Красная Грива, урочище. Знаменский женский монастырь.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней 1679 г. в Знаменском монастыре в г. Гороховец Владимирской области. Монастырь основан в 1598 г. а в 1723. в связи с малочисленностью братии приписан к Флорищевой пустыни.

Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Свято-Знаменский женский монастырь прежде был мужским. Основан в 1670 г на средства Гороховецкого купца Симона Ершова. В 1678 г в монастыре была Знаменская церковь с приделами Иоанна Богослова, Зосимы и Савватия Соловецких. На территории размещалось пять келий, где проживало восемь человек братии («питались милостыней»).
С 1723 г. Гороховецкий Знаменский Красногривский мужской монастырь был приписан к Флорищевой пустыни. Храм в обители был один — в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом во имя св.Иоанна Богослова. Прежде в храме существовали «оригинальные клиросы, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы» с соответствующими изображениями. Из памятников церковной старины замечательны: царские врата 18 века; 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах» (Денисов … Православные монастыри, 1908).
Монастырь закрыли в 1923 г. Во второй половине 20 в. на его территории был совхоз, в Знаменской церкви – конюшня. Монастырь возобновлен в 1999 г. как женский.
В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо.Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908.

Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994 г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
Более подробную информацию об истории монастыря и о жизни обители на сегодняшний день можно узнать на официальный сайте Свято-Знаменского женского монастыря www.znamenkamon.ru

Знаменский монастырь расположен на левом берегу реки Клязьмы, в ее пойме, на так называемой Красной гриве (поэтому монастырь называется Красногривский). Это самый древний в Гороховце монастырь. Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его в начале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле. В 1670 году Семен Ершов уже построил каменную церковь Знамения Богородицы. Позже была пристроена колокольня (после 17ЗЗ года) и теплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.Деревянная церковь апостолов Петра и Павла, построенная в 1685 году, вообще не сохранилась до наших дней. Ничего не известно и о приделе Зосимы и Савватия, который предполагалось построить к церкви Знамения Божией Матери.
Вход в монастырь находился на западной стороне ограды. Святые ворота построены в 1720 году с четырьмя мощными круглыми столбами на прямоугольных базах с широкой проездной аркой. Келейный корпус — 2-х этажный. Нижний этаж — каменный, постройки 1720 года; верхний — деревянный, второй половины ХVIII века. Каменная ограда, постройки XVIII века, замыкала монастырь со всех сторон. Жизнь монастыря была недолгой. В 1723 году указом Петра I монастырь ввиду малобратственности был приписан к Флорищевой пустыни, где братия подвизались строгого монастырского духа, а жили они трудом и молитвой, и с тех пор играл роль ее подворья.
В советское время монастырь подвергся разорению. Наибольшие разрушения в Знаменском монастыре были произведены после 1960-х годов. В это время здесь располагалось отделение колхоза. Была уничтожена монастырская ограда. В 1994 году возобновлена деятельность Знаменской обители. 24 июня Высокопреосвященвейший Евлогий, Епископ Владимирский и Суздальский, передал Троице-Никольскому мужскому монастырю Знаменский монастырь в качестве скита. 13 июня 1995 года в скиту были начаты ремонтно-восстановительные работы, 6 октября 1995 года состоялось освящение престола малого храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
На основании распоряжения Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия от 28 мая 1999 года Знаменский скит Свято-Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь с организацией в нём монашеской общины. В июне 1999 года приехали первые насельницы обители. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года настоятельницей монастыря утверждена монахиня Раиса (Шибеко). Сейчас в монастыре подвизается 12 насельниц. В обители возрождается хозяйство, ведется благотворительная деятельность. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится ковчег с 15-ю частицами мощей святых угодников.
http://meparhia.ru/eparh/31/36

Свято-Знаменский монастырь на Красной Гриве в городе Гороховец был основан как мужская обитель, вероятнее всего, в 1598 году. До настоящего времени вопрос о точной дате основания монастыря остается спорным. В источниках, датируемых послереволюционным периодом, говорится о том, что монастырь был основан в 1669 году — гороховецкому купцу С. Н. Ершову было разрешено построить новую церковь в честь Знамения Богородицы. В краеведческих же работах 20 века годом основания монастыря считаются 1597-1598 годы.
