Каменная церковь в русско-византийском стиле, повторяющая формы разрушенного в 1932 г. войскового Александро-Невского собора.
Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тыс. рублей, длилось 19 лет. Храм освятили только в 1872 году — работы прервала Крымская война.
В честь появления святыни площадь и примыкающая улица стали называться Соборными. Авторами проекта были братья Иван и Елисей Черники, которые за войсковой счет учились в Санкт-Петербургской академии художеств.
Осенью 1888 года в храме прошел молебен в честь прибывших в казачий град императора Александра III и императрицы Марии Федоровны с наследником престола Николаем и вторым сыном Георгием.
В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.
В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Торжественная церемония закладки камня на месте будущего храма состоялась 17 декабря того же года. Войсковой собор решили восстановить на новом месте — в начале улицы Красной. До своего разрушения главный собор Кубани располагался на углу улиц Красной и Соборной, в сквере напротив нынешнего здания администрации края.
Спустя два года после начала строительства, колокола, купола и кресты храма освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
28 мая 2006 года Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл освятил полностью восстановленный Александро-Невский собор
Источник информации — http://www.anbratstvo.ru/xramy-a-nevskogo/vojskovoj-sobor-aleksandra-nevskogo-v-krasnodare.html
Только в процессе радикального реформирования России в 90-х г.г. началось и духовное возрождение Кубани. Неистребимый созидательный дух казачества стремился возродить свою культуру и традиции. Началось переосмысление истории страны и Кубани. Вспомнились незаслуженно забытые, вычеркнутые из истории имена наших великих предков, радетелей земли кубанской.
Ярче всего духовное возрождение проявилось в возвращении Православной Церкви в духовный мир жителей Кубани. Стали открываться порушенные в 30-е г.г. храмы, монастыри, воскресные школы. С приходом митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора к руководству епархией в 1987 г. духовное возрождение Кубани стало особенно ощутимым и зримым. Кубанская епархия превратилась в одну из крупнейших в России. Возрождаются высокие принципы религиозной морали. Люди безбоязненно пошли в храм, в быт народа вернулись православные праздники и обряды. Церковь возвысила свой голос на поприще нравственного очищения народа.
Большую роль в духовном обновлении Кубани стало играть возрождающееся казачество. Начали возникать первые казачьи объединения и официально признанные властью казачьи клубы. В октябре 1990 г. состоялся первый Учредительный съезд кубанских казаков, на котором была создана региональная Кубанская казачья Рада во главе с атаманом В. П. Громовым. Активизировались контакты и связи возрождающегося казачьего движения на Кубани с зарубежными казачьими организациями. В октябре 1992 г. состоялся Всекубанский казачий съезд, на котором войсковым атаманом вновь был избран В.П. Громов. Был принят Устав кубанского казачества. В декабре 1997 г. оно вошло в Государственный Реестр казачьих обществ России, имея в своих рядах 68 районных обществ, 19 городских, 176 станичных и 204 хуторских.
В 1999 г. Указом Президента РФ атаману Кубанского казачьего войска Громову В.П. был присвоен высший казачий чин генерала. Казачьи организации активизировали свою деятельность в патриотическом воспитании, в охране общественного порядка, профилактической работе по борьбе с правонарушениями, распространением наркотиков, по невойсковой охране государственной границы, объектов государственной и федеральной собственности, охране леса, в сопровождении грузов, ликвидации стихийных бедствий, возрождении традиций и духовного облика казачества.
Неоценимую роль в духовном обновлении Кубани играет Кубанский казачий хор под управлением В.Г. Захарченко, который не только возродил традиции кубанского Войскового певческого хора, но и обогатил их уникальным народным песенным и танцевальным искусством. Хор стал первоклассным художественным коллективом страны, популярным и любимым в России, ближнем и дальнем зарубежье. В 1993 г. он получил высшее художественное звание — академического. Большую роль в возрождении казачьих традиций играет созданный на базе хора Центр народной культуры Кубани.
В процессе многообразного и мощного духовного возрождения Кубани, естественно, возник вопрос и о возрождении Александро-Невского собора как символа военно-исторической памяти кубанского казачества, символа воинской чести и верности Отечеству. И это закономерно. Как уже отмечалось выше, кубанскому казачеству исстари была свойственна традиционная верность православию, психологическая готовность защищать его от всех опасностей, «живот за веру положить», «претерпеть всякие муки за Святой Крест». При этом в традициях Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других прославленных полководцев верность православию органически сочеталась в казачестве с преданностью Родине. Принимая активное участие в охране и закреплении границ, казачество рассматривало защиту Родины как одну из святых обязанностей.
Преданность стране психологически идентифицировалась с любовью к своей малой родине («отчине и дедине»), к родной Кубани; гимн кубанских казаков, а сегодня и всей Кубани, начинается словами: «Ты, Кубань, ты наша Родина». Это и предопределило высокий статус в системе ценностей таких качеств казачества, как беспредельное мужество, отчаянная храбрость, абсолютное бесстрашие, отвага, смелость, ловкость, находчивость и физическая выносливость. Они высоко оценивались общественным мнением, о них помнили станичники и память о них передавали потомкам.
