Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе.
Обитель основана в 1606 году преп. Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. «Наименование (Красногорский) это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков». Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы. Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение.
9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I «отрешен от всех должностей», лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится «на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою».
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Правда, в отчете в Московскую Патриархию архиепископа Архангельского Леонтия, датированном 1946 годом (по данным Д. Иванова), упоминается о том, что «Грузинскую» икону носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске.
Однако дальнейшая судьба этого чудотворного образа неизвестна. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. В церкви сохранилось пара фресок.
Источник: сайт http://altertravel.ru/view.php?id=1212
В пятнадцати километрах ниже поселка Пинега на вершине горы — самом высоком месте по всей реке расположен бывший Красногорский монастырь, игравший в XVII—XIX веках немалую роль в жизни края.
Основан он в 1604 году священником соседнего Юрольского прихода Мироном, который принес из Кеврольской церкви почитаемую икону Владимирской Божьей Матери и водрузил ее на горе, называемой Черной: «место горнее, от людей удаленное, черными лесами окруженное». Два года он с помощниками расчищал округу от леса, постригся в монахи под именем Макария и бил челом царю, прося разрешение на основание монастыря. Василий Шуйский ответил: «есть место годно к монастырскому строению… на Пинеге реке близ Волока Пинегского в диком лесу, словет Черная Гора… да будет так, как нам поп Макарий бил челом…»
В 1607 году «искусный в церковном строении плотник Яков» среди леса срубил первый деревянный храм и вокруг него несколько келий. Рядом повесили колокола на двух столбах. До 1629 года, пока ярославский купец Егор Лыткин не пожертвовал в монастырь Грузинскую икону Божьей Матери, а вместе с ней немалую сумму на строительство, обитель влачила жалкое существование. Вскоре на Черной Горе возводится новая церковь. Тип ее — шатер на крещатой бочке, столь распространенный в этих краях, точно оговорен в письме купца к игумену Макарию: «…среди кровли церковной сделать четыре бочки со всех сторон… и с тех бочек вывести шея, маковица и крест опаять железом белым… шатров не делать, ради того, что высокие церкви молниею пожигает… Место вам под нову церковь избрать покрепче и попространнее…». Рядом — шатровая колокольня с «боевыми часами» на ней и еще одна церковь, у которой «верх рублен клинчатой», иначе говоря, клетская. Вскоре срубили и монастырскую ограду «тыном стоячим», то есть из вертикально поставленных один к одному бревен с заостренными верхними концами. В XIX веке ее заменили каменной.
Все чаще монастырскую гору называют не Черной, а Красной — красивой. И действительно, место это исключительное — отсюда открывается величественная, захватывающая дух панорама. Под самым монастырем, на склонах — луга, врезающиеся в густой лес, далеко внизу серебрится река, то вступающая в высокие лесистые берега, то разливающаяся по широким наволокам. На самом горизонте, где Пинега делает крутой поворот, чуть заметно село Сояла, когда-то известное своей шатровой церковью. Поближе, на том же левом берегу, Юрола — одно из древнейших поселений в этих местах. В хорошую погоду можно увидеть Вонгу, находящуюся напротив поселка Пинеги.
Во второй половине XVII века монастырь разбогател. Царь Алексей Михайлович разрешил «на большое море окиян… посылать на дву кочах для рыбного и звериного промыслу… наемных людей». Монастырские суда стали доходить даже до Новой Земли, там промышляли белых медведей и песцов. Монастырь построил свои подворья в Холмоюрах, Архангельске, Пустозерском остроге. Семга, сиги, икра прямо оттуда посылались к царскому столу. В ответ шли новые льготы. Лучшие пахотные земли и сенокосные угодья на много верст вокруг были захвачены монастырем. Понятно, что окрестные крестьяне из-за множества притеснений часто нападают на него, «чинят всякую смуту и мятеж»,— жалуется настоятель. В обители жизнь была отнюдь не аскетическая, да иначе бы и не потребовался указ холмогорского архиепископа Афанасия: «А вина себе в монастырь отнюдь… не покупать и… нигде не держать… и смотреть накрепко, чтобы… никто не пил и не бражничал… а женску полу в келий… не пущать… и на скотском дворе… держать пожилых вдов в совершенных летах».
Большую известность монастырь приобрел и оттого, что его часто навещал сосланный в эти края князь Василий Голицын, бывший начальник посольского приказа, приближенный царицы Софии, один из образованнейших людей России конца XVII века. Здесь же по завещанию он и был похоронен в 1714 году. Могильная плита до наших дней не сохранилась.
