Деревянный надвратный храм над Святыми (западными) воротами монастыря, сооруженный в 1882-1883 гг. игум. Ювеналием. Одноглавый четверик, с четырех сторон окруженный закрытыми галереями, обшитый тесом. Разобрана на дрова в нач. 1940-х гг., во время войны, сами ворота сломаны в 1960-х гг.
http://svyatayarus.su/church/
В Красногорском монастыре 2 храма: один каменный, в связи с такою же колокольнею, во имя чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с приделом и для чудотворной иконы Владимирской; другой деревянный холодный, устроен в 1882 году, стоит отдельно с западной стороны над каменными святыми вратами монастырской ограды в честь Похвалы Божией Матери. По ту и другую сторону между ними находятся помещения монашествующих: два каменные одноэтажные дома с правой стороны, деревянный и гостиница с левой. За оградою на запад стоит ветренная мельница, а к северу отдельно дворы конский, коровий и прочие службы монастыря.
«Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда» / епископ Макарий – М., 2011
В каком виде принесена в Красногорский монастырь св. икона, это видно из описания её сделанного в письме Егора Лыткина: «1629 года августа 22 дня Пречистыя Богородицы Похвалы в дом поставил образ Пречистой Одигитрии, что из-за моря, из Персидской земли вывезен, письмо греческое, обложен образ весь серебром резью, венцы, середина и поля, и позолочен весь оклад почестным золотом, а подложен тот образ конвою алою, цена всему окладу четырнадцать рублей». Величина иконы длиною 10 и шириною 7 вершков.
Новгородский митрополит Киприян по поводу принесения в Красногорский монастырь св. иконы Грузинской, в грамоте поповскому старосте рождественскому попу Иерофею писал:
«Ведомо нам учинилось, что в прошлом 7137 (1629) году августа 22 дня, в Холмогорском уезде на реке Пинеге на Черной горы, у Пречистыя Богородицы Похвалы поставил Георгий, прозванием Третьяк Лыткин, образ Пречистыя Богородицы чудотворной иконы Одигитрия, греческое письмо, обложен серебром, венцы, гривна, поле резью позолочены, оклад весь почестным золотом. К нему же тот образ Пречистыя Богородицы вывез из-за моря, из Персидской земли приказчик Степан Лазарев; в 1626 году в Персидскую землю тот образ Пречистыя Богородицы зашел. В то время Персидский царь Абасс-шах воевал Грузинскую землю, что исстари слыла Иверская, и в тоже время шаховы персидские Ассириане в Грузинской земли Божии церкви разорили и многие чудотворные иконы, а иные вывезли из Грузинской в Персидскую землю шаховы люди. Как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы от себя писал на Черную гору в монастырь Пречистыя Богородицы к игумену и братии и велел бы ты пред образом Пресвятой Богородицы Одигитрии во вся недели по вторникам петь молебны».
Преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский во время пребывания своего в Москве по делам церковным, в 1697 году заказал для той чудотворной иконы серебряную чеканной работы ризу, которая в том же году и построена серебряных дел мастером Василием Клюкиным ценою 48 р. 5 алтын. По возвращению преосвященного из Москвы, новая риза руками его наложена на св. икону в крестовой церкви 21 марта 1698 года, в понедельник на третьей недели великого поста. Рассматривая лик её, преосвященный Афанасий нашел, что чудотворная икона Грузинская (Божией Матери) письма древнего греческого или грузинского, писана по сусальному золоту на плотной дубовой доске с выемкою посредине и выдавшимися плоскою рамкою полями; в середине нижнего конца лицевой стороны вышиблен жеребий с начертанием ноги Богомладенца, кверху заострённый, самая же доска расколота до верха от удара нанесённого неверными персами, – ругавшимися над святынею, – копьем или иным каким орудием. Когда и кем скреплена и исправлена св. икона, неизвестно; заметно только, что она писана была на цельной доске, и уже расколотая, как показано выше, скреплена впоследствии двумя липовыми нарвами, а вышибленное место заделано такою же вставкою и поправлено живописью. В тоже время преосвященный Афанасий своими руками чудотворную икону от пыли очистил и по краям обветшалые места исправил и, укрепивши серебряную с венцем ризу, другую сторону иконы покрыл золотом.
Так и в таком виде принесена из Грузии в Красногорский монастырь святыня первых веков христианства. Черной горе явлено новое знамение благоволения Царицы Небесной. В явлениях, знамениях и чудесах от святых икон исходящих, верный залог Её любви и заступления православным.