В городской писцовой книге в записях 1687 года отмечается, что в Гороховце за Клязьмой в 1706 году построен монастырь. Среди устроителей этой обители писцовая книга называет купца Петра Лопухина, посадских людей и жителей Гороховца. Сначала все постройки были деревянными и лишь в 17-18 в.в. стали возводить каменные здания. Каменный Знаменский храм возводился на средства купца С. Ершова. Семён Ершов в монастырь дал поступную грамоту на крестьян, заложил традиции пчеловодства и бортничества.
В 1678 году Патриарх Иоаким дал благословение на строительство в монастыре деревянной теплой церкви в честь апостолов Петра и Павла по прошению строителя монастыря Иосифа. В 1685 году храм построили. Но он просуществовал недолго. В описи 1723 года этот храм уже не упоминается. Просуществовала недолго и деревянная Знаменская церковь. Согласно описи 1723 года храм в это время уже был каменным, однако дата его возведения неизвестна. Церковь «Знамения» Богородицы – это первая каменная постройка Гороховецкого уезда.
Монастырь жил натуральным хозяйством и милостыней. Но самостоятельная его жизнь продолжалась недолго. В 1723 году Петром I был издан указ, согласно которому Знаменский монастырь был приписан к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. К этому времени в обители было две каменные церкви: в честь Иоанна Богослова и Знаменская. В монастыре также была деревянная ограда с колокольней над святыми вратами, над ней располагалось 6 колоколов и ряд хозяйственных построек.
В обители находилось достаточно много богослужебной утвари: облачений, икон, книг. Указ Петра I был претворен в жизнь только в 1749 году и Знаменский монастырь стал окончательно подворьем Флорищевой пустыни, перейдя полностью на ее обеспечение, и использовался в основном во время приезда братии в Гороховец.
К концу 18 века ансамбль монастыря приобрел свой современный облик. Здесь был обустроен келейный двухэтажный корпус, его основание было каменным, а второй этаж — деревянным. Обитель окружала ограда длиной 33 сажени, а шириной 4 сажени.
В период с 1753 по 1762 годы к Знаменскому храму с запада была пристроена шатровая каменная колокольня. Здание церкви Пресвятой Богородицы представляло собой двухсветный бесстолпный четверик, с трехчастной апсидой, доходящей в высоту до середины основного объема. Четверик украшали по углам пилястры, декоративные карнизы из сухариков и полуциркульных кокошников по верхней части стен. К основному храму с севера примыкал придел в честь Иоанна Богослова с луковичной главкой. Окна апсиды, четверика и придела украшали наличники в виде колонок с разорванными треугольными фронтонами. К приделу с северо-запада была пристроена трапезная, которая переходила в крытую паперть, в свою очередь к которой примыкала ризница.
В 19 веке ничего более монументального в монастыре не возводилось. Только в конце века, во время руководства Флорищевой пустынью архимандрита Антония, построили несколько новых жилых и хозяйственных помещений вместо обветшавших, обновили внутреннее убранство храма. В 1899 году в монастыре была проведена серьезная реставрация. Каменную колокольню отремонтировали и покрыли оцинкованным листовым железом; обновили все крыши храма; позолотили кресты; восстановили росписи и фрески клиросов.
Особенно ценны в художественном отношении предметы церковного убранства (древние иконы); расписные царские врата 17 века; деревянные подсвечники в виде песочных часов, слюдяные оконницы.
В советское время монастырь пришел в запустение. В 1923 году вместе с Флорищевой пустынью было ликвидировано и Знаменское подворье. Всё имущество конфисковали, а здания передали в ведомство музея. В 1920-е годы в храме находилась бумажная фабрика, склад соломы. Самые большие разрушения произошли в монастыре в 1960-х годах, когда храмовые постройки были приспособлены под совхозные склады и скотный двор. В это же время была разрушена каменная ограда обители.
