Красная Река. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

После разрушения татарами Краснореченского городища здешние места надолго обезлюдились, лишь через 420 лет, с завершением строительства первой очереди Закамской укреплённой линии (1656 год), делаются попытки освоения нашего Заволжья. Одновременно с русскими поселенцами здесь селятся и инородцы.
Ориентировочно, село Красная Река возникло в начале 60-х годов 17 века. Жили мордовские поселения справно, часто не зная границ своих владений, но по мере освоения края, у краснореченцев появились соседние поселения, и земли стали закрепляться строже. Во второй четверти 18 столетия сюда, к укоренившимся инородцам, стали подселяться русские поселенцы, постепенно заселяя левую часть берега.
Именно на левом берегу в 1773 году в селе была построена деревянная церковь с престолом Покрова Пресвятой Богородицы. Интересно, что с того времени село пытались назвать по престольному празднику – Покровское, но это название за селом не закрепилось.
В 1795 году в селе Красная Река (Покровское) было 180 дворов и 1013 жителей. В 1858 году в селе (где ныне новая школа) тщанием прихожан была построена новая деревянная, крытая железом на каменном фундаменте церковь с тем же престолом Покрова Пресвятой Богородицы.
Перед Первой империалистической войной село оставалось еще довольно крепким, зажиточным. Перебирая данные о селе перед войной, следует отметить, что в селе 39 хозяйств имели по три и более лошадей, в то время как безлошадных было всего 12 хозяйств. Об относительном благополучии краснореченцев говорит и тот факт, что в селе в 1912 году закончили строительство на средства прихожан большой каменной церкви, строившейся, по воспоминаниям старожилов, 18 лет. В строительстве участвовали многие селяне. Новая церковь, с куполами из белой жести, стала гордостью каждого сельчанина. Прежнюю деревянную церковь разобрали.
По воспоминаниям Павла Ефимовича Плешакова, колокола с краснореченской церкви сняли в 1930 году. Большой 150-пудовый колокол, отличавшийся мелодичностью звона, упав с 36-метровой колокольни, раскололся на куски. Снимали колокол свои: Бояркин Сергей, Семёнов Александр. В том же году церковь закрыли. Построенное на крестьянские деньги здание церкви в дальнейшем надругательски использовали под склад, позже — под спиртзавод.
22 марта 1930 года был арестован, а затем расстрелян священник здешней церкви Кольчин Яков Семёнович.
Источник: Ю. Мордвинов. «Взгляд в прошлое. Российские деревни. 17-20 век»
В 2012 году построена небольшая деревянная церковь, в связи с невозможностью быстрого восстановления старого храма. Одноглавый четверик с алтарем и притвором.

Первый деревянный храм с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Красная Река возведен на левом берегу р. Красной в 1773 году. В 1858 году был построен новый деревянный храм, крытый железом на каменном фундаменте (к началу XX века на этом месте была построена новая школа). В 1894 году была открыта церковно-приходская школа. В 1912 году было завершено строительство каменного храма, длившееся, по воспоминаниям старожилов, 18 лет. Прежняя деревянная церковь была разобрана.
В 1930 году с церкви были сняты колокола. Большой 150-пудовый колокол, отличавшийся мелодичностью звона, был сброшен жителями села Сергеем Бояркиным и Александром Семёновым и, упав с 36-метровой колокольни, раскололся на куски. Позднее храм был закрыт.
В 1937 году от церковного совета в составе Василия Лаврентьева, Николая Ильина, Демьяна Торгашова, Фрола Булатова в Комиссию по вопросам культа при ВЦиК было направлено письмо с просьбой разрешить богослужение в Краснореченской церкви. Однако письмо вернулось для рассмотрения в Старомайнский РИК, инструктор которого, несмотря на наличие фамилий, поставил визу — «заявление считать анонимным» и «разбору не подлежит». Здание храма использовали под склад, затем — под спиртзавод.
К началу 2000-х годов в полуразрушеном состоянии храм был передан Русской Православной Церкви. Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29 июля 1999 года № 959-р храму был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия. Ведется его восстановление. Богослужения совершаются в устроенной рядом с каменным деревянной (временной?) Покровской церкви.
https://drevo-info.ru/articles/28329.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?