Красная (Грязная) Сельга. Часовня Казанской иконы Божией Матери.

В срок с 15 по 23 августа 2015 года в ходе экспедиции «Заонежье» были проведено обследование часовни Казанской иконы Божией Матери в ур. Красная Сельга Медвежьегорского района Республики Карелия. У часовни выгнили 3-4 венца крыльца, из-за этого крыльцо наклонилось. Если крыльцо будет наклоняться дальше, то может потянуть за собой южную стену часовни. В южной стене выгнило полностью третье сверху бревно, частично выгнило первое сверху бревно. Верхнее центральное бревно крыши частично выгнило — нет выступа для козырька. Выгнило одно из бревен основы под звонницей, поэтому наклонилась звонница.
http://obsheedelo.ru/

Вторая из рассматриваемых нами часовен построена в Красной Сельге. Эта деревня, по данным за 1873-1926 гг. носившая название Грязная Сельга, находится в северо-западном Заонежье. Культура западного Заонежья характеризуется существенными карель-скими компонентами, связанными с притоком на эту территорию, начиная с XVII в., карел, сохранявших, судя по данным 1873 г., свою национальную идентичность в отдельных анклавах, например, в Великогубской волости, до последней четверти XIX в. В настоящее время на месте деревни находится открытое безлесное пространство в границах территории бывшей деревни. Место расположения застройки, так же как и в Масельге, долгое время использовалось для заготовки сена и поддерживалось от зарастания кустарником и лесом.
По свидетельству Л. Петтерссона, Казанская часовня располагалась «на краю деревни без какой-либо связи с ландшафтом», то есть, по-видимому, вне кладбищенской рощи и не на самых высоких отметках рельефа местности. Последнее хорошо прослеживается при натурных обследованиях. Часовня имеет неканоническую ориентацию с направлением продольной оси с северо-востока на юго-запад, стоит на выраженном перепаде рельефа местности в направлении с севера на юг, поэтому имеет подклет переменной высоты, достаточно высокий под юго-западной частью здания. Главный двухкамерный сруб часовни включает молитвенное помещение и притвор. Над притвором надстроена шестигранная колокольня с небольшим повалом рубленого основания, с семистолбным ярусом звона, увенчанным невысоким шатром с полицами, главкой и крестом.
Судя по следам на поручнях и фотографиям 1944 г., сплошное ажурное ограждение яруса звона было выполнено в виде простой решетки с двумя рядами вертикальных прорезей. К боковой юго-восточной стене основного сруба примыкают сени. Получившееся в результате пристройки Г-образноев плане здание перекрыто разноскатной крышей с общим коньком. В интерьере на северо-восточной стене молитвенного помещения сделана подтеска для храмовой иконы, а слева от нее в углу сохранились следы устройства полки.
Фотографии и зарисовкиЛ. Петтерссона 1944 года дают возможность составить представление о существовавшем в часовне иконостасе с заворотами на боковых стенах, с искусной барочной позолоченной резьбой рам, и двумя ярусами икон, одна из которых, храмовая икона Казанской Божьей Матери была датирована 1780-м годом. Петтерссон отмечает, что в часовне хранились и расписанные многоцветным растительным орнаментом по белой основе тябла предшествующего иконостаса, относящиеся к периоду до конца XVIII в., что дает возможность косвенно датировать существовавший в 1940-е гг. иконостас XIX веком.
В строительной истории часовни было несколько строительных периодов. Ларс Петтерссон выявил четыре строительных периода, но датировал только три из них. На основании отчета Космозерского прихода за 1871 г., первый строительный период датирован 1780 годом, когда часовня была срублена в виде равноширокой и равновысокой двухкамерной клетской постройки с юго-западным входом. Датировка не противоречит архитектурно-конструктивным признакам часовен, бытовавшим во второй половине XVIII в., в частности, трехкосящатому окну с соединением косяков между собой «в ус» и под прямым углом с нижележащим бревном. Не позднее 1853 г., как установил Петтерссон по дате на потолке яруса звона, над притвором была надстроена колокольня. По-видимому, вместе с постройкой колокольни был обновлен и иконостас.