В 1716 году после пожара деревянной церкви возникает мысль о каменном храме, но понадобилось специальное разрешение Петра I, так как по его указу в связи со строительством Петербурга было запрещено по всей империи возводить каменные здания. Спасло дело то, что строительный материал уже находился в монастыре. Трехпридельный собор Грузинской Божьей Матери был освящен в 1735 году. Облик его характерен для каменной провинциальной архитектуры первой половины XVIII века, когда новое, связанное с петровскими преобразованиями, затейливо переплеталось со старым, традиционным. Храм повторяет композицию ярусных деревянных церквей: на четверике два восьмерика. Здание, построенное из крупного кирпича с забутовкой, украшено карнизами, поясами и пилястрами, слабо выступающими из плоскости стен. Мастер робко, словно с опаской осваивает новую для него ордерную систему. Зато окна с перспективными проемами и наличники, некоторые из них завершаются кокошниками — характерный мотив XVII века — выполнены куда более уверенно. Внутри собор, вероятно, напоминал зал и производил внушительное впечатление: своды не имеют столбов, и потому пространство оказывается цельным, нерасчлененным.
В одном комплексе с главным храмом и на одной оси с ним возвели просторную трапезную, а над нею деревянную колокольню, замененную в 1802-1807 годах каменной — самым высоким сооружением монастыря.
Теперь собор находится в аварийном состоянии, он продолжает разрушаться, как, впрочем, и другие постройки. Исчезла ограда, несколько лет назад снесены главные Святые ворота, территория застраивается хаотично, разрушается целостность ансамбля.
Источник — http://rusprogram.ru/pi19
На правом берегу реки Пинеги, в расстоянии 195 верст от г. Архангельска и 16 от небольшого уездного городка Пинеги, на высокой горе, находится один из древних — монастырь Красногорский.
Скромная по виду, не богатая по средствам обитель Красногорская не представляет ни изящества архитектуры, ни блеска и роскоши украшений; но естественная красота природы, облагороженная трудом иноков, сообщает Монастырю тот прелестный вид, от которого он справедливо заслужил название Красногорского. – Раскинувшаяся далеко на север гора возвышается под ним на полторы версты. По склонам горы вокруг него тянутся поля, луга, врезываясь в лес или изгибаясь полукругом, принимают разнообразный вид и форму; густой и величавый лес стелется зыбью к основанию горы, то останавливаясь пред рекою, то исчезая в пространстве на запад. В 3–4-х верстах по сторонам приветливо ютятся селения, благоговейно взирая с подножия горы к престолу Богоматери.
Благоговение западает в сердце при взгляде на величие и святость места, избранного по воле Царицы Небесной в основание обители. Здесь живее представляется сознание величия Божия и своего недостоинства, равно и той бездны зол житейских, которая заграждает восход к небожителям, но и сильнее является надежда на помощь Царицы Небесной. Таковые чувства пробуждает место святой Красногорской Обители.
В Красногорском монастыре два храма: один каменный, в связи с такою же колокольнею, во имя чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с приделом и для чудотворной иконы Владимирской; другой деревянный холодный устроенный в 1882 г. стоит отдельно с западной стороны над каменными святыми вратами монастырской ограды в честь Похвалы Божией Матери. По ту и другую сторону между ними находятся помещения монашествующих; два каменные одноэтажные дома с правой стороны, деревянный и гостиница с левой. За оградою на запад стоит ветряная мельница, а к северу отдельно дворы конский, коровий и прочие службы монастыря.
Нынешний Красногорский монастырь в первое время своего существования назывался Черногорский. Приведенная в настоящий вид прекрасная местность горы до 1603 г. представляла чащу непроходимого леса, бывшего жилищем зверей. По тому впечатлению, какое производил угрюмый вид высокой лесистой горы, она носила название «Черная гора», и монастырь впервые на ней построенный – Черногорский. Настоящее название Красногорского монастырь получил впоследствии от приятного вида, сообщенного местности производительным трудом, не ранее 1633 года, когда ярославский купец Егор Лыткин церковь прекрасную воздвигнул, чудотворные иконы жемчугом и драгоценными камнями украсил, снабдил храм приличною утварью и книгами.
Но свет во тьме светится. Господь Бог благоволил прославить место Черной горы избранием в селение своей Пречистой Матери. Черная гора в очах Божиих имела особое значение, должна была прославиться принесением чудотворных икон Божией Матери, дабы явлением знамений и чудес, от них исходящих, утверждать св. веру православную. И просвещенный верою ум не может не признать здесь действия промысла Божия, устрояющего спасение избранных своих.
