дом освящался с молебном при участии местной иконы Смоленской Божией Матери. 28 июля ее носили по улицам, направляясь затем к минеральному источнику и часовне в Полюстрове. Почитанием пользовалась также икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“, перед которой в 1876 г. исцелилась парализованная старушка. При водосвятии крестный ход шел от церкви к Неве.
Кроме Георгиевской церкви на кладбище, к храму было приписано несколько часовен. Каменными были Троицкая (1844 г.) часовня в ограде и св. Иосифа (1903–1904 гг., арх. О.Л. Игнатович), шатровая – на месте первой церкви; деревянными – Ильинская, близ перевоза, Успенская (1848 г.) на углу Медведевой улицы и Захарова переулка, Георгиевская на углу Георгиевской улицы и Среднеохтинского проспекта. Еще одна каменная Никольская часовня была воздвигнута в 1880 г. Н.Л. Бенуа на Большеохтинском проспекте, 19. Автором деревянной Никольской часовни в Полюстрове (1902 г.) был арх. Н.Н. Еремеев.
В связи с юбилеем Полтавской битвы 25 сентября 1911 г. перед церковью был открыт бронзовый бюст Петра I с надписью: „Петру I – благодарные охтяне“, отлитый по модели И.Я. Гинцбурга на средства охтинского общества. В 1917 г. памятник пропал. После открытия Георгиевского кладбища старый некрополь в церковной ограде закрыли, однако там сохранялся целый ряд надгробий начала XIX века.
С 1825 г. при храме имелся дом призрения бедных духовного звания, с 1882 г. – благотворительное общество, содержавшее начальную школу.Храм закрыт в 1929 г., и через три года уникальный церковный ансамбль был безжалостно уничтожен. Ныне на его месте стоит жилой дом.
http://www.encspb.ru/object/2804676087?lc=ru
На месте церквей, размещавшихся в устье Большой Охты, при её впадении в Неву, в 1618 году, после заключения Столбовского мира, шведским королём Густавом-Адольфом была основана крепость Ниеншанц, вскоре превратившаяся в центр городской застройки. Поселок при крепости — Ниен (Ниенштадт) — в конце 1640-х годов при королеве Кристине получил права города. В крепости была лютеранская церковь, а в городе — два лютеранских и один православный храм. После взятия крепости 1 мая 1701 года русскими войсками под началом царя Петра I и генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крепость Ниеншанц и город Ниенштадт были переименованы в Шлотбург. Крепостные укрепления срыли. На месте крепости Петром была основана Охтинская верфь (ныне «Петрозавод»), где строились военные и торговые корабли. При верфи Петр устроил поселение для свезенных со всей России корабельных плотников. 1722 году жители Охтинских слобод обратились в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. В том же году была построена часовня, освященная во имя Праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников и корабелов. В 1725 году часовня была превращена в церковь. В 1731 году церковь разобрали и перенесли в Ямскую слободу. На месте разобранной церкви построили часовню. Рядом с ней жители Охты в том же, 1731 году выстроили и освятили каменную церковь: главный престол был освящен во имя Святой Троицы, правый придел — во имя Иосифа Древодела, а левый — во имя Николая Чудотворца. Cо временем, несмотря на капитальный ремонт 1815 года, церковь и колокольня при ней сильно обветшали. В 1825 году старую колокольню разобрали, а на её месте построили новую стройную четырехъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Легкая и ажурная, она не уступала в изяществе колокольне Никольского собора, удивительно дополняла собой четкий силуэт Смольного собора, стоявшего на другом берегу Невы.Позднее было разобрано и старое здание церкви, на месте которого возвели новое — храм с тремя престолами, освященными 15 октября 1844 года. Главный алтарь освятили во имя Сошествия Святого Духа, а боковые во имя Иосифа Древодела и во имя Смоленской иконы Божией Матери. Каменный Святодуховской (на снимке) храм построен в 1833-1844 гг. по плану неизвестного архитектора. Новый внушительный однокупольный Святодуховский храм с трёх сторон окружали дорические портики с фронтонами. Его своды покрывали внутри художественные росписи, облагораживала деревянная резьба. Среди святынь церкви достойны упоминания: Смоленская икона Божией Матери, привезенная из разобранной церкви на озере Ильмень; чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которую передали из частного дома после исцеления молившихся перед ней женщин; икона Святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1812 году уральскими казаками, которые «занимали пост» на Охте; Иверская икона Божией Матери, пожертвованная императрицей Марией Александровной в 1862 году; икона Знамения Пресвятой Богородицы; икона св. Александра Невского, пожертвованная прихожанами в память мученической кончины императора Александра II; старинная икона Святого Иосифа Древодела, возвращенная из Крестовоздвиженской церкви Ямской слободы; напрестольное Евангелие в драгоценном окладе, напечатанное в Москве в 1697 году. При церкви существовало кладбище. После революции Святодуховская церковь продолжала оставаться одной из самых посещаемых в городе. В 1929 году она была закрыта.
На одной оси со Святодуховской церковью, в 15 метрах восточнее её, стояла небольшая Покровская церковь, построенная в 1746-1748 гг. при императрице Елизавете Петровне. Храм был каменным с деревянным куполом. В 1832 году обветшавшее здание церкви Покрова было отремонтировано и перестроено и 15 октября того же года вновь освящено. Пристроенные к её фасадам в XIX в. портики придавали зданию классический облик. В итоге сложился единый архитектурный ансамбль, ставший украшением невских берегов. С 1880 по 1896 год службы в храме не совершались. В 1896 году храм был заново отделан и вновь освящен 1 октября 1896 года. Самой знаменитой святыней храма была привезённая из разобранной церкви на озере Ильмень большая икона Бога Саваофа.
В 1932 году церковь Покрова, закрытая за несколько лет до этого, была разрушена одновременно со Святодуховской церковью и колокольней.
http://piters.in/nohram