В последней четверти XIX в. с южной стороны храма вместо разобранного крыльца пристроили трехстенный сруб сеней. Одновременно было прорублено окно в северо-западной стене кафоликона, а вместо первоначального входа в храм в юго-западной выпилен широкий проем и в нем устроены новые входы раздельно в притвор и на колокольню с вставкой из вертикально установленных тесин между ними. Кроме того, в связи с необходимостью перекрыть сложный Г-образный в плане объем был частично переделан южный скат крыши основной постройки.
Основанием для датировки второй реконструкции являются даты предыдущей и последующей реконструкций, а также характер сопряжения косяков северо-западного окна кафоликона «в четверть». Трехкосящатые входные двери с сопряжением косяков с вершником «в ус» противоречат такому предположению, так как такая конструкция дверной колоды была распространена в более раннее время, но, скорее всего, колода принадлежала прежнему входу и была перенесена при его переделке. Косвенным подтверждением правомерности датировки служит верхняя граница хронологического ареала заонежских домов-комплексов типа глаголь, безусловно повлиявших на объемно-планировочное реше-ние реконструируемого храма. В 1910-1911 гг. по свидетельству местных жителей, записанному Л. Петтерссоном, произвели наружную обшивку. В это же время прорубили северное окно в притворе, дощатая коробка которого, сильно выступающая из сруба, была рассчитана на обшивку. Вскоре часовня была покрашена и приобрела свой окончательный вид.
Казанская часовня обладает рядом особенностей, которые можно связать с признаками архитектурно-строительных традиций, характерных для карельского населения. Карельские культовые постройки архаизированы. Архаизация применительно к карельским культовым постройкам проявляется не только в сохранении стадиально ранних форм и конструкций, но и древних пластах традиции, восходящих к христианско-языческому синкретизму древних карел, — подчеркнутой природосообразности при организации среды и более отчетливых, чем у русского населения края, переадресаций между архитектурой часовен и жилища.
Архаикой красносельгской часовни, сходной с признаками часовен карел на основной территории их проживания в Карелии, безусловно является вход в притвор с южной стороны, едва ли не единственный для Заонежья второй половины XVIII в., а также отсутствие окон с северной стороны до последней четверти XIX в. в молитвенном помещении и до начала 1910-х гг. — в притворе. Во внешнем облике обращают на себя внимание очень маленькая главка над молитвенным помещением, почти равная яблоку под крестом, шестигранный план колокольни и ее пониженный шатер-колпак. В отношении конструкций архаизация прослеживается в перекрытии молитвенного помещения с его продольной балкой — рудиментом двускатных потолков, восходящих к древнему жилищу, и в настиле перекрытия изтесин «встык», уложенных на балку сверху, а не в боковые пазы, хотя обычно после середины XVIII в. в заонежских часовнях такой потолочный настил делали только над притвором, сенями или галереей.
Особый традиционализм в общей структуре и конструкциях часовни парадоксально сочетается с декоративно богатым иконостасом и отделкой профилированными галтелями потолка в молитвенном помещении. Скорее всего, средства на иконостас были благотворительным даром выходца из Красной Сельги и отразили его индивидуальный вкус. По словам Л. Петтерссона, «известно много историй второй половины XIX столетия, когда строительство либо капитальный ремонт оплачивал человек, живший в Петербурге, но бывший родом из заонежской деревни, а в столице ставший купцом, либо ремесленником».
Карельская природосообразность помогает понять, почему сени были пристроены к часовне сбоку, вопреки традиции наращивать помещения часовен по горизонтали с востока на запад. В нашем случае за юго-западной стеной притвора начинается сильное падение рельефа и развитие храма в длину привело бы к дисгармоничному и нерациональному объемному решению. К тому же пристройку сеней сбоку диктовал и существующий вход в притворна боковой юго-восточной стене.
Во внешнем облике часовни новаторское решение былооформлено с опорой на образцы, которые давало жилище — распространенные в Заонежье дома-«глаголи» с разноскатными крышами разного уклона, исходящих от одного конька. Пристройка и форма крыши придали храму уникальный облик, сходный с местными крестьянским домами-комплексами. Ассоциативное сходство с «глаголем» усиливают широкие двухстворчатые входные двери, по расположению и пропорциям напоминающие ворота хозяйственной части таких домов. Тема жилища в образе часовни подчеркивается широкими причелинами, по своему масштабу сходными с декоративными деталями домов, а по мотивам резьбы и удлиненным каплям — с домовым декором западного Заонежья, в частности таких поселений, как Вегорукса и Пегрема, Мунозеро, Черкасы.