Матерь Божия, по неложному обещанию своему, данному Апостолам, не оставляет прибегающих к её заступлению и своим покровом осеняет мир христианский. Но особенно велики милости ее православным. Сколько знаков видимого её благоволения к ним в посредстве источающих чудотворения св. икон! Явлением и чудотворениями икон Божией Матери ознаменованы православные страны востока и России. Дальнему северу Архангельской губернии суждено позднее обрести эту святыню.
Исторические сведения о крае нынешней Архангельской губернии начинаются с IХ века, когда земля ее вместе с Вологодскою, Вятскою и Пермскою губерниями, входили в состав древней Биармии или Пермии. Племена ее населявшие, были: лопари, корелы, зыряне, самоеды и югра. Господствующим же народом был заволоцкая чудь, это многочисленное и далеко распространенное финское племя, поклонявшееся идолу Иомале, частию вытесненное отсюда, частию обращенное в христианство дружинами и переселенцами новгородскими от ХI до ХV века, при постепенном покорении земли Новгородцами. Первыми представителями христианства были здесь новгородские переселенцы. Новгородские Архиепископы, князья, посадники, бояре и все знатные новгородцы приобретали земли, леса, реки, озера и при них рыбные и звериные промыслы, и посылали туда своих рабов или нанимали вольных русских людей и половников, приглашали также промышленников. Так образовались в нынешней Архангельской губернии мало-помалу небольшие русские селения.
По мере появления русских селений устроялись и церкви. Уже в ХII веке на Пур-наволоке видим обитель Архангела Михаила, основанную по грамоте Архиепископа Иоанна (1110–1130), с целью распространения христианства. Но в общей сложности церквей и монастырей, в первые века поселения здесь Новгородцев, было еще мало, потому что распространение веры Христовой между туземцами не было дело веча новгородского. Новгородцы смотрели на северный край только как на источник богатства.
Более прочное устройство северного края, как в церковном, так и в гражданском отношении началось только с ХV века, особенно с падением Новгорода в 1478 году, когда его области, и в том числе земля Двинская, сделались достоянием государей московских. С этого времени в ней появляются многие селения, расширяется промышленность и торговля, вместе с тем устрояются церкви и монастыри. Иноки идут в новопокоренную страну и заводят св. Обители, распространяя через них свет христианства среди племен языческих 1.
Насажденная таким образом вера христианская утвердилась на севере России особенным действием промысла Божия. С распространением христианства в Кевроле, прежде уездном городке, ныне селении Пинежского уезда, проявляется чудодейственная сила Божией Матери от списка иконы её называемой Владимирской. Здесь Божией Матери угодно было открыть свою волю на перенесение её иконы и основание Красногорского монастыря. Проводником этой Божественной воли был игумен Варлаам, а исполнителем священник Мирон. Им св. икона поставлена на указанной горе, дабы светильник веры не оставался под спудом, но освещал славою чудес дальний край севера.
В рукописном сказании о принесении на Черную гору чудотворных икон Владимирской и Грузинской Божией Матери сказано, что Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова, Кеврольской десятины, имел у себя чудотворную икону Владимирской Божией Матери. На старости лет он думал передать ту св. икону одному благочестивому мужу, но поступил иначе, по явлению во сне световидной жены, сказавшей: «Почто мыслиши отдать св. икону мужу не искусну, но отдай ю вдовосну попу Мирону, и повели отнести на Черную гору и строити пустыню монастырь». Явление это было 1603 года в один из воскресных дней, после утрени, когда Варлаам уснул легким сном.
Сказание это, подтверждаемое надписью, рукою того же игумена на иконе сделанною, дает понять, что мысль об основании Красногорского монастыря внушена свыше и что игумен Варлаам был ее проводником. Открытая ему воля Божией Матери была ясна; недоумение состояло лишь в отыскании лица священника Мирона и места Черной горы, ему неизвестных; но скоро и, то объяснилось. В том же 1603 году, по случаю сбора церковных святительских оброков, в Кевролу приходит священник Мирон, служивший в Юрольском приходе, что на левом берегу реки Пинеги, в 2-х верстах от названной Черной горы. По совету и убеждениям игумена, священник Мирон становится исполнителем воли Божией Матери, принимает чудотворную икону, причём рукою игумена Варлаама на обратной стороне сделана следующего содержания надпись: «Божией милостию и молитвами Пресвятой Богородицы, Её явлением, Воскресенский игумен Варлаам, Кеврольской десятины, благословил вдового попа Мирона образом Пречистой Богородицы сея иконы, и по её явлению велел строити пустыню монастырь, в Черной горе, где она произволила». Эта надпись на оборотной стороне иконы, в Красногорском монастыре находящейся, значится и ныне; хотя некоторые черты букв изгладились, но разобрать можно. Величина иконы 7 верш. длины и 5 ½ ширины.