В 1994 году монастырь был возвращен Владимиро-Суздальской епархии, 24 июня того же года его передали гороховецкому мужскому Троице-Никольскому монастырю в качестве скита. Были начаты восстановительные работы. В 1999 году скит Троице-Никольского монастыря был преобразован в Знаменский женский монастырь.
Сегодня обитель продолжает возрождаться, в монастыре живет больше 20 монахинь. Знаменский храм полностью восстановлен, восстановлена и монастырская колокольня, келейный корпус. Построен игуменский корпус, хозяйственные постройки.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1731

Вопрос о времени возникновения Знаменского монастыря, что на Красной Гриве, до недавнего времени являлся открытым. В дореволюционной литературе датой основания считался 1669 год. В качестве обоснования привлекалась грамота Патриарха Иоасафа, датируемая 23 октября 1669 года, в которой гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось на новом месте «в Гороховском уезде за рекою, за Клязмою, на Гриве, воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы». Однако в краеведческих работах конца ХХ столетия дата основания была перенесена на 1597/1598 год. Действительно, в писцовой книге Гороховца 1687 года, сказано: «В Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106 (1597/1598) году». При этом более ранние писцовые книги Гороховца, равно как и другие источники до 70-х годов ХVII столетия, о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Данное противоречие объяснили несколько лет назад во время подготовки статьи, посвящённой Гороховецкой обители, в «Православной энциклопедии». Оказалось, что краеведы пользовались не оригиналом писцовой книги, а её публикациями второй половины ХIХ века во «Владимирских епархиальных ведомостях». При публикации документа произошла опечатка, в результате чего и появился ошибочный 7106 год от сотворения мира.
В настоящее время считается, что Гороховецкий Знаменский Красногривский монастырь возник в последней трети ХVII века, не позднее 1677 года. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывается с именем купца С. Н. Ершова. Из монастырской описи, составленной в 1723 году, известно, что Ершов заложил монастырские традиции бортничества и пчеловодства, а также дал в монастырь поступную (на крестьян) грамоту. Нередко утверждается, что стараниями купца возводилась и первая каменная постройка обители — церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», ставшая одновременно и первым каменным зданием Гороховца. Однако это положение неверно. В благословенной грамоте Патриарха Иоасафа речь идёт о строительстве деревянного храма: «На тою новую церковь и на приделы лес ронить». И в писцовой книге 1687 (1676) года указывается, что «настоящая церковь во имя Пресвятые Богородицы Знамения, да в приделе престол Иоанна Богослова, да преподобных отец Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев, рублена клецки, главы крыты чешуею». Возможно, С. Н. Ершов являлся только инициатором строительства, завершил же постройку не он. Та же писцовая книга сообщает, что деревянный Знаменский храм представляет собой «строение Петра Лапухина и гороховлян — посадских людей — на гороховской тяглых людей земле». Эта церковь, по-видимому, была холодной, потому что в 1678 году Патриарх Иоаким удовлетворил челобитье «Гороховца Знаменского монастыря строителя старца Иосифа з братиею» и выдал благословенную грамоту (повторив её в 1679 году взамен украденной) на строительство тёплой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла. Это первый документ, в котором непосредственно упомянута Знаменская обитель.
К 1685 году храм был отстроен, и 24 января 1685 года Патриарх Иоаким направил строителю монастыря Силуану грамоту на его освящение. Впрочем, храм просуществовал недолго. В описи обители 1723 года он уже не упоминается. Короткой оказалась и жизнь деревянной Знаменской церкви — согласно описи 1723 года, в обители существовал уже каменный Знаменский храм, точная дата возведения которого остаётся неизвестной. До своего упразднения (в 1923 году) Знаменская обитель являлась мужской. Управлялась она строителями. Мы знаем имена четырёх из них: Иосиф (1677-1679), Силуан (упоминается в 1685 году), Логгин (упоминается в 1693 году), Макарий (упоминается в 1716 и 1723 годах). В начале ХVIII века устанавливаются связи Знаменского Гороховецкого монастыря с Саровской пустынью и её основателем отцом Иоанном. 13 марта 1716 года в Москве будущий строитель Знаменской обители иеромонах Макарий облек Иоанна в схиму (имя Иоанн было дано ему взамен монашеского Исаакий), а 16 января 1727 года по просьбе отца Иоанна из Знаменского монастыря в Саровскую пустынь был переведён инок Ефрем, ставший впоследстви строителем Саровской пустыни. Самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго.