Для полноты славы и святости места Черной горы к чудотворному образу Владимирской Божией Матери, по особому указанию свыше туда принесённому, также изволением Божественным, из дальней страны переносится на север другая чудотворная икона Божией Матери, названная по имени страны, в которой до этого находилась (Грузинскою). И действительно, с тех пор слава о святости места возрастает! Красногорский монастырь прославляется обилием чудотворений, подаваемых от святых икон: Владимирской и Грузинской Божией Матери. Крепка вера православных в заступление Богоматери в посредстве её святых икон, и велики благодеяния, в разное время и различно чрез них изливаемые. Проявляющаяся в исцелении неисчислимых болезней, чудотворная сила Божией Матери произвела своё действие на умы и сердца верующих: слава о них распространилась, стечение богомольцев возрастало, а с тем вместе возвышалось и материальное благосостояние монастыря.
Удостоившийся Божественного откровения, по которому св. икона принесена из Грузии на Черную гору, ярославский купец, Егор Третьяков Лыткин был и щедрым благотворителем Красногорского монастыря. Имея особенную веру к образу Богоматери, он воздвигнул новый (лучший первого) храм, украсил и снабдил его приличною утварью. В тот храм перенесены были и чудотворные иконы. Игумен Макарий, в просьбе о дозволении построить новый храм, писал митрополиту Киприяну, что прежний храм близок к разрушению и что в нем нельзя отправлять Божественные службы. Митрополит, разрешив постройку, велел заготовлять лес и всё потребное для храма, а старый храм разобрать, ненужные для постройки бревна и доски отвезти в реку или сжечь, пепел же опустить с камнем в воду, за тем даёт наставление освятить храм соборно, и с того дня в течение шести недель беспрерывно отправлять в нём Божественные службы.
Постройка этого храма производилась по плану купца Егора Лыткина. Присылая в начале работы 50 рублей, он просит игумена Макария письмом: «Верх на церкви сделать по земным обычаям пологой как и на трапезе, покрыть тёсом, среди кровли церковной сделать четыре бочечки со всех сторон шириною в половину сажени, вышиною в рост человека, и с тех бочек вывести шея, маковица и крест; малые на церковной кровле бочечки и шею обить чешуею, а маковицу и крест белым железом, развалов на церкви и шатров круглого или клинчатого у бочек не делать, потому что высокие церкви молниею пожигает; паперть обнести кругом трапезы со всех четырех сторон по самый алтарь, как у церкви Св. Троицы в Холмогорах. Вышину церкви от моста до подволока назначает три сажени, – подальше от братских келий; перебрать старую церковь, – трапезу подрубить и тут зимою отправлять службы, кроме обедни; устроить ограду с большими воротами от зимней дороги и малыми подле старой трапезы от Пинеги реки. Затем просить ослабевшего от старости в силах, больного игумена Макария избрать при жизни из среды своей братии строителя и писать ему, если встретится в чём недостаток. Согласно изложенному плану, при готовых средствах, постройка новой церкви шла успешно, и в том же году окончена; оградой монастырь обнесён в 1639 году. Она рублена в замок брёвнами, крыта на два ската, с западной стороны имела двое ворот; створчатые святые с крестом и рядом с ними другие меньшие.
Усердием того же Егора Лыткина новый храм снабжён приличною утварью и книгами. Им пожертвованы: евангелие московской печати с серебряными под золотом евангелистами в 37 руб., три пелены из которых на одной вышито изображение Божией Матери для привеса к чудотворной иконе Грузинской, выточенный из дерева с позолотою подсвечник, икона храмового праздника Похвалы Божией Матери, напрестольный серебряный под золотом крест в 100 руб.; богослужебные книги: четыре пролога, два толковых евангелия, недельное и на всех евангелистов, церковный устав, до сотни книг поучительных, переписанных рукою самого Лыткина, воск, ладан, священные одежды, сосуды оловянные, покровы, кадило, чаша для освящения, паникадило, блюдца, тафта персидская, хоругви, железные с боем часы; иконы: Георгия митрополита Милитинского, великомученика Артемия с частицею мощей его под серебряною с позолотою ризой, изображение шестнадцати праздников на окладной доске. Кроме того он пожертвовал деньгами и однажды послал сорок шкур соболиных. – Все поименованные вещи высланы не в одно время, при письмах, в которых они и поименованы.
В холодном храме в честь Похвалы Божией Матери предлагалось поставить придел на что испрошено разрешение митрополита Киприяна, и был выдан антиминс, но вместо того в 1641 г. построена другая теплая церковь в честь Всех Святых.
Архиепископ Макарий (Миролюбов) «Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда».