Краснодар. Собор Александра Невского (утраченный).

Во второй половине XIX века в Екатеринодаре (ранее так назывался Краснодар) возвели церковь посвященную благоверному князю Александру Невскому. Считалось, что он, как воин и защитник Отечества, покровительствует казачеству в несении службы.
Храм возводили на протяжении 19 лет. Причиной такого длительного периода являлось то, что казаки строили его на свои средства, основная часть которых уходила на перевооружение, новое обмундирование, а остаток – на церковь. Главными зодчими были два брата Черника. Старший, Иван Денисович – академик архитектуры, преподаватель и генерал-майор. Меньший, Елисей Денисович, являлся войсковым архитектором Кубанского казачьего войска.
К сожалению, о великолепии войскового храма Александра Невского в Краснодаре могут рассказать только фото тех лет и дошедшие до нас воспоминания жителей. Это был красивый белокаменный собор, выполненный в византийском стиле с пятью куполами. Главным украшением внутреннего убранства служил фарфоровый иконостас с позолоченной лепниной. Здесь происходили важные события – его посещали Российские императоры – Александр III и Николай II.
В 1930-х гг., когда ожесточенно велась борьба с религией, происходило закрытие духовных учебных заведений и мест, где проходили богослужения. С Александро-Невской церкви сняли кресты, изъяли колокола. На первом этаже расположился музей атеистов, на втором – дом культуры. В марте 1932 г. вынесено предложение о снесении храма, которое к маю исполнили.
https://yugarf-ru.turbopages.org/s/yugarf.ru/hram-aleksandra-nevskogo-v-krasnodare/

Вполне закономерно, что на Кубани, где традиции христианства имеют тысячелетнюю историю и связаны с именем апостола Андрея Первозванного, начавшего проповедование учения Христа еще в 40-х г.г. I в. сначала в Закавказье, а потом и на Тамани, почитание христианских праведников было всегда значимым. Известно, что в 519 г. на Константинопольском соборе Православной Церкви присутствовал епископ Фанагории Иоанн. Значит, на Тамани уже в VI в. существовала православная епархия. К сожалению, после возникновения Османской империи (на месте православной Византии) на Кавказе и в Причерноморье началось насильственное насаждение ислама. И только переселившиеся на Кубань в XVIII в. запорожские казаки восстановили здесь православие. Объективная роль православия в становлении социокультурных традиций казачества заключается в том, что на протяжении веков оно было и остается живительным источником формирования его культуры и духовного облика, непоколебимой базой его уверенности в правоте своего «святого дела по защите веры, земли и Отечества».
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор справедливо подчеркивает, что «православный храм в жизни казаков-переселенцев занимал особое место, являясь средоточием их духовного и материального мира. Известно, что строительство первых сорока куреней на кубанской земле начиналось с церкви, вокруг которой впоследствии размещались жилые постройки. Православный храм организовывал вокруг себя не только внешнее, но и внутреннее гражданское пространство казачьего общества… Церковь являлась также средоточием культурной жизни станичников. В течение первых ста лет единственными учебными заведениями во многих станицах были исключительно церковноприходские школы… Наконец, православные храмы в казачьих поселениях 6ыли первыми музеями, потому что по казачьей традиции от всякого военного похода в местные храмы приносились различные трофеи — свидетельства набожности или военной доблести их прихожан. Именно такую функцию — быть не только местом богослужения, но и древнехранилища официальных казачьих регалий: подарков императоров, боевых знамен и т.п. — нес на себе главный войсковой собор города Екатеринодара — храм святого благоверного князя Александра Невского».
В материалах к летописи «Екатеринодар — Краснодар, века города в датах, событиях и воспоминаниях» (Краснодар, 1993 г.) воспроизводятся архивные материалы об этапах строительства Войскового Александро-Невского собора, называемого в народе Белым собором. Потребность казачества в нем была настоятельной. Поэтому учащиеся Петербургской Академии художеств братья Иван и Елисей Черники, обучаясь в академии за счет войсковой казны, начали готовить его проект.