26 июля 1723 года вышел указ, повелевший приписать Гороховецкий Знаменский монастырь к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. К этому времени в обители подвизалось меньше тридцати иноков, что согласно петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В обители тогда находились две каменные церкви (холодная — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», и тёплая — во имя апостола Иоанна Богослова); деревянная ограда с ветхой колокольней над Святыми вратами; ряд хозяйственных построек; большое количество богослужебных предметов и книг. Среди них упоминается благословенная грамота периода «меж патриаршества о строении каменные церкви», относившаяся к 1719 году. Скорее всего, эта грамота давала право на строительство небольшого Иоанно-Богословского храма. Ко второй половине ХVIII века ансамбль Знаменского монастыря приобретает современный облик. К Знаменскому храму с севера пристраивается каменный придел во имя апостола Иоанна Богослова. Не исключено, что Иоанно-Богословский придел есть не что иное, как тёплая Иоанно-Богословская церковь, изначально выстроенная вплотную к Знаменскому храму, а впоследствии соединённая с ним. Между 1753 и 1762 годом вплотную к юго-западному углу главного монастырского храма возводится каменная шатровая колокольня. Надстраивается также второй этаж каменного келейного корпуса. Монастырь обносится каменной оградой; по описи 1762 года её длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени (одна сажень — около 213 см). Несколько ранее, в 1720-е годы, сооружаются Святые врата. Перечисленные выше объекты сохранились до наших дней — за исключением ограды, разобранной во второй половине ХХ века на кирпич.
Знаменская церковь — кубическая, одноглавая, бесстолпная, перекрыта глухим сомкнутым сводом. Апсида — трёхчастная, доходящая по высоте до середины четверика, кариниз которого увенчан декоративными кокошниками. Барабан главы оформлен аркатурно-колончатым поясом. Окна четверика и апсиды обрамлены фигурными наличниками, имеющими форму колонок, завершённых треугольными очельями. Колокольня выстроена в пропорциях «гороховецкого» типа колоколен: восьмигранный объём с ярусом звона, перекрытый высоким шатром, поставлен на низкий четырёхугольник первого яруса. Придел Иоанна Богослова, с востока имеющий апсиду, с запада вплотную примыкает к трапезной, переходящей в крытую паперть, к которой, в свою очередь, пристроена ризница. Все помещения перекрыты коробовыми сводами; в ризнице — плоское перекрытие. Окна обрамлены наличниками с треугольными фронтонами. ХIХ век не был отмечен чем-либо примечательным в истории Знаменского монастыря. Обитель продолжала оставаться подворьем Флорищевой пустыни, выполняя в первую очередь хозяйственные функции.
В 1923 году, одновременно с упразднением Флорищева монастыря, закрывается и его составная часть — Знаменский монастырь в Гороховце. Наибольшие разрушения были причинены его постройкам в 1960-е годы, когда на территории обители располагались отделения совхозов «Гороховецкий» и «Комсомолец», приспособивших соборный храм под стойла. Во время составления каталога памятников истории и культуры Владимирской области в первой половине 1990-х годов состояние построек монастыря признали неудовлетворительными. Иноческая жизнь «за рекою, за Клязьмою, на Гриве» возобновилась в 1994 году, когда здесь открыли скит Гороховецкого Никольского мужского монастыря. 14 июня 1999 года Знаменский монастырь был преобразован в женский и обрёл самостоятельность. 11 октября 2003 года, после восьмидесяти лет запустения, заново освятили Знаменский храм (до этого литургия совершалась в Иоанно-Богословском приделе). Влечёт туристов и паломников Знаменский монастырь своим неповторимым силуэтом, архитектурой старинных строений, и всеохватывающей, успокоительной тишиной, разлитой вокруг обители, за Клязьмой-рекой.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №107, ООО «Де Агостини», 2011

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?