За недоступностью Черной горы в зимнее время принятая Мироном св. икона перенесена в церковь святителя Николая, Юрольского прихода; на гору же принесена летом 1604 года и поставлена у водружённого им креста в досчатой ограде, нарочито им для сего устроенной. Гора, на которой стоит Красногорский монастырь, на северо-восточной стороне образует два холма – нижний и верхний, пересекающиеся не широкою долиною; на первом из них стояло древнее изображение распятия Господня 2. Здесь то, по преданию, впервые находилась принесенная на гору св. икона и в таком виде без присмотра оставалась до 1606 года; только священник Мирон, в летнее время, не переставал посещать гору для молитвы, прилагая заботы и труды по расчистке места. Основание монастырю положено на верхнем холме, потому что здесь, как говорит тоже предание, слышались звон и пение.
Доброе дело нашло поддержку и помощь в лице монаха Ионы, который, в смутное время самозванца Гришки Отрепьева, от гонений за веру поляков и литовцев, удалился из Москвы в пределы Архангельской губернии и странствовал по селениям нынешнего Пинежского уезда. В тоже время священник Мирон, по совету игумена Варлаама, принимает монашество и им постригается под именем Макария, вскоре за тем положившего основание Красногорскому монастырю.
Преданный воле Божией священноинок Макарий видел своё призвание. Постоянством труда и терпения он начатое дело приводит к концу.
Избранная под монастырь местность не представляла на первых порах выгодных условий для жизни, много требовалось труда, чтобы приспособить землю к производительности; и вот начинается расчистка лесов, мало-помалу образуются пашни, луга. Но без права, законным порядком утверждённого, владение землёю и труд не были ограждены от сторонних притязаний. Требовалось ходатайство на отвод и закрепление избранного места монастырю. Священноинок Макарий в 1606 г. челобитною в Москве испрашивает на то позволение Царя. Василий Иоаннович Шуйский, грамотою 28 августа 1606 г. на имя земского судьи (паволок Пинежский) Ивана Назарова избранное под монастырь (на Черной горе) место утвердил со взносом в казну 5 алтын; причём велено определить количество земли, кто владеет ею и за какую плату. По сему Волокопинежский выборный судья Иван Назаров доносил, что на Черной горе расчищено пахотной и сенокосной земли для возделывания годной десять десятин, половина земли пахана, другая под лесом не очищена, и что оброку в казну за всю ту землю следует с чёрного попа Макария 10 алтын, в чем и взята с него поручная запись на владение Черною горою со взносом оброка в казну. Количество и границы, данной в надел монастырю земли, точнее определены грамотою Царя Михаила Феодоровича 1631 года: «За монастырем пашни паханые, худые земли три чети в поле, а в двух по тому же, сена меж поль и по конец поль десять копен, лесу не пашенного десятина, да новорасчищенные земли от ручья Бобровца по Черной горе к Малетине до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки, старого оброку десять (10) алтын, пошлин 3 деньги, а межа черногорскому монастырю и пашни с нашими крестьяны волока Пинежского с деревнями Плешковскою и Малетинскою, от Черногорского монастыря вниз по реке Пинеге владеть по Бобров ручей, что течёт меж Васильевского починка и монастырской земли, а в верхнюю сторону Пинеги реки и Малетинской Ворги по глубокий Коровий ручей, что течёт в Пинегу реку, владеть игумену с братией по тем межам по Черной горе и землю распахивать, а что под Черною горою наши земли от Бобровца до Ворги, игумену с братией не владеть!». Но при всем том утвержденная за монастырём земля подвергалась притязаниям и захвату.
Строитель Сергий в челобитной 1650 года писал Царю Алексею Михайловичу, что многие близ монастыря живущие крестьяне вступаются в монастырские земли и убытки чинят. Так крестьянин Малетинской деревни Иван Афанасьев, условившийся с игуменом Макарием на 15 лет расчищать лес, распахивать землю и ставить сено по нижнюю сторону монастыря от Бобровца до глубокого ручья и в гору до болот, из третьей части выгод урожая, не только условия не выполнил, но и хотел обратить всю эту землю в свое владение, по сему и просил Царя и составителей писцовых книг о записи за ним монастырской земли, давши ей в своей просьбе ложное название «Васильев починко», потому, что прежде будто бы ту землю распахивал и двор поставил Василий Шелутко. Только исследование дела на месте раскрыло обман; земля возвращена монастырю и занесена в писцовые книги Мирона Вельяминова. Притязания на монастырскую землю возобновлялись впоследствии от крестьян Валдокурского прихода, возникли пререкания, споры, иски, суды, стоившие немало хлопот и издержек монастырю. Конец беспорядкам положил Царь Алексей Михайлович. Грамотою 1659 г. он подтвердил все данные прежде права Красногорскому монастырю на владение землёю и строго повелел, чтобы крестьяне и всякие воровские люди от монастыря были отрезаны и границы их точно обозначены.