Орфинский В. П., Гришина И. Е., Косенков А. Ю., Орлов А. В. Часовни в заонежских урочищах Масельга и Красная Сельга — памятники исчезнувшим деревням, 2017

В срок с 29 июля по 13 августа 2017 г. Туристическо-поисковым клубом «Горизонт» Московского энергетического института и Поисковым отрядом «Стерх» в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» в ходе экспедиции «Красная Сельга» в Медвежьегорском районе республики Карелия были проведены работы на часовне Казанской иконы Божьей Матери в ур. Красная Сельга.
Часовня иконы Казанской Божьей Матери представляет собой двухкамерный клетский безалтарный храм, включающий молитвенное помещение и притвор. Над притвором надстроена шестигранная колокольня с небольшим повалом рубленого основания, с семистолбным ярусом звона, увенчанным невысоким шатром с полицами, главкой и крестом. К продольной стене западной части храма примыкает трехстенный сруб сеней. Г-образный в плане храм перекрыт разноскатной крышей с общим коньком. Квадратное молитвенное помещение освещено двумя окнами с юго-востока и северо-запада, смещенными к бывшему иконостасу. Поперечно-прямоугольный притвор и сени имеют по одному окну: с северо-запада в первом случае и с юго-востока во втором. Поземный открытый вход в храм находится с северо-востока, внутренняя входная лестница занимает всю ширину сеней. Стены основного сруба рублены без повалов из сосновых бревен «в обло» с внутренней отеской со округлением углов, восточный угол сеней рублен «в лапу». Снаружи стены обшиты досками в горизонтальном направлении по прибоинам с использованием кованых гвоздей.
Двускатная крыша над основным срубом — самцово-слеговая, с гвоздевой кровлей из прямообрезных досок, первоначально — с безгвоздевой кровлей по курицам и потокам (по Л. Петтерссону). Потолки в молитвенном помещении и притворе — из тесин «встык» по продольной прямоугольной балке. Старейшее, юго-восточное окно молитвенного помещения трехкосящатое с сопряжением косяков между собой «в ус» и под прямым углом с нижележащим бревном, в котором вытесан выступ в виде подоконника. Дверь из притвора в молитвенное помещение двухкосящатая с сопряжением косяков сверху «в ус», снизу под прямым углом; в бревне под проемом вытесан выступ в виде порога.
Шестигранный сруб колокольни рублен в повалом «в лапу» из окантованных на два канта бревен, обшит. Сруб, угловые и центральный столб колокольни опираются на расположенную выше перекрытия притвора систему из балок и переводов. Подполок яруса звона настелен из толстых тесин. Центральный столб в пределах яруса звона — восьмиугольного сечения. Оголовки одинарных угловых столбов квадратного сечения связаны брусчатой двухвенцовой обвязкой, к выпускам концов которых прибиты тесины — опоры для полиц. Шатер — стропильный, каркасная по журавцам главка обита железом. В декоре часовни доминируют широкие причелины цельного сечения с глухой двухъярусной и контурной порезкой. На обшивке и элементах яруса звона колокольни сохранились следы окраски в желтый и красный цвета.
Строительная история часовни насчитывает четыре периода. Первоначально была срублена двухчастная равноширокая и равновысокая часовня (1780 г., по Л. Петтерссону), не позднее 1853 г. над притвором была надстроена колокольня (по Л. Петтерссону). В последней четверти XIX в. с юго-восточной стороны храма пристроили трехстенный сруб сеней и прорубили окно в северо-западной стене молитвенного помещения. Обшивка и устройство окна в притворе завершили формирование облика храма (1910-1911 гг., по Л. Петтерссону).
Часовня, расположенная в западном Заонежье, в населении которого до конца XIX в. сохранялась значительная доля карел, обладает рядом особенностей, которые можно связать с признаками архаизации архитектурно-строительных традиций, характерных для карельского населения. Среди них: южный вход в притвор и длительное отсутствие обоих окон с северной стороны храма; окна в молитвенном помещении (до последней четверти XIX в.) и в притворе (до начала 1910-х гг.); перекрытие из тесин «встык», уложенных на балку сверху; маленькая главка над молитвенным помещением, почти равная яблоку под крестом. Уникальный внешний облик часовни предопределен боковой пристройкой сеней, что вызывает ассоциативное сходство культовой постройки с крестьянским домом-комплексом типа «глаголь».