Совместное участие в боевых действиях сформировало в казачестве ощущение «святого товарищества». Казаки хорошо помнили заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Поэтому принцип «Сам погибай, а товарища выручай» редко нарушался в казачьей среде. Если такое случалось, то позор падал не только на виновного, но и на членов его семьи.
После окончания службы однослуживцы создавали свое «полковое братство», в складчину покупали для храма икону, чаще всего Георгия Победоносца или Александра Невского, считая их покровителями своего братства, служили им благодарственные молебны. Высокий статус православия в менталитете казачества вел к тому, что оно пронизывало всю жизнь, быт и культуру казаков начиная с рождения, и не только по инициативе войсковой администрации, атаманов и казачьей старшины, но и всей семьей, самим обиходом Казачьей жизни. Казачьи поселения начинали строить с закладки храма, который воздвигали на горе или возвышенности — месте сочинения земли и неба, земного и небесного миров. В храме хранились казачьи регалии, знамена, грамоты и другие духовно значимые Ценности. Напутственным молебном провожали казаков на службу, в Поход или на войну, а встречали благодарственным служением. Возвращаясь из военных походов, часть военной добычи отдавали на содержание церкви, «на помин души погибших в бою».
Все это укрепляло боевой дух казачества, закрепляло и развивало его патриотические и духовно-нравственные традиции, в значительной степени благодаря храмам и духовенству. И вот теперь в процессе духовного возрождения Кубани и казачества вопрос о воссоздании Александро-Невского собора приобрел особую актуальность.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор вспоминает: «Призывы о восстановлении собора Александра Невского — символа былой мощи и красоты Кубани впервые, насколько помнится, прозвучали в начале 90-х г.г. на одном из сборов Кубанского казачьего войска. Идея эта тогда буквально витала в воздухе, и ее поддерживали самые различные слои населения».
Первоначально, еще в 1995 г. на месте разрушенного собора и в память о нем был сооружен храм-часовня в честь св. Александра Невского, в 2004 г. она была реконструирована с добавлением нижней церкви храма-часовни, освященной во имя святых Царственных мучеников. Однако этот храм-часовня в силу ограниченности церковных площадей (даже после пристройки нижней церкви) не мог выполнять ту величественную роль, которую когда-то выполнял Белый собор.
Настойчивые предложения казаков о воссоздании собора нашли отклик на форуме интеллигенции Кубани в июле 1998 г. Форум обратился в краевую администрацию с просьбой поддержать эти предложения и помочь в проведении проектно-изыскательских работ. Одновременно персональная творческая мастерская В.Т. Головерова провела историко-архитектурные проектные исследования. На основании сохранившихся чертежей архитектора И.Д. Черника институт Краснодаргражданпроект выполнил эскиз реконструкции собора. Комитетом по охране культурных ценностей была проведена экспертиза представленных работ и выдано заключение.
Позднее в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края была организована выставка эскизных проектов. По итогам выставки проект одобрили. Усилиями многочисленных энтузиастов, епархии, православной общественности и казачества при поддержке администрации края в начале 2003 г. было принято решение приступить к воссозданию собора в створе улицы Красной, в самом её начале. Новое расположение храма предопределено исторически: именно здесь более двух веков назад воздвигалась войсковая крепость.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в связи с этим отмечает, что «завершение проекта восстановления храма — это еще не начало строительства, нужны были большие средства, а главное — творческая воля людей, готовых взять на себя эту огромную ношу. Не без промысла Божия таким человеком стал глава администрации края — Александр Николаевич Ткачев». Было принято решение «построить собор заново там, где когда-то остановились казаки, положив начало Екатеринодару-Краснодару. Отсюда запряженная пара волов пропахала борозду, которая превратилась в улицу Красную». Здесь, в самом начале улицы Красной, где прежде стояла деревянная церковь, теперь начиналось строительство белоснежного войскового казачьего собора.
17 декабря 2003 г. при большом стечении народа, прихожан, губернатора края А.Н. Ткачева, председателя Законодательного Собрания В.А. Бекетова, атамана Кубанского казачьего войска В.П. Громова в торжественной обстановке митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором был осуществлен чин закладки Александро-Невского храма. К 2005 г. усилиями спонсоров, прихожан, епархии и при финансовой поддержке администрации края поднялись стены, а затем и купола великолепного собора. 15 июня 2005 г. во время пастырского визита на Кубань Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил колокола собора.
28 мая 2006 года Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл освятил новопостроенный восстановленный Александро-Невский собор.
Из книги «Великий подвиг святого благоверного великого князя Александра Невского». Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края; Краснодарское краевое духовно-патриотическое общество «Наследники Александра Невского»; составитель Л.Ф. Логинов – Краснодар: «Диапазон-В», 2006 г.