Восточнее села Спас, стоявшего слева от дороги из Нерехты в сторону Волгореченска, на горе видно село Красное — Сумароковых, отмеченное церковью Троицы. Своё название село получило за красоту местоположения и от фамилии последних владельцев — Сумароковых. Село расположено на левом холмистом берегу речки Сенкешки, окружённое с трёх сторон лугами.
Село Красное в 1-ой пол. 17 века находилось в поместном владении Шокуровых и Лодыгиных, а часть села находилась в вотчине Михаила Евстафьевича Пушкина — предка поэта, отец которого в трагедии «Борис Годунов» выведен под именем боярина Афанасия. На «государевой земле» стояла тогда деревянная церковь Троицы клетского типа с приделами Сергия Радонежского и Благовещения. В 1665 г. поместье Михаила Фёдоровича Лодыгина перешло к князьям Фёдору и Григорию Хованским. В начале 18 в. село принадлежало Семёну Григорьевичу Шокурову, затем его жене Варваре Гавриловне. Позднее владельцами были Сумароковы, создавшие здесь усадьбу с регулярным парком и выстроившие каменную церковь. Предки старинного рода Сумароковых выехали когда-то из Швеции на службу к Вел. князю Василию Дмитриевичу.
Из Костромской ветви Сумароковых значительный след в истории оставил секунд-майор Николай Степанович Сумароков (1727-1812). Он является первым историком и краеведом Костромского края. Им составлена рукопись «История о первоначалии и происшествиях города Костромы», содержащая сведения с основания города и до 1778 года. Его сын Никита Сумароков основал в Костроме первую вольную типографию, служил в губернском правлении. Во 2-ой пол. 19 века Сумароковы подвизались на ниве просвещения; А.Ф.Сумарокова была начальницей Костромской женской Григоровской гимназии. В 19 веке несколькими деревнями у Красного владел Н.В.Философов, сын которого С.Н.Философов был известным художником-академиком. В настоящее время, к сожалению, мало что напоминает о некогда богатой процветающей в те времена усадьбе и их хозяевах. В большом и заросшем парке, окружённом рвом, с трудом читаются аллеи и остатки сооружений,беседок,зарос и пруд. От небольшого господского дома остался лишь фундамент на восточной оконечности парка.
Церковь расположена перед усадебным парком, на пригорке, в окружении сельских изб. Полуразвалившаяся ограда с двумя воротами-западными со стороны села и восточными, более богатыми, со стороны усадьбы — очерчивают границы церковного кладбища со старинными изящными надгробиями, под которыми нашли вечный покой многие владельцы Красного и их дети. Сам по себе некрополь представляет большую художественную ценность. Надгробные памятники разнообразных форм, выполненные из чугуна и гранита, являются высокохудожественными образцами малых архитектурных форм. Чугунные плиты на могилах детей Сумароковых отличаются качеством своего исполнения и сделаны, несомненно, одарённым мастером.
Сооружение Троицкой церкви относят на период 1766 года, но, вероятно, это дата какого-то крупного ремонта или переделки, а сама церковь была построена раньше — в первой четверти 18 века, о чём свидетельствует её декоративное убранство. Первоначально, храм имел только северный придел Иоанна Предтечи. Колокольня пристроена, вероятно, в конце 18 в., а южный придел, возведённый позже, освящён в 1829 г. во имя Сергия Радонежского. Не позднее сер. 19 в. территория церкви была окружена оградой с западными и восточными воротами.
Сама же церковь представляет собой типичный приходской храм. Завершающийся пятиглавием четверик с полукруглой апсидой служил летним храмом. Его оконные проёмы с арочной перемычкой обрамлены скромными наличниками с треугольными фронтонами. Широкие лопатки по углам и карниз, состоящий из трёх рядов поставленных «пикой» кирпичей — вот и всё украшение фасадов. Колокольня церкви — также достаточно характерный и не лучший образец позднебарочной архитектуры в окресностях Нерехты. Широкая трапезная между четвериком и колокольней служила зимним храмом. Она несёт в себе следы поздних переделок.
Большую художественную ценность представляют настенные росписи в четверике церкви. Полустёртые сохранившиеся надписи сообщают, что стенопись исполнена в 1768 году Костромскими художниками — братьями Иваном и Лукой Носковыми на средства Ивана Семёновича Шокурова, могила которого находится справа от алтаря. Роспись в стиле барокко выполнена в мягких о ровных тонах, очень тщательно проработаны детали. В своде алтаря развёрнута сцена Распятия, а на его склонах помещены десять клейм страстного цикла и Воскресение. В откосах окон и на стенах апсиды написаны двенадцать святителей и два архидиакона. Наряду со вселенскими святителями, здесь присутствуют и российские иерархи: Димитрий, Леонтий Ростовские, Никита Новгородский и др. В основном объёме храма на своде четверика написана Троица Новозаветная в окружении ангельских чинов и сцены Распятия на восточном лотке с четырьмя предстоящими, с двумя оплакивающими Христа ангелами. Стены четверика содержат пять ярусов росписи. В двух верхних ярусах представлены события Ветхого Завета, в трёх нижних ярусах развёрнут Евангельский цикл. В трапезной на потолках сохранилась масляная живопись середины 19 в. с более поздними поновлениями. Обрамляют композиции богатые живописные рамы. Находившийся в храме главный иконостас 2-ой четв. 19 в., в начале 1990-х гг. перенесён в Воскресенскую церковь Нерехты.