В 1834 г. Иван Черник известил из Петербурга войсковую канцелярию о ходе работы над проектом в варианте византийских традиций храмостроительства «о пяти главах». Но смета на её постройку была составлена им (вместе с братом Елисеем) лишь в 1848 г., а 30 декабря 1849 г. войсковое правление Черноморского казачьего войска направило во Временную строительную комиссию утвержденный проект и смету финансирования строительства. Местом для возведения величественно храма была определена центральная площадь города, позднее получившая название Соборной (ныне это сквер имени маршала Г.К. Жукова на улице Красной). Срок строительства первоначально был определен в четыре года, но его начало задержали исправление чертежей и поиски подрядчика.
Девятого мая 1853 г. после торжественной литургии состоялась официальная закладка храма. Наблюдение за работами по постройке было возложено на войскового архитектора, которым был к этому времени Елисей Черник. Однако вскоре началась Крымская война. Казаки ушли на фронт, остановился войсковой кирпичный завод, строительство храма было временно прекращено, и только после завершения войны оно было продолжено.
В 1872 г. в торжественной обстановке при огромном стечении народа Александро-Невский собор был освящен и открыт для прихожан.
Как отмечено в летописи «Екатеринодар — Краснодар», собор «представлял собой пятиугольное сооружение в традиционном для середины XIX в. «византийском» стиле с использованием деталей древнерусской и византийской архитектуры». Пять куполов храма, опирающихся на мощные пилоны и увенчанных ажурными крестами, завершал центральный купол с арочными оконными проемами. Многими деталями он воспроизводил элементы храмового строительства Москвы и других городов России.
Собор стал выдающимся произведением русской архитектуры XIX в., олицетворяющим доблесть и славу кубанского казачества, материальным воплощением его духовных традиций, отражением неразрывных духовных связей между столицей России и Кубанью. Названный в честь св. Александра Невского, он стал живой военно-исторической памятью доблестных побед российского воинства и кубанского казачества, главным собором Кубани. Начиная с 70-х годов XIX в. здесь совершались все торжественные церемонии Кубанского казачьего войска, а 12 сентября — день перенесения мощей св. князя Александра в специально построенную Александро-Невскую лавру — стало войсковым праздником Кубанского казачьего войска.
И невозможно было представить, что через шесть десятилетий он будет не только закрыт, но и взорван. Это произошло в марте 1932 г. в процессе широкой кампании наступления на «классово чуждые элементы», расказачивания и ликвидации «кулачества как класса», сопряженных с массовыми репрессиями.
В архивах сохранился документ, воспроизведенный в летописи «Екатеринодар — Краснодар. Два века города в датах, событиях и воспоминаниях». Это решение президиума Краснодарского горсовета от 10 марта 1932 г. по вопросу с оригинальной формулировкой: «Ходатайство РЖСКТ «Красный Октябрь» о передаче ему для разборки бывшего Белого собора». Варварская акция властей по разрушению главного собора Кубани — памятника архитектуры была завуалирована в виде инициативы «снизу» («ходатайства») жилищно-строительного товарищества одного из заводов города.
Весьма любопытной была «аргументация» этого варварства: «Имея в виду, что здание бывшего Белого собора, находящееся в ведении Горсовпрофа, пришло в такое состояние, что требует капитальных вложений для его ремонта, учитывая полное отсутствие средств на ремонт, а также принимая во внимание, что здание по своему характеру не может быть целесообразно использовано ни для каких целей, занимает много места на площади, могущей быть использованной под зеленые насаждения, не представляет собой никакой архитектурной или исторической ценности, признать разборку его с целью использования освобождающихся строительных материалов целесообразной…».
«Разборка» собора была поручена заводу «Красный Октябрь» с использованием освобождающихся стройматериалов его жилищным товариществом. Установлен был и срок исполнения — «не позже 1 мая». Это решение президиума горсовета стало окончательным приговором главному храму Кубани. Храм был взорван. Жилищно-строительное товарищество завода «Красный Октябрь» сколько могло выбрало из руин цельные кирпичи. Все остальное было свезено на свалку. Весьма характерно, что газеты города не обмолвились об этом ни единым словом…
Из книги «Великий подвиг святого благоверного великого князя Александра Невского». Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края; Краснодарское краевое духовно-патриотическое общество «Наследники Александра Невского»; составитель Л.Ф. Логинов – Краснодар: «Диапазон-В», 2006 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?