Церковь предполагается двухэтажной: верхний храм – в честь святителя Николая, нижний – в честь апостола Андрея Первозванного. Автор проекта – известный церковный архитектор, руководитель архитектурно-художественного центра «АРХХРАМ» А.Н.Оболенский. Для проведения богослужений осенью 2014 г. построена временная церковь каркасно-щитовой конструкции.
http://hramvpoyme.cerkov.ru/main-page/
Храм святителя Николая Мирликийского в Красногорске был заложен 19 декабря 2013 года. Высота церкви — 55 метров. Расчитана она на 1,5 тысяч человек. Первое богослужение в храме состоялось 25 апреля 2019 года. 16 августа 2020 года Патриарх Кирилл совместно с митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием совершили великое освящение храма святителя Николая Чудотворца.
С сайта: foma.ru/
Храм-новостройка Свято-Никольского храма в подмосковном Красногорске — удачный пример сочетания национальных традиций и передовой архитектурной мысли в церковном зодчестве. В только что построенном Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды небольшого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой застройщик 10 лет назад филигранно вписал густонаселённый жилой микрорайон, в центре которого, у самой воды, спроектировав этот величественный храм. Эта,удивительной красоты церковь возводилась по инициативе и под патронатом подмосковного губернатора Андрея Воробьёва.
Вполне органичным выглядит живописный сквер с мини-бульваром прямо на прихрамовой площади, пользующийся колоссальной популярностью у местных жителей. Скульптура обращённого к водной глади святого великомученика Георгия Победоносца стоит под церковными стенами как необходимый атрибут, естественный и логичный. Внимательно рассмотрев всё строение и некоторые его элементы вблизи, можно насчитать как минимум пять причин отметить работу заслуженного архитектора России Андрея Оболенского особым образом. Первоначально работа, признавался зодчий, делалась совсем под другое градостроительное, культурно-эстетическое и географическое окружение. В начале 2010-х годов Оболенский заявлял её на конкурсе архитектурных проектов храма при Русском культурном центре в Париже. Она заняла там почётное второе место. Поэтому, хотя и не получила реализации близ Елисейских Полей, долго на полке не залежалась.
Предыстория проекта задала его некоторые принципиальные особенности, сразу же бросающиеся в глаза даже неподготовленному наблюдателю. Это и тройное структурное членение главных фасадов (как известно, парижский храм освящался в честь Пресвятой Троицы), и акцент на традициях древнерусского белокаменного зодчества (косые подсечки-каннелюры символизируют ангельские крылья, и аллегорические изображения мифических животных и растений райского сада цитируют знаменитые «первоисточники» на фасадах Дмитриевского собора во Владимире из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО). «Собор задумывался как свидетельство о русской культуре на далёком Западе, рассказывает Оболенский. — Поэтому он сочетает лаконизм и рациональность современной архитектуры с белокаменным декором, традиционным для православных храмов славянского мира». Более внимательное рассмотрение храма позволяет сделать вывод: речь ни в коем случае не идёт о буквальных заимствованиях шедевров давно минувших эпох.
Строжайше соблюдая архитектурный канон храмоздательства, Оболенский в данном случае черпает вдохновение в лучших памятниках Владимиро-Суздальской Руси, но как автор высказывается при этом современным языком. Так, архитектурный второй масштаб поверх стилобата у него изящно задают оформленные в виде стилизованных часовенок шахты дымоудаления и лифтовые ходы. А облицованы фасады, конечно же, не дорогим и трудоёмким в изготовлении декоративных элементов известняком, а искусственным камнем, отлитым по предварительно подготовленным гипсовым формам. «В данном случае подобное творческое переосмысление выбранного стиля, в том числе в виде способа изготовления материала, абсолютно оправданно, — говорит архитектор. — Не стоит опасаться и потери качества облицовки по сравнению с добытым из карьера известняком: каменщики дают гарантию на материал порядка трёх сотен циклов морозостойкости (перехода через температурный ноль). Это значительно превышает действующие стандарты на природный камень, который к тому же страдает неоднородностью и изобилует посторонними включениями, непргнозируемо снижающими его прочность. С другой стороны такая технология позволяет значительно снизить продолжительность и стоимость изготовления повторяющихся декоративных элементов».
