Красногвардейский район. Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище.

Скромная каменная церковь построена «при самом въезде у ворот, на правой руке» на средства купца Г. Г. Никонова в 1812 – 1814 годах. Он также дал деньги на иконостас, утварь и ризницу. 27 сентября 1814 года небольшой храм, построенный по проекту неизвестного архитектора в стиле ампир, был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1869 — 1870 годах Никольская церковь была капитально отремонтирована на средства купцов братьев Елисеевых и купца Синебрюхова, и 22 октября 1870 года вновь освящена. В простых формах здания воплотились типичные черты зодчества классицизма: завершение фасадов треугольными фронтонами, обработка стен пилястрами, перекрытие основного помещения плоским куполом. Церковь капитально перестраивалась и в 1884 году, была дополнена пристройками левого (северного) придела во имя Святого Духа и трапезной. В середине XX века к западу от здания церкви была возведена деревянная двухъярусная колокольня со вспомогательными постройками.
После революции Никоновская церковь ни разу не закрывалась. В настоящее время в церкви хранится несколько чтимых икон, переданных в неё из закрытых и снесенных охтинских храмов, среди них древний образ Праведного Иосифа Древодела и Смоленской Божией Матери из разрушенной Свято-Духовской церкви и очень почитаемая прихожанами икона Божией Матери Скоропослушницы из богадельни при церкви Казанской иконы Божией Матери Большеохтинского кладбища. Вероятно, из снесенной Георгиевской церкви на этом же кладбище были переданы в храм икон Святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносца. В наши дни Никольский храм на Большеохтинском кладбище — один из наиболее посещаемых в городе.

Не смотря на трудность сообщения между городом С.-Петербургом и Охтой, особенно в то время, когда еще не было ни одного постоянного моста через Неву и когда во время распутицы нельзя было никаким образом попасть из города на Охту, Георгиевское кладбище еще в прошлом столетии начало быстро замещаться телами умерших городских обывателей. По всей вероятности, сюда многих привлекала для погребения умерших высокая, сухая и красивая местность Охты.
Судя по уцелевшим документам, нужно заключать, что здесь, еще с прошлого столетия, хоронились тела людей, имевших большое значение в государстве. На ряду с государственными деятелями хоронились именитые и состоятельные торговцы; в числе последних находилось семейство богатых купцов Никоновых.
В 1812 г. настоятелем Большеохтинских церквей был деятельный протоиерей Андрей Иоаннович Журавлев, а начальником охтинской верфи капитан 1-го ранга Орловский, зять Никоновых. Может быть, личными беседами, а вернее всего, при участии капитана Орловского, протоиерей убедил Григория Никонова построить храм на Большеохтинском кладбище. Нужда в таком храме была обязательная, потому что в однопрестольном Георгиевском храме нельзя было совершать отдельных литургий.
По указу духовной консистории от 23 августа 1812 г. с.-петербургский купец Григорий Никонов 24 числа того же месяца заложил на месте погребения своих родителей и на свои средства устроил небольшую каменную церковь, которая освящена 27 сентября 1814 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. Устроенная на средства частного лица означенная церковь хотя и передана была в ведение епархиальной власти, но долгое время поддерживалась и ремонтировалась на средства наследников строителя, частным образом; а потому в церковном архиве за прежнее время нет никаких документов касательно сего предмета.
При описании Георгиевской церкви мы упомянули о рапорте благочинного Н. Парийского от 19 июля 1869 г., в котором к числу церквей, требующих ремонта, отнесена и церковь Никольская; сказали также, что по сему предмету представлены были причтом четыре сметы, из которых две не утверждены и возвращены для изыскания денежных средств. Одна из этих смет касалась именно поправки Никольской церкви.
Средства на этот предмет скоро отыскались; явились усердные жертвователи, которые приняли на сбой счет ремонт означенной церкви: братья Елисеевы пожертвовали 1 400 рублей; почетный гражданин Алексей Васильевич Алферовский (зять Никоновых) 500 руб. и г. Синебрюхов 200 руб. На этот капитал произведены следующие работы: железная крыша переделана и выкрашена масляной зеленой краской; наружная штукатурка вся исправлена и окрашена; оконные рамы сделаны новые; вместо плитных холодных полов настланы деревянные; печи все перекладены; внутренняя штукатурка вся исправлена и окрашена; купол и своды расписаны орнаментами; в парусах изображены евангелисты. По благословению высокопреосвященнейшего митрополита Исидора возобновленная Никольская церковь освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 г.
В конце 1879 г. усердием Петра Стефановича Елисеева она снова вычищена и подновлена с перекладкою всех печей, в каковом вид существует доселе. Украшение церкви прилично, но особенных редкостей — древних, ценных или художественных, в ней нет.
Весь иконостас писан на холсте, но кем — неизвестно. В алтаре с правой стороны горнего места помещается глава Спасителя весьма хорошей работы, но имя художника опять неизвестно. За правым клиросом в особом киоте поставлена икона Господа Вседержителя, древнего писания, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная купцом Иваном Андреевичем Авериным. За левым клиросом, в золоченом киоте находится икона Тихвинской Божией Матери, пожертвованная купцом Исаевым. На южной стене, над могилою Никоновых, устроен серого мрамора киот с двумя родовыми их иконами: Спасителя и Божией Матери.
Служба в Никольской церкви совершается, кроме храмового праздника, по просьбе лиц, желающих отдельно возносить свои молитвы при погребении или поминовении усопших. Кроме случайных заказчиков, в настоящее время усерднейшими молитвенниками в ней являются: зять Никоновых, похороненных под храмом, Алексей Васильевич Алферовский и Петр Стефанович Елисеев, по желанию которого совершаются две литургии еженедельно, впредь до освящения устрояемого им нового храма.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?