В старину, осваивая новые места, люди в первую очередь поселялись на ключевых точках местности – при устьях рек, на холмах, по водоразделам. История городов, сёл и деревень, расположенных в таких местах, обычно уходит далеко в глубь веков. Подтверждением этой закономерности служит и село Красное. Оно существовало уже в XVI веке и входило в состав владений ярославских князей Сисеевых. Позднее Красное стало вотчиной старинного боярского рода Племянниковых. Владельцем села был известный деятель петровского времени, один из девяти первых русских сенаторов Г.А. Племянников. Во второй половине XVIII века Красным владел сын сенатора П.Г. Племянников, герой Семилетней войны, первый в России кавалер редкой военной награды – ордена св. Георгия 2-й степени. Как и многие частновладельческие Ярославские сёла, Красное неоднократно переходило от одного помещика к другому. В первой половине XIX века владельцем села стал известный государственный деятель времён Александра I и Николая I граф П.Д. Киселёв, Герой Бородинской битвы.
В селе Красном сохранился интересный памятник архитектуры – Воскресенская церковь, построенная в 1707 году по заказу Г.А. Племянникова. Это очень редкий – а для Ярославской области, быть может, даже уникальный образец ярусного вотчинного храма начала XVIII века. Возникновение объёмной композиции «восьмерик на четверике» относится к 80-м годам XVII века. Храмы этого типа строились главным образом в подмосковных вотчинах крупных сановников – Нарышкиных, Голицыных, Прозоровских. Первоначально нижний ярус в подобных сооружениях представлял собой обычный четверик, служащий основанием для нескольких восьмериков. Однако вскоре композиция нижнего яруса усложнилась: он принимает округлую, слегка вытянутую по оси восток-запад форму. Храм окружают открытые галереи с далеко вынесенными белокаменными лестницами. По своей объёмной композиции и декору церковь в Красном напоминает памятники ранней стадии развития «нарышкинского» стиля. Её нижний ярус представляет собой вытянутый по оси восток-запад десятигранник, в плане близкий к овалу. С запада к основному объёму примыкает низкая гранёная апсида. Нижний ярус служит основанием для трёх уменьшающихся восьмериков, увенчанных небольшой главкой «с перехватом». С запада к летнему храму примыкает обширная шестистолпная трапезная первой половины XIX века. У входа в трапезную в 1916 году устроена невысокая паперть. Рядом с храмом поднимается к небу стройная шатровая колокольня середины XVIII века.
Общий облик памятника отличается своего рода недосказанностью, переходным характером. Наряду с типичными для «московского барокко» приёмами: восьмигранные окна, полуколонки с базами и капителями на углах объёмов, карниз в виде «пилы» – заметна более свойственная ярославскому зодчеству конца XVII– начала XVIII века сдержанность в наружном убранстве. Широкие плоскости граней нижнего восьмерика почти лишены декора. Количество окон отнюдь не столь велико, сколь могло бы быть при последовательном проведении стилистических принципов «московского барокко». Важнейший композиционный принцип ярусных сооружений – последовательность облегчения ярусов по мере развития архитектурных масс вверх – нарушен заметным несоответствием между пропорциями нижнего и среднего восьмериков. В интерьере Воскресенской церкви сохранился нарядный барочный иконостас XVIIIстолетия, интересные иконы XVII-XVIII веков, а так же настенная живопись прошлого столетия. Воскресенская церковь в Красном – прекрасная иллюстрация к истории развития нового стиля в русском зодчестве конца XVII – начала XVIII века.Из книги: Н.С.Борисов «Окрестности Ярославля», стр.48-54.
Церковь села Красного воздвигнута генералом Петром Племянниковым в 1707 году. Престолов в ней три: Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, Св. и чуд. Николая. Земли при церкви 36 десятин, приход состоит из 22 селений. Всего домов 300, душ муж. пола 1160, жен. пола 1388.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, В типографии Германа Фалька, 1861 г.