По возвращению из Москвы с грамотою Василия Иоанновича Шуйского, которою велено записать Черную гору за иеромонахом Макарием, он отправляется в Новгород испросить благословения митрополита на постройку храма и основание монастыря. Митрополит Исидор, утвердивши братство предложенного Черногорского монастыря, произвел Макария в игумена, выдает антиминс на освящение храма и другие потребности церковные, при грамоте своей от 20 октября 1608 года.
Между тем монах Иона при содействии благочестивых людей расчистил место для храма, заготовлял лес и построил келью. В 1607 году положено основание первого храма, а к осени следующего 1608 г., когда Макарий возвратился из Новгорода, постройка его была уже окончена, и храм, при участии ближайшего сельского духовенства, торжественно освящён во имя Пресвятой Богородицы честной её Похвалы. В тоже время приобретено четыре колокола в 14 пудов, которые за неимением колокольни были повешены на двух столбах; построено две кельи, где жили три старца и три работника. С течением времени число монашествующих и строений возрастало. Между 1622–1629 годами находилось кроме игумена, 9 человек братии, жившие в особых кельях, и трое работников крестьян, имевших отдельный крестьянский двор.
Таким образом, Красногорский монастырь основанием своим обязан постоянству труда и терпения игумена Макария (в миру священника Мирона).
Не привлекательный на вид, скудный постройками, бедный по средствам и малочисленности братии, Красногорский монастырь в начале существования своего представлял убогую пустынь, со всех сторон огражденную высоким, густым лесом. Первобытный вид и его состояние в писцовых книгах Мирона Вельяминова изображается в следующих чертах:
«На волоку Пинежском Черногорский монастырь, а в монастыре деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы с папертью. В церкви образа: Похвалы Пречистой Богородицы на золоте умиления её, Воскресения Господня, Пречистой Богородицы Одигитрии; царские двери, столпцы и сень на празелени, деисус, под ним одиннадцать образов, да пятнадцать образов пядничных, против деисуса два медных паникадила; в алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы на празелени, евангелие Московской печати в бархате, евангелисты серебряные под золотом, три креста воздвигательных деревянных, крест выносной, да пять разных образов, сосуды церковные: потир, дискос и лжица оловянные; ризы полотняные, оплечья чёрного бархата, епитрахиль, крашеные ветхие, кадило медное, книг два октоиха на восемь гласов Московской печати, два Апостола, один Московской печати, другой письменный в полдесть, две псалтыри, одна в полдесть Московской печати, другая письменная, часовник печатный, устав письменный в десть листа, книга сборник в полдесть, святцы, ирмологий, два каноника; на колокольнице четыре колокола, весу в них 14 пудов. В монастыре же в келье игумен Макарий, да девять келий братских и служних, а в них девять братов; за монастырем двор коровий; пашни монастырские средней земли восемнадцать частей с третником в поле, а в двух по тому-ж, сена меж поль и по конец поль пятнадцать копен; починок Марковской, а в нем во дворе крестьянин Марко Тимофеев сын Клыков, у него два сына Артемко да Исачко; пашни паханые худые земли три чети в поле, а в двух потому-ж; сена меж поль и по конец поль десять копен; лесу не пашенного десятина, да новорасчищенные земли от ручья Бобровца по Черной реке к Малетины до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки. Старого оброку десять алтын три деньги».
В таком непривлекательном виде представляется Красногорский монастырь за первое время существования, но тем не менее, все это носит отпечаток постоянного труда иноков. Терпение и труд на всём кладут свою печать. Деятельная жизнь с течением времени сообщила местности производительность и живописный вид, увеличила и средства монастыря.
«Местоположение, внешний вид, основание и первоначальное состояние Красногорского Монастыря». Источник: «Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда». Из сочинений Макария (Миролюбова), бывшего епископа Архангельского и Холмогорского. — Санкт-Петербург, типография Е.А. Поздняковой, 1895 г.