Красногвардейский район. Церковь Димитрия Солунского на Большеохтинском единоверческом кладбище.

Большеохтинское старообрядческое кладбище, занимающее пространство в 2 475 квадр. саж., отделено в 1805 г. от православного Георгиевского кладбища для погребения петербургских единоверцев, и тогда же петербургский купец Иван Иванович Милов выстроил здесь деревянную, на каменном фундаменте, теплую часовню во имя Покрова Пресвятой Богородицы, для отпевания умерших и для служения панихид. Часовней заведывал причт Никольской единоверческой церкви, что в Николаевской улице.
В тридцатых годах единоверцы стали просить у епархиального начальства дозволения обратить часовню в церковь, с особым причтом. Стали справляться о числе единоверцев на Охте и о числе погребаемых на кладбище, оказалось, что единоверцев на Охте не более 100 человек обоего пола, а погребаемых — не более 70 в год, с младенцами. Так как просители не изъявили, как предлагало начальство, желания положить вечный капитал на содержание причта и на устройство для него помещения, то просьба их была оставлена без последствий.
В 1853 г. шапочного цеха мастер Дмитрий Григорьевич Макушинов оставил по духовному завещанию 60 тыс. на устройство церкви во имя св. Димитрия Солунского, а на содержание священника и двух причетников третьим пунктом завещания назначил доход с принадлежавшей ему лавки, помещающейся под № 26 в Александровской линии Апраксина двора. На пользование доходом выданы причту вводные листы и контракт. Дохода получается ныне до 2 400 руб. сер. Определением свят. Синода, от 10 августа 1853 г. назначено быть, при здешней церкви, священнику и двум причетникам, а диакону — по мере нужды и возможности.
В 1859 г. указом св. Синода от 28 апреля за № 251 разрешено открыть вторую священническую вакансию, с тем, чтобы 2-й священник получал доход по церкви и кладбищу, а от купца Тарасова — квартиру и 300 руб. в год, не касаясь доходов с лавки Макушинова. 28 апреля 1871 г. второй священник отчислен к Алексеевской церкви, что при Тарасовской богадельне. Но так как обязательство Тарасова, не обеспеченное вечным вкладом, прекратилось со смертью его, то вторая вакансия была закрыта. В 1878 г. мая 6 дня со внесением прихожанами капитала в 6 000 руб. сер. на содержание, из процентов его снова отрыта вакансия второго священника.
На плане, представленном 21 февраля 1850 г. митрополиту Никанору, показано земли под кладбищем 2 475 квадр. саж., кроме этого, при кладбище есть участок с 1 624 квадр. саж., купленный на церковные деньги за 280 руб. от охтинского поселянина Конева в 1831 г. августа 5.
Церковь св. Димитрия Солунскаго освящена 1853 г. сентября 27 дня. Она каменная, о 5 главах, холодная. Указом свят. Синода от 10 августа 1853 г. за № 7849 она утверждена быть кладбищенскою, самостоятельною, без приписки к Никольской и Миловской церквам.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Для погребения единоверцев купец Иван Иванович Милов, основатель единоверия в Петербурге, купил в 1803 г. у православного Георгиевского кладбища на Большой Охте землю, где через два года была выстроена деревянная часовня. По фамилии купца кладбище стало называться Миловским.
В 1838 г. шапочный мастер Дмитрий Григорьевич Макушев завещал 60 тыс. руб. на постройку на кладбище церкви, проект которой через два года составил К.И. Брандт. „Для большей благовидности“ его пришлось переделать в Главном управлении путей сообщения, отчего лишь 23 июня 1846 г. состоялась закладка каменного храма во имя вмч. Димитрия Солунского. Здание имело один престол, трапезную и колокольню над входом. Выдержанная в русско-византийском стиле постройка была готова уже в следующем году, но ее освящение задержалось до 27 сентября 1853 г., когда храм также получил свой причт. Строительство обошлось в 52 тыс. руб. Иконостас вырезали охтяне Илья Трубников и Алексеевский, иконы „древнего извода“ написал известный В.М. Пешехонов, а часть старинных образов была получена из наследства Макушева. Лепку в интерьере исполнил Онисифор Косолапов.
Поскольку церковь была холодной, прежнюю часовню перестроили в теплую однопрестольную Покровскую церковь, где тоже имелось несколько старинных икон. 28 сентября 1854 г. этот храм был освящен и сорок лет простоял без изменений. В 1894 г. его закрыли, отремонтировали и, по проекту воен. инж. И.И. Григорьева, пристроили колокольню и новый придел. 1 октября 1896 г. состоялось освящение обновленного здания.
Третий, тоже однопрестольный храм, был выстроен на кладбище на средства вдовы пот. поч. гражд. Марии Трофимовны Козминой по проекту Н.Н. Никонова на месте погребения ее родителей. Он был заложен 24 сентября 1895 г., через три года завершен и освящен 14 ноября 1902 г. в честь святой покровительницы купчихи – прп. Марии, именовавшейся Марином. Облицованное красным и желтым кирпичом здание вмещало 600 человек. Престол был отделан серебром, образа и росписи выдержаны в древнерусском стиле. Изразцы и терракотовые украшения исполнила художественно-промышленная школа в Миргороде. Внизу находилась семейная усыпальница.
Все храмы были снесены еще перед войной; сейчас на их месте – часть Большеохтинского кладбища.
http://www.encspb.ru/object/2804677775?dv=2853952566&lc=ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?