Проектирование полного комплекса приходских помещений в едином строении вместе с храмовым пространством для зажатых в городском окружении новостроек — в наши дни данность, серьёзно скрывающая творческий полёт архитектора. В проекте удачно реализован принцип многофункционального использования стилобата как удобной конструкции для размещения приходских служб, опоясывающих нижний храм освящённый во имя Андрея Первозванного. Не исключено, что на земельных участках с иной конфигурацией не все решения, найденные в Павшинской пойме, окажутся приемлемыми. Но мастерство и изящество, с которыми стилобат наполнил Андрей Оболенский достойно включения в учебник по церковному зодчеству. Кольцо внешнего периметра архитектор насытил множеством важнейших функциональных объектов — самых разных по назначению. Здесь поместились иконная и книжная лавка, воскресные школы для взрослых и детей, переговорная, приходская бухгалтерия, настоятельские покои, комната для отдыха священнослужителей, удобный конференц-зал, большая праздничная и более скромная повседневная трапезные с кухней, приходская библиотека, лифт и даже гардероб для прихожан! Вообще, передвигаясь по обходной галерее, не устаёшь удивляться, как разумно организовано пространство. Из обходной галереи в пространство над молитвенным залом нижней церкви немного выступает пара симметрично расположенных просторных балконов. Пока они задействованы в качестве клироса. Отсюда также можно хорощо рассмотреть трёхъярусный мраморный иконостас нижней церкви.
Внутреннее убранство разработано и выполнено содружеством художников и дизайнеров, объединённых Архитектурно-художественным центром «Арххрам». Так, возглавляющий его Андрей Оболенский лично разработал оригинальный рисунок для обоев из мягкого стеклохолста. Этот материал поставляется белым с текстурой-«невидимкой», которая проявляется только после нанесения на рабочую поверхность силикатной краски (требуемого оттенка) валиком. В данном случае заказанные у немецкого производителя обои несут оригинальный рисунок с христианской символикой на основе традиционных для священнических облачений орнаментов. Высочайшего качества дышащий состав (тоже немецкий) использован и в силикатной фресковой краске для росписей нижней, Андреевской церкви. Зато технология искусственного малахита (оселковый мрамор) реализована стопроцентно отечественная: её, позабытую ещё с дореволюционных времён, воссоздали петербургские умельцы. Впрочем, всё это лишь оттеняет блистательно исполенные иконописной мастерской «Вифания» композиции из так называемой псевдомальты (позолоченной и расписанной поверхности, предварительно выложенной специальной пастой).
Пространственная компоновка куполов также не совсем привычна. Архитектор расположил четвёрку малых куполов не по главным диагоналям, а по главным осям храма (продольной и поперечной), достигнув таким образом того, что в плане они вместе с центральным куполом образуют горизонтальный крест. Такой вариант, кроме того, позволил разместить в западном малом барабане звонницу. Но самая интересная особенность куполов — в их наружной отделке. Украшения в виде семейства ромбовидных призм на фоне белой смальты — отнюдь не только декоративные элементы. При их помощи архитектор добился беспрецедентного для храмов РПЦ технического решения. Призмы выполнены из так называемого золотого стекла — разновидности светопрозрачного триплекса, который в светлое время суток смотрится как золочёная инкрустация. В тёмное же время задействуется внутренняя подсветка, причём в разных режимах (в повседневном — с золотистым колером, а в двунадесятые праздники — в тоне, соответствующем символическому цвету богослужения: На Пасху — в красном, на Троицы — в зелёном, на Успение — в синем и т. д.).
Главный вход организован с паперти под стилобатом через арку под западными малыми куполами. Входящих здесь встречает Нерукотворный образ Спасителя, фланкированный иконами обоих небесных патронов храма. Собственным ноу-хау Андрей Оболенский называет подчёркнуто прозрачный дизаин портала с двумя нитками сплошного остекления. Такое исполнение, словно бы оппонируя привычным массивным глухим дверям, демонстрирует открытость Церкви внешнему миру, её стремление к диалогу и приглашение зайти в храм. А хорошо заметное снаружи тёплое мерцание огней в лампадах, хоросах и подсвечниках выступает как своего рода путеводная звезда для заплутавшего в потёмках человека.
Из журнала: «Журнал Московской Патриархии». Июль/7/2020/ Дмитрий Анохин. Канон и современность в Павшинской пойме.