В целом часовня находится в аварийном состоянии. Значительно повреждены нижние и верхние венцы основного сруба. В связи с повреждением нижних венцов сруба нарушена геометрия часовни: просели юго-западный и юго-восточный углы сруба, просела середина южной стены сруба. Также присутствует перекос стен сруба часовни в южную сторону. В целом сруб основного объёма находится в удовлетворительном состоянии.
Сруб сеней находится в неудовлетворительном состоянии: верхние и нижние венцы сруба практически полностью утрачены, остальные венцы также находятся в неудовлетворительном состоянии. Сруб сеней завален на юг (практически полностью потеряна связь между сенями и основным объёмом), а также на восток (в сторону входной двери).
Звонница часовни значительно наклонена в северо-восточном направлении из-за нарушения целостности опор центрального столба звонницы. Сам центральный столб и боковые столбы значительно повреждены. Практически полностью утрачен потолок в основном объёме часовни, в сенях потолок отсутствует. Пол полностью отсутствует в сенях, его конструкции также не сохранились. Кровля сеней полностью утрачена, кровля основного объёма утрачена практически полностью. Значительные повреждения имеет кровля шатра и полиц звонницы. Серьёзно повреждена главка звонницы часовни и крест на ней. Глава над основным объёмом отсутствует. Также частично утрачены декоративные элементы часовни.
Проведенные работы: Окопан нижний венец часовни, окошена трава вокруг часовни, удалены кусты и спиленные ранее деревья. Выправлена геометрия основания сруба основного объёма (подняты юго-восточный и юго-западный углы сруба, середина южной стены сруба). Природными камнями частично нарощен по высоте фундамент (в местах, в которых сруб поднимался). Венцы сруба сеней зафиксированы вертикальными стяжками. Поднята южная стена сруба сеней, поставлена на фундамент из природного камня и специально изготовленный опорный сруб. Устранён наклон сруба звонницы при помощи домкратов. Положение сруба звонницы зафиксировано консервационными конструкциями с опорой на стены сруба часовни. Устранён наклон каркасных конструкций звонницы при помощи лебёдки. Положение звонницы зафиксировано раскосинами, накладками усилены столбы звонницы. Выполнена замена значительно повреждённых и отсутствующих элементов полиц звонницы. Фигурные элементы «пики» на концах полиц изготовлены при помощи электрического лобзика. Сделаны вставки на месте отсутствующих элементов кровли шатра звонницы. Выполнено покрытие шатра и полиц звонницы стеклоизолом. На полицах стеклоизол зафиксирован деревянными рейками. Сделан второй (поверх сохранённых исторических досок кровли и стеклоизола) слой кровли на шатре звонницы. Второй слой кровли выполнен из остроганной дорожёной антисептированной доски, изготовленной на месте работ (из доски 150х25 мм). Произведено усиление слег кровли основного объёма, утраченная коньковая слега заменена брусом (100х150 мм). Изготовлены каркасные конструкции для опоры кровли над сенями (из бруса 100х150 мм и доски 150х100 мм). Сделана кровля над основным объёмом и сенями (в месте примыкания сеней к основному объёму – в виде единой общей кровли). Кровля выполнена из двух слоёв доски 150х25 мм с прокладкой стеклоизола между ними. Первый слой — из доски, покрытой трудновымываемым антисептиком «Неомид» с верхней стороны. Второй слой кровли — из остроганной дорожёной антисептированной (невымываемым антисептиком «Неомид» с верхней стороны и трудновымываемым антисептиком «Неомид» с нижней стороны) доски, изготовленной на месте работ. Ярус звона на звоннице перекрыт одним слоем доски (100х25 мм) и стеклоизолом. Изготовлены консервационные щиты на окна (изготовленные из доски 100х25 мм). Конструктивные и декоративные элементы часовни, упавшие с неё, убраны внутрь часовни.
Нужно сделать: Требуется выполнение научной реставрации часовни.
Экспедиция: Красная Сельга, командир: Рыбин Иван Сергеевич, состав: 17 человек (9 мужчины и 8 женщин); http://old.obsheedelo.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?