В советское время утрачены все жилые и хозяйственные усадебные постройки, в церкви обрушилась глава южного придела, большая часть ограды была разобрана, регулярные посадки парка сильно вырублены, пруд заболочен.
Последний священник, служивший здесь до закрытия храма, — о.Василий Спасский, захоронен недалеко от алтаря кладбищенской церкви. Очень немногое осталось сегодня от некогда былой красоты села Красного. В последние годы, правда, появилась надежда, что село и церковь не уйдут в «никуда». С некоторых пор там был организован Православный трудовой детский лагерь, где ребята из Нерехты и Волгореченска уже несколько лет пытаются воскресить святыню села — Троицкую церковь. Духовными наставниками там являются два священника прихода Тихона Луховского из Волгореченска -о.Иоанн Чулков, который давно уже работает над «оживлением» подобных храмов, как, например, в селе Спас, и о.Димитрий Дудин, который занимается патриотическим воспитанием ребят.
Проделана немалая работа по благоустройству храма и некрополя. При расчистке мусора даже была найдена икона Николая Чудотворца с хорошо сохранившимся ликом святого, -несомненно это добрый знак… Также был найден и облагорожен угасший родник, где поставлен сруб и крыша с крестом, после чего он был освящён. Ежегодно во время пребывания трудового лагеря в селе проходят Сумароковские чтения, которые ведут своё исчисление с 2002 г. На столь крупное для здешних мест событие приезжает много гостей, — это и краеведы, и сотрудники музеев, и потомки рода Сумароковых. Так что, даст Бог, и будет возвращена Костромской земле ещё одна почти утерянная святыня.По материалам: С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов «Нерехта», стр.92-96; «Памятники архитектуры Костромской области», 11-выпуск, стр.225-229; Д.Ф.Белоруков, стр.249; православной газеты Волгореченска «Тихоновский листок»; сайта www.myrussia.orthodoxy.ru
Троицкая церковь с. Красного-Сумароковых каменная, с такой же колокольней и оградой, построена в 1766 г. усердием прихожан. Кладбище при церкви, но есть и особое, в четверти версты от нее, с особой церковью, без колокольни и без особого причта.
Престолы: Живоначальной Троицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и препод. Сергия Радонежского. Достопримечательность церкви составляют три животворящих креста Господня с частицами мощей и часть одежды преп. Ефросиния. Церковный капитал в билетах вечного вклада 50 руб.
Причт: священник и псаломщик, казенного жалования священнику 88 руб. 20 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп., проценты с капитала вечного вклада на обоих 16 руб. 35 коп. Для помещения священника есть деревянный церковный дом, ветхий, псаломщик живет в своем доме, квартирных не получает. Земли в пользовании причта луговой 10 десятин 169 сажень, пахотной 23 десятины 826 сажень, усадебной 2 десятины 102 сажени и под дорогами 826 сажень. Плана и межевой книги на землю нет.
Прихожан муж. пола 463, жен. пола 534, приход сельскохозяйственный, частью фабричный. Приходских селений 10, дальнее в 4 верстах. Школа одна земская, назначенная к переводу.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.
Церковь Троицы сочетает архаичные приемы и формы, тяготеющие к допетровскому зодчеству 17 в. (храм и трапезная), с барочно-классицистическими чертами (колокольня). Объемно-пространственная композиция симметрична относительно продольной оси. Пятиглавый четверик храма крыт на четыре ската, над которыми возвышаются глухие цилиндрические барабаны с луковичными главками (центральная лишь ненамного крупнее угловых). Более узкая и низкая апсида вытянута по продольной оси и очерчена полукружием. Равная по высоте апсиде прямоугольная в плане трапезная с двускатной кровлей значительно шире четверика и частично закрывает его фасады. Восточные углы трапезной, соответствующие придельным алтарям, скруглены. Над алтарем северного придела сохранилась луковичная главка на глухом цилиндрическом барабане. Трехъярусная колокольня состоит из почти равных по величине четвериков и увенчана гуськовой кровлей с квадратным в сечении глухим барабаном и невысоким шпилем.
