Красноборск. Собор Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь на Красном Бору основана в 1633 г. Игнатием Як. Ожеговым. В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич по просьбе архимандрита Макария для помощи в восстановлении Соловецкого монастыря после мятежа монахов-старообрядцев утвердил за монастырем Красноборскую приходскую церковь с принадлежащими к ней крестьянами.
Каменная церковь построена в 1790-1812 гг. вместо ветхой деревянной. Двухэтажная, трехпрестольная. Престолы: Спаса Нерукотворного образа, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вторая церковь Владимирская, каменная, 1859 г. Кладбищенская. Престол в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Возобновлённый храм освящён 1 ноября 1875 г. Указом Св. Прав. Синода от 14 апреля 1865 было разрешено, по Высочайше утвержденному 11 марта 1865 г. проекту, построить новую каменную колокольню при кладбищенской церкви в Красноборске.
В 1788 г. при церкви числилось 672 человека, в 1868 г. — 728. Приходское попечительство при Красноборской церкви открыто в 1866 г.
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1029

История Красноборска, как и многих городов и сел на Руси, напрямую связана с историей православной церкви. В 1624 году крестьянин Игнатий Ожегов, распахивая купленный участок земли «на красном бору», нашел здесь икону Спаса Нерукотворного. Вскоре на этом месте строится часовня, явленное место привлекает крестьян, которые селятся поближе к святыни. По прошествии нескольких десятков лет возникает погост с храмом в честь чудотворной иконы. В XIX веке уже на всю Архангельскую губернию славятся ярмарки «У Спаса на Красном Бору».
Величественный собор с тремя приделами становится главным храмом во всей красноборской округе. Сохранились сведения о некоей традиции, существовавшей между Спасским собором и Троицкой церковью д. Усть-Евда. Дважды в год эти приходы обменивались крестными ходами. В день Спаса Нерукотворного жители прихода Усть-Евды посещали с крестным ходом Спасскую церковь. А второй совершался ежегодно в день Святой Пятидесятницы жителями Красноборска, которые, в свою очередь, торжественно шли в Троицкую церковь. С какого времени и по какому случаю было устроено это крестное хождение, достоверно неизвестно. Однако древнее предание повествует, что сделано оно было по случаю какой-то повальной болезни, свирепствовавшей тогда. Во избавление от нее и установился этот обычай.
Но наступают другие времена, и храм «превращается» в памятник архитектуры, который, однако, государство берет под охрану. В 1973 году собор уничтожают: растаскивают тракторами, камни сбрасывают в реку. А еще через 20 лет по указу Б. Ельцина «охраняемый памятник архитектуры», уже давно не существующий, снимают с охраны государства.
В 2000 году на месте храма Нерукотворного Образа был установлен памятный крест, освящение которого совершил 2 июня настоятель кафедрального Свято-Ильинского собора Архангельска протоиерей Владимир Кузив, посетивший Красноборск во время крестного хода по Северной Двине. С того времени утраченная традиция возобновилась.
По материалам сайта: www.arhpress.ru. http://arhispovedniki.ru/gallery/

Первое письменное упоминание о Красноборске относится к началу XVII века. «В 1620 году на Юрьеве-Наволоке отдан был на пустом гарном месте дикий лес крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову (Рудачку), с обязательством платить в казну оброка 16 алтын и 3 деньги». Построив свои дома и освоив землю, Ожегов стал получать доходы и в 1627 году на свои средства построил деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. Постепенно здесь начинают селиться жители из окружающих селений и приезжие. Увеличивающееся селение стало именоваться слободкой, затем посадом. В 1775 году в посаде насчитывалось 102 дома с численностью населения 500 человек, с гостиным рядом в 105 лавок, с широко развитой торговлей. В 1780 году в результате административных преобразований по указу Екатерины II посаду Красный Бор присвоен статус – уездный город Красноборск. В 1781 году утвержден герб города.
С сайта Красноборского районного музея: http://krasnoborskmuseum.ru/history.html

Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомой Нечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах.
Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 [1627]. Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник».
Далее говорит: «сице подщався он внешняя чувственная по силе и по вере своей церковь украсити, яко же лепо и по чину. Икону же ту чудотворну той же боголюбец муж в той церкви постави, внутри же тоя церкви умная вся милость и чудеса, яже ныне творимая в ней Господь сооружи а не человек». Наконец он упоминает и о служителе, что служитель оной церкви бысть иеромонах некий благоговеен сый, пострижение свое име в Соловецком монастыре. Следовательно должно полагать, что и первоначально та церковь была или под управлением какого-нибудь монастыря, или самостоятельной пустынью, — чего с достоверностью определить нельзя. Известно, что в начале XVII столетия провидению угодно было прославить своими чудесами пустое и не славное место сие и дом молитвенный — святую церковь.
Повествуют, что явленный Нерукотворенный Образ тот по Высочайшему повелению, якобы увезен в Москву в главный кафедральный Софийский собор, а здесь оставлен список с подлинника (который в длину 1 аршин 5 вершк., а в ширину 14 вершков). На нем риза серебряная позолоченная венец украшен жемчугом и камнями.
В 1680-м году Красноборская Спасская церковь Высочайше присоединена была к Соловецкому монастырю. О сем Соловецкого монастыря летописец говорит так: «в лето от сотворения мира 7188-го Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич пожаловал в Соловецкий монастырь в Устюге Великом на Красном Бору приходскую церковь Всемилостивого Спаса со всей утварью и при ней пустоши Драчевскую и Свирчевскую, пашенную и непашенную землю со всеми угодьями и крестьянами». От чего Красный Бор и называется селом Соловецкого монастыря. Жители оного назывались беспашенными бобылями, кои ходили по очередно каждогодно в Соловецкий монастырь для служения. А находилась оная Спасская церковь под управлением Соловецкого монастыря до 1780-го года. Тогда по Высочайшему указу отобраны были от всех монастырей вотчины с крестьянами безвозвратно и причислены в ведомство Коллегии экономии, а монастырям Высочайше конфирмованы штаты.
По обращении в самостоятельную приходскую церковь, вышесказанная Спасская церковь по ветхости разобрана была4. Вместо ветхой оной деревянной церкви, по благолосвению и данной грамоте от Преосвященного Иоанна епископа Великоустюжского и Тотемского в 1776-м году июля 12-го числа, начата строением в 1790-м году усердием прихожан каменная двухэтажная в одной связи с колокольней церковь. На легком куполе коей красуется легкая маленькая глава.
В ней три престола. 1) В настоящей холодной во имя Нерукотворенного Образа. Прекрасный иконостав во всю ширину и высоту храма, работы прошедшего столетия, с золочеными колоннами и пилястрами, — состоит из ярусов, верх которого венчают Распятие и образа: Божий Матери и Иоанна Богослова. В алтаре над престолом сень на четырех колоннах вся золоченая, с надписанием по сторонам вверху херувимов, с резной позолотой и кистями и изображением внутри оной, свыше осеняющего Господа Саваофа — резного и предстоящих при оных колоннах четырех ангелов с подсвешниками, резных же и вызолоченных. Освящен 1824-м году июня 8 дня.
2) В нижней теплой во имя Сретения Господня, освящен в 1795 году. И в 1847 был возобновляем. Иконостав в ней отличной столярной работы, с резьбой в двух ставах, посеребрён, а резьба и карнизы все вызолочены. Стены и своды как в алтаре, так и в церкви расписаны прекрасной живописью в клеймах разных святых.
3) Во имя Матери Божией всех скорбящих Радости, в трапезе нижней церкви, с правой стороны, устроенный5 в 1847 году приделе, по благословению Преосвященнейшего Евлампия епископа Вологодского и Устюжского освящен в том же году. Довольно высокая колокольня6 красивой наружности.
Ризница и вся церковная утварь при сей церкви богатая.
Из священных вещей, знаменитых по древности:
1) Напрестольный крест деревянный, обложен чеканным золоченым серебром, на нем изображение распятия Иисуса Христа литое. Он принадлежал Соловецкому монастырю. Как видно из подписи на обороте его следующего содержания: Святый честный и животворящий Крест Господень Соловецкого монастыря, сделан в ризную казну при архимандрите Варфоломее, лета 7174-го (1666) месяца сентября в 1-й день.
2) Потир, дискос и два блюдца древние серебряные позолоченные, принадлежат также Соловецкому монастырю по значащейся на первом подписи: дал сии сосуды в Соловецкий монастырь стольник Василий Никитич Панин к старому своему вкладу по родителях своих, а за тот вклад поминать Феодосия генваря в 1-й день Антониду РО ГО-году [?] сентября в 1-й день.
3) Евангелие, печатанное при державе Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича в лето от сотворения мира 7186, а от Рождества Христова 1677-м на верхней дске в средине Распятие Господне, по углам клейма евангелистов, все серебряное позоловенное. Должно полагать и оное принадлежало Соловецкому монастырю.
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=196

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?