Храмы, которые встречаются на пути из Ярославля в Кострому, не избалованы вниманием туристов, большинство путеводителей по Золотому кольцу их будто не замечает. Конечно, основное внимание перетягивают на себя «гиганты» — Ярославль и Кострома. Но нельзя обходить вниманием и скромные сельские храмы, тем более, что скромность многих из них — понятие ещё какое относительное, многие представляют собой выдающиеся сооружения, и вся их «вина» в том, что находятся они в стороне от трассы, а ведёт к ним такая «убитая» дорога, что сам вид её может вызывать у неподготовленного путешественника оторопь. Зато глубинка лучше сохраняет дух старины. Одним из таких мест и является село Красное Ярославского района.
Нельзя остаться равнодушным к красоте расположения Красного. Достаточно взглянуть вокруг — и сразу становится понятным происхождение названия села: с вершины холма открывается незабываемый вид на бескрайние ярко-зелёные луга, на синеющие вдали леса, на излучины сверкающей на солнце реки Солоницы, в прошлом служившей границей между ярославскими и костромскими землями. «Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии», написанный А. Крыловым в 1861 году, даёт краткое описание: «Церковь села Красного воздвигнута генералом Петром Племянниковым в 1707 году. Престолов в ней три: Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, святителя и чудотворца Николая. Земли при церкви 36 десятин, приход состоит из 22 селений». Церковь Воскресения Христова — очень редкий, а для Ярославской области, быть может, даже уникальный образец ярусного вотчинного храма начала ХVIII столетия. На примере Воскресенской церкви мы видим, как «нарышкинский» стиль шёл в провинцию и какие причудливые формы приобретал, сталкиваясь с приёмами местных архитектурных школ. Так, после ярославского «архитектурного бума» ХVII века, когда местные храмоздатели и зодчие пытались перещеголять друг друга в вычурности конструкции (стоит вспомнить знаменитые церкви в Коровниках и Толчкове, Илии Пророка и Рождества Христова на Волге), вкусы изменились.
В ХVIII веке ярославцы устали от сложного декора и мудрёного силуэта и вернулись к простоте и ясности форм. И вот в это время в регион приходит «нарышкинский» стиль. Переняв свежую композицию «восьмерик на четверике», ярославские мастера отказываются от присущего стилю богатого декора, оставляя Воскресенскому храму сдержанное, даже скупое убранство. Здесь мы видим принцип ярусности — последовательность облегчения ярусов по мере развития архитектурных масс вверх, хотя с нарушением пропорций нижнего и среднего восьмериков. Нижний ярус Воскресенского храма представляет собой вытянутый по оси восток-запад десятигранник, в плане близкий к овалу. С востока к основному объёму примыкает низкая гранёная апсида. Нижний ярус служит основанием для трёх уменьшающихся восьмериков, увенчанных небольшой главкой «с перехватом». С запада к основному храму примыкает обширная шестистолпная трапезная первой половины ХIХ века. У входа в трапезную в 1916 году устроена невысокая паперть. Рядом с храмом поднимается шатровая колокольня середины ХVIII века, которая рядом с небольшим изящным храмом, выглядит непропорционально высокой и громоздкой. Три нижних яруса колокольни последовательно убывают при движении вверх, создавая иллюзию большей её высоты, а вот шатёр непропорционально мал для такого мощного основания. Храм сохранил иконостас ХVIII века в стиле барокко, а также старинные иконы.
Что касается самого села Красного, то оно известно с ХVI века, принадлежало ярославским князьям Сисеевым. Как и многие частновладельческие ярославские сёла, Красное неоднократно переходило от одного помещика к другому. Во второй половине ХVIII века Красным владел сын сенатора, П. Г. Племянников, герой Семилетней войны, первый в России кавалер редкой военной награды — ордена св. Георгия 2-ой степени. В первой половине ХIХ века владельцем села стал известный государственный деятель времён Александра I и Николая I граф П. Д. Киселёв, герой Бородинского сражения 1812 года.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №348, 2019 и с сайта: www.veter-stranstvIi/jarosl-kray…raion…krasnoe.html