Краснодар. Собор Воскресения Христова.

Первым по времени произведением монументальной архитектуры в Екатеринодаре следует считать войсковой Воскресенский собор, находившийся в центре крепостной площади. Строительство его продолжалось три года – с октября 1799 по октябрь 1802 года. Изначально храм предполагалось строить из кирпича, но ввиду недостатка средств основным строительным материалом определили дерево, и в апреле 1799 года в волжском местечке Дубовка было закуплено три тысячи сосновых брёвен, сначала доставленных гужом к пристани донской станицы Качалинской, а оттуда к осени с большими хлопотами и издержками – в Екатеринодар.
8 октября 1799 года черноморское войсковое правительство заключило с сотниками Войска Донского Фёдором Гусельщиковым и Степаном Николаевым контракт на постройку деревянной войсковой соборной церкви. 5 октября 1802 года построенный собор с престолом во имя Воскресения Господня был освящён. Работы по сооружению иконостаса продолжались ещё несколько лет и до их окончания использовался написанный на холсте иконостас из походного храма Троицы Живоначальной.
Девять колоколов для собора были отлиты в Херсоне, на литейном заводе купца Струговщикова, из шестнадцати старых турецких медных пушек и одной мортиры. Самый большой – весом 440 пудов, самый маленький – 21 фунт. В 1795 году их доставили в Тамань, а оттуда на дубах (лодках) – по реке в Екатеринодар, затем на деревянных катках они были приволочены казаками в крепость.
В договоре, заключённом на строительство храма говорилось: «Выстройка сей церкви должна быть крестообразной, мерою с алтарем, в длину и в вышину 50 аршин, и колокольня в длину и ширину 18, а в вышину, как пропорция по архитектуре требует». Храм должен был быть построен «самою искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю» и окончен ровно через год. Рабочих людей, по завершению храма, черноморцы обязывались на своих подводах отвезти в Кущевку. Строители запросили за свой труд 10 тысяч рублей. За работами наблюдали главный мастер ростовский мещанин Толстоухов (в дальнейшем он получил за свою старательность от войскового начальства похвальный аттестат) и есаул Черноморского войска Моренко, «весьма искусный в строительном деле человек». На деле строительство потребовало большего количества времени, чем было оговорено в контракте.
Для работ по сооружению иконостаса, закончившихся только в 1807 году, сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин сделал оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Фёдор Фёдоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная. Но самые драгоценные церковные украшения составили старинные предметы, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, конфискованные при разрушении Запорожской Сечи, а в 1798-1804 годах возвращённые черноморцам.
Судя по сохранившимся изображениям, можно утверждать, что архитектура Воскресенского собора несла в себя яркие черты «украинского барокко», сохранившего древнерусские строительные традиции. Главный храм черноморского войска был столпным, шестиглавым (в одном из столпов помещалась колокольня), составлявшим в плане латинский крест. Каждый из шести восьмигранных столпов был трёхъярусным, причём верхние ярусы были уже нижних, и отделялся от них сомкнутыми сводами, покрытыми снаружи железной кровлей. На своде третьего (верхнего) яруса помещались железная главка луковичной формы, увенчанная крестом. Кресты и главки были вызолочены, кровля была покрыта «медяной» краской. Между собой были связаны на уровне первого яруса.
Исследователь древнерусского искусства Н.В. Султанов писал о главном храме черноморских казаков: «Форма эта [восьмерик] и поныне сохранилась в нашем деревянном зодчестве, преимущественно в южной России, и образцом ея может служить деревянный собор в городе Екатеринодаре… Тот же нижний восьмерик с верхним восьмериком поменьше, то же полукруглое покрытие с шейкой и луковичной главкой». Подобные формы храмов были традиционными в местах проживания запорожского и донского казачества вплоть до конца XVIII в. Так, налицо сходство екатеринодарского Воскресенского собора со Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (освящён в 1781 году), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIII в.), Воскресенским собором в Черкасске (освящён в 1719 г.).
С освящением в 1872 году нового Александро-Невского войскового собора Воскресенский собор потерял значение главного храма Черноморского (тогда уже Кубанского) казачьего войска, а в 1876–1879 гг. он был «за ветхостью» разобран.
http://hramy-krd.livejournal.com/9957.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?