Двусветный четверик храма на углах акцентирован огибающими лопатками и по периметру охвачен поясом пилы. На южном и северном фасадах четверика расположено по одному окну первого света и по два второго. Заглубленные в прямоугольные ниши проемы имеют коробовые перемычки и обрамлены наличниками с уплощенными полуколонками, разделенными перехватами. Окна второго света выделены треугольными сандриками. На северном фасаде у примыкающей алтарной стены придела находится невысокий арочный входной проем с рамочным наличником и металлической одностворчатой решетчатой дверью. Вверху на средней оси южного, северного и восточного фасадов выложена квадратная рамка киота. Стену апсиды завершает пояс пилы, а три алтарных окна по форме и декору аналогичны окнам второго света храма. Фасады трапезной в верхней части обработаны поясом пилы и антаблементом. Скругленные восточные углы фланкированы лопатками. Северный фасад разделен лопаткой на две неравные части – с одним и тремя окнами. На южном фасаде равномерно расположены четыре окна. По форме и обрамлениям проемы трапезной близки окнам первого света храма. Ярусы колокольни со всех сторон прорезаны крупными арочными проемами. Первый и второй ярусы украшены тосканскими трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и треугольный фронтон. Третий обработан тосканскими пилястрами, а над его антаблементом с четырех сторон помещены круглые люкарны.Перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом храм соединяется арочными проемами с трапезной и апсидой. Последняя перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. В трапезной плоские деревянные перекрытия по балкам. В нижнем ярусе колокольни – крестовый свод. Внутристенная лестница во второй ярус расположена в северо-восточном пилоне.Согласно храмовой летописи, роспись храма исполнили в 1768 г. костромские мастера Иван и Лука Носковы, на средства Ивана Самсоновича Шокурова. В своде алтаря развернута сцена Распятия, на его склонах помещены десять клейм страстного цикла и Воскресение («Сошествие во ад»). В простенках по сторонам восточного окна апсиды написаны две композиции: «Поминальная служба Иакова, Брата Господня» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Последняя сцена оригинальна по иконографии: по сторонам от Богоматери показаны две мироносицы (одна из них – Мария Магдалина), на которых, как и на апостолов, нисходит Святой Дух в виде языков пламени. В откосах окон и на стенах апсиды написаны двенадцать святителей и два архидиакона, развивающие значимую для апсиды тему литургии. Наряду со вселенскими святителями здесь присутствуют Сильвестр, папа римский, Никифор, патриарх константинопольский, и российские иерархи (московские, ростовские, новгородский).В основном объеме храма в сомкнутом своде четверика написана Троица Новозаветная в окружении девяти чинов Сил небесных, расположенных в двух ярусах, на трех лотках. На восточном лотке развернута композиция Распятия с четырьмя предстоящими, с двумя оплакивающими Христа ангелами. Она увенчивала утраченный иконостас. Стены четверика содержат пять ярусов росписи, примерно равных по высоте. В двух верхних ярусах представлены события Ветхого Завета: деяния праотцев (от Грехопадения до Смерти Омана) и деяния пророков. В трех нижних ярусах развернут евангельский цикл. Часть нижнего яруса росписи (на северной стене) отведена для сцен, прославляющих Богоматерь. Живопись в ярусах, расположенных на уровне окон первого и второго света, захватывает и оконные откосы. В перемычках оконных проемов написаны херувимы.Композиция росписи фризовая, без разбивки на клейма. В общий для каждого яруса пейзажный фон вкраплены архитектурные мотивы – портики, лоджии и даже ротонда, – которые служат кулисами для событий, происходящих в интерьере. Ковровому типу композиции соответствует цветовая пестрота живописи. Основное тепло-холодное сочетание желто-коричневого и голубого дополнено более нейтральным зеленым цветом. Для вкраплений красного и синего выбраны темные оттенки. Эскизная манера написания фонов, отказ от тщательной иконной проработки фигур, внимание к новым архитектурным мотивам позволяют считать роспись Троицкой церкви памятником переходного типа. Новое здесь проявляется и в утрате детальности письма и использовании редких изводов для ряда сюжетов.Настенная живопись в трапезной относится к посл. четв. 19 в. Композиции исполнены маслом в позднеакадемической манере. Они заключены в орнаментированные рамы. На потолке частично сохранилась большая центральная композиция (Троица Новозаветная с собором небесных сил) и одна из угловых сцен («Вознесение Господне»). На западной стене над входом написано «Благословение детей». Рамы сюжетных клейм и фоны между ними орнаментированы в гризайльной манере. Основной мотив фоновой орнаментики – сложное ленточное плетение в сочетании с крестами. Орнаменты написаны на цветных фонах. Рамы клейм декорированы растительными мотивами «под лепку».Находившийся в храме главный иконостас 2-й четв. 19 в., выполненный в стиле позднего классицизма, в 1-й пол.1990-х гг. перенесен в Воскресенскую церковь г. Нерехты.
http://svodokn.ru/object/